Президент США Барак Обама привез Вьетнаму очень щедрый подарок. Нет, не извинение за агрессию 1965-1975 годов, в огне которой погибли около 2 млн мирных граждан страны; не компенсацию за сожженные напалмом города и села, за отравленные ядовитыми гербицидами джунгли, рисовые поля и полноводные реки.
Нет, он привез отказ от эмбарго на поставки в страну американского летального оружия. Плюс к нему контракты для гигантов оборонной индустрии США — Boeing, Westinghouse, General Electric и других на 16 с лишним миллиардов долларов.
Отметился вниманием к бывшему врагу и сенатор-республиканец Джон Маккейн. Ярый антикоммунист вдруг обратился чуть ли не с верноподданническим письмом к генеральному секретарю правящей во Вьетнаме Коммунистической партии Нгуену Фу Чонгу, предложив ему в поддержку «общих стратегических и экономических интересов» «сотрудничество в области укрепления безопасности республики в военно-морской сфере».
С чего бы это? Почему вдруг вашингтонские лидеры забыли унизительное поражение в десятилетней войне, которая принесла Штатам самые большие потери после Второй мировой — 58 тыс. жизней американских парней, имена и фамилии которых выбиты на черном мраморе в центральном парке столицы. А еще 303 тыс. раненых и изувеченных, 150 тыс. ветеранов, покончивших жизнь самоубийством. «Поствьетнамский синдром» до сих пор остается незаживающей раной миллионов американцев.
Тот же Маккейн, летчик палубной авиации с авианосца «Орискани», был сбит над Ханоем советской зенитной ракетой, приводнился в озеро с переломами обеих рук и ноги, чуть не был забит мотыгами, а затем отсидел пять с лишним лет в местной тюрьме, где над ним издевались надсмотрщики и регулярно, как на утренней зарядке, лупцевали его бамбуковыми палками. Почему же теперь он старательно пытается не вспоминать о том кошмаре? Неужели только ради гешефта для своего ВПК? Вряд ли. Задумка, надо полагать, более масштабная.
Для начала — добавить перца в отношения между Ханоем и Пекином. И без того не дружеские, в последнее время они обострились из-за территориального спора по поводу Парасельских островов и островов Спратли, богатых морскими и углеводородными ресурсами. Сближение США и Вьетнама, конечно, Китаю не понравится, хотя вида он не подаст. А, может, даже поприветствует такой шаг. Но выводы для себя сделает.
У Соединенных Штатов, как известно, есть серьезные претензии к Поднебесной. И по поводу того, что она наращивает свое присутствие в Южно-Китайском море, создает насыпные острова и, размещая там свои гарнизоны, расширяет собственную зону экономических и военных интересов. Но главное — потому, что крепнущий день ото дня Китай стал реальным конкурентом Вашингтона в Юго-Восточной Азии. И политическим, и экономическим, и военным. А в Штатах конкурентов ох как не любят. Тем более что Тихоокеанский регион там назвали зоной своих геополитических интересов и подтягивают туда основные военно-морские силы, в том числе и стратегические субмарины, фрегаты и эсминцы с системой ПРО Aegis и крылатыми ракетами большой дальности «Томагавк» на борту. Укрепляют военные базы. И такой небольшой, но важный союзник против Китая, как Вьетнам, американцам, безусловно, не помешает. Даже наоборот.
У Ханоя есть «бриллиант», который очень пригодился бы Вашингтону — военно-морская база Камрань. И письмо Маккейна генсеку КПВ товарищу Нгуену Фу Чонгу с предложением об «укреплении безопасности республики в военно-морской сфере» именно о ней. Хотя это слово там блистательно отсутствует. На Камрани во время вьетнамской войны базировались американские истребители и транспортники, боевые корабли и суда вспомогательного флота. Для них Пентагон даже построил аэродром и самый современный по тем временам порт, мастерские по ремонту самолетов и плавсредств.
После 1979 года вьетнамцы передали эту базу советскому ВМФ, где мы разместили свой пункт материально-технического обслуживания. Подписали с Ханоем соглашение на 25 лет. Потом создали крупнейшую за рубежом военную базу площадью в 100 квадратных километров, где дислоцировались противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, морские разведчики Ту-95РЦ, противолодочные самолеты Ту-142, истребители МиГ-23 и даже вертолетный отряд. А еще 8-10 надводных кораблей, 4-8 подводных лодок, несколько судов обеспечения. Но в 2001 году российское присутствие в Камрани было свернуто. Некоторые специалисты утверждают, что на это не хватало денег, тем более что Вьетнам резко поднял плату за использование базы. Другие отмечают, что российский флот в то время перестал ходить в Индийский океан, а самолеты летать в этом регионе, и она нам стала ни к чему.
Правда, пару лет назад этот геополитический промах был исправлен. Российский флот получил право заходить в Камрань для ремонта своих кораблей, пополнения запасов пресной воды и горючего, а также для отдыха экипажей. Такое же право получили и российские летчики. И, конечно, Соединенным Штатам это очень не нравится, они хотели бы сами занять место России в Камрани, прибавив ее к базам на Филиппинах, в Японии и Южной Корее и замкнув таким образом дугу воздействия на Китай. Для этого Вашингтон готов не поскупиться деньгами и, как Маккейн, сделает вид, что забыл об унижении десятилетней войны в Индокитае… Вот и Обама прилетел в Ханой, чтобы продемонстрировать это. Но с Камранью пока никак. Видно, у вьетнамцев хорошая память.
Не получается у США и заместить Россию на оружейном рынке Вьетнама. Хотя в перспективе какие-то мелкие контракты, может, и подпишут. Например, на транспортник С-17 Hercules, подержанные истребители F-16 и патрульный самолет P-3C Orion, тоже не новый. Большой погоды в вооруженных силах Вьетнама, которые на 93% базируются на советском/российском оружии, они не сделают. А перевооружить вьетнамскую армию на американскую боевую технику, даже если такое решение почему-то будет принято, потребует нескольких десятилетий и огромных денег, которых у Ханоя просто нет. Впрочем, и нет потребности менять то вооружение, которое принесло им победу над США, на оружие проигравших войну.
Действия Обамы и Маккейна во Вьетнаме похожи на попытки Зевса соблазнить Европу. Вы же помните этот знаменитый миф? Как громовержец превратился в красавца-быка, ласкового и покорного, как недельный теленок, с золотыми рогами, изогнутыми, как молодой месяц, и золотой шерстью, сверкавшей на солнце, как он лег у ног очаровательной и наивной девушки Европы, приглашая ее покататься. Чем это кончилось, напоминать, думаю, не стоит.
Так вот, соблазнить и похитить Вьетнам президенту Обаме и сенатору Маккейну не удалось. Попытка оказалась никчемной.
Виктор Литовкин