Саммит «семерки» в Японии вряд ли войдёт в историю международной политики. Всё достаточно банально и всё достаточно предсказуемо, как это бывало в советское время на партийных съездах.
Но вот что привлекло внимание. С одной стороны, совершенно разумное и взвешенное решение по сирийскому досье: «Мы призываем все стороны и их покровителей в полной мере соблюдать общенациональное прекращение боевых действий на основе усилий, предпринимаемых Международной группой поддержки Сирии», — говорится в декларации. ВСЕ СТОРОНЫ. Более того, лидеры стран G7 приветствовали «обязательства России в совместном заявлении от 9 мая 2016 года сотрудничать с сирийскими властями, чтобы свести к минимуму авиационные операции над районами, населенных преимущественно гражданскими лицами или находящимися под контролем сторон перемирия». ПРИВЕТСТВОВАЛИ.
Но тут же — одностороннее и безответственное заявление на украинскую тему: «Мы подтверждаем, что продление санкций против России полностью увязано с действиями Москвы по полной имплементации минских соглашений и уважению суверенитета Украины. Санкции могут быть отменены, когда Россия полностью выполнит взятые обязательства. При этом мы готовы ввести дальнейшие ограничительные меры, если действия России этого потребуют», — сообщается в декларации.
И вот что примечательно. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, рассказывая коллегам о своих недавних встречах с президентами России и Украины, высказался за поддержание единого подхода стран G7 к проблеме Украины с призывом ко всем сторонам полностью выполнять минские соглашения (это цитата из заявления пресс-секретаря МИД Японии Ясухису Кавамуры).
Обращаю внимание — С ПРИЗЫВОМ КО ВСЕМ СТОРОНАМ.
Нет такого призыва в решении «семерки». Не дали англосаксы Японии и, подозреваю, Италии, Франции и Германии добавить в это решение здравого смысла. Да те и не сопротивлялись, полагаю. Сирия — болезненнее и, следовательно, важнее. Проблемы терроризма и мигрантов диктуют ответственные подходы, ошибаться не допустимо.
С Украиной — можно. Цена ошибки для стран «семерки» неизмеримо ниже, допустимо продолжать играть в геополитические игры.
И это и есть истинная цена «семерки». Замкнутый клуб по интересам, после устранения из этого формата России, высказывавшей альтернативную точку зрения по ряду вопросов, более не способный генерировать «добавленную стоимость» в международных отношениях.
Как тут не вспомнить слова крупного американского бизнесмена Уильяма Ригли, основавшего знаменитую компанию по производству жевательной резинки: «Если два партнёра по бизнесу во всем соглашаются, один из них становится ненужным». В «семёрке» — наоборот. Американцам их партнеры нужны, только если они соглашаются во всем. Как на партийных съездах в советские времена.