Выборы преткновения - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы преткновения

Читать в
ДзенTelegram
Украинский политолог Алексей Попов — о том, что мешает местным выборам в Донбассе

В минувшую субботу глава ЛНР Игорь Плотницкий вновь перенес местные выборы в самопровозглашенной республике, теперь на 24 апреля.

Аналогичные выборы в ДНР были назначены на 20 апреля еще в прошлом октябре. Однако сумеют ли к этому времени стороны конфликта — Киев и ЛДНР — согласовать правила проведения выборов, как того требуют Минские соглашения?

Решение проблемы буксует потому, что выборы — не изолированный вопрос, а часть политического урегулирования. А суть урегулирования по Минским соглашениям — это официальная и очень существенная автономизация нынешних ДНР и ЛНР в составе Украины.

Между тем для Киева заключение Минских соглашений было не реальным согласием с этой автономизацией, а способом избежать военного поражения. Сейчас такие слова прямо говорят самые разные политики, включая членов властной команды. Президент Порошенко эту мысль так откровенно не высказывает, но на практике ведет себя так, словно ею руководствуются. Отсюда и его постоянные утверждения о том, что выборы возможны лишь после возвращения Украине контроля над границей, хотя по Минским соглашениям это событие происходит лишь по завершении политического урегулирования.

Но трактовка украинского президента не принимается ни в Донецке с Луганском, ни в Москве. Там считают, что после нее последует возобновление войны с выгодных для Киева позиций

Киев демонстрирует, что для него предпочтительнее фактически (но не юридически) оказаться от Донбасса, назвав его оккупированным, но не дать ему автономию на Минских условиях. Для Украины этот отказ — часть плана по реконкисте региона, возможной, когда международная обстановка это позволит. И хотя трезвые головы в Киеве понимают, что не позволять она может долго, всё равно нынешняя ситуация для них лучше, чем официальная автономизация Донбасса. Ведь ясно, что эта неизбежно пророссийская автономия будет выдвигать свою повестку дня, а значит, станет мешать консолидации Украины на базе евроинтеграции, борьбы с коррупцией, «русским миром», русским языком и советским наследием.

Поэтому Украина и отвергла предложенный почти полгода назад план, предложенный главой политической подгруппы контактной группы Пьером Морелем. Хотя первоначально казалось, что на встрече глав внешнеполитических ведомств «нормандской четверки» 12 сентября она согласилась с ним, как и все другие участники.

Предложенные Морелем принципы закона о выборах в Донбассе были для ДНР и ЛНР серьезными уступками, вероятно, максимумом, на который могли бы они пойти. Ведь они отличались от украинского избирательного законодательства лишь мажоритарной системой и цензом оседлости для кандидатов. Впрочем, в Донецке и Луганске публичных комментариев не высказывали. А Порошенко уже 20 сентября дезавуировал договоренности министров, назвав план «частным мнением господина Мореля».

© РИА Новости . Михаил Маркив / Перейти в фотобанкПрезидент Украины П. Порошенко провел первую пресс-конференцию в 2016 году
Президент Украины П. Порошенко провел первую пресс-конференцию в 2016 году

После этого вопрос с выборами застыл на месте. А когда в «нормандской четверке» переадресовывают его контактной группе, как было сделано и на последней встрече глав ее МИДов 13 февраля, безрезультатность будет гарантирована, ибо контактная группа может лишь детализировать второстепенные вещи в рамках принципиального решения, найденного уровнем гораздо выше. Ведь и Минский протокол выработали лидеры четырех стран и лишь подписали на уровне контактной группы. Следовательно, и принципы выборов должны быть решены на самом верху. Эти принципы касаются, прежде всего, среды их проведения. То есть будут выборы на территории, уже явно переходящей под контроль Киева (Украина с разоружением и контролем границы настаивает именно на этом) или на территории Киеву неподконтрольной, но во многом переходящей под его контроль благодаря легитимации этих выборов?

Но Минские соглашения ясно предполагают второй вариант, значит, речь идет просто о подтверждении Киевом этой части договоренностей. Но лишь когда оно недвусмысленно прозвучит, появится смысл обсуждать проблемы самого избирательного закона (голосование перемещенных лиц, участие партий и т.д.).

Каковы же возможные сценарии дальнейшего развития событий?

Первый и самый маловероятный — из-за возобновления боевых действий, а значит, угрозы украинскому государству Киев идет на уступки во всех политических пунктах.

Далее под давлением западных покровителей Киев может согласиться с буквой Минских соглашений, а значит, с выборами. Но ко всем утверждениям СМИ о неком давлении Запада на Киев для реализации Минских договоренностей надо относиться с немалой осторожностью. Ведь хотя кулуарная политика отличается от публичной, зазор между ними не может быть очень велик. А публичной критики Украины со стороны западных лидеров нет. Показателен недавний визит украинского президента в Германию, когда Берлин спокойно проглотил все манипуляции Киева с конституционными изменениями, после чего Меркель в разговоре с Путиным фактически повторила ключевой тезис Порошенко: сначала улучшение ситуации с безопасностью, затем решение политических вопросов.

Более вероятно, что продолжатся периодические переговоры в Минском и нормандском форматах, дающие в лучшем случае имитацию продвижения.

Может случиться и так, что Киев и западные участники «нормандского формата» вместе с ОБСЕ согласовывают избирательный закон, который оказывается неприемлемым для Донецка и Луганска. В такой ситуации и Киев и Запад могут перевести стрелки с невыполнения Киевом обязательств по конституционной реформе на «неконструктивную» позицию ДНР-ЛНР и России и возложить на них вину за срыв диалога.

Такой вариант достаточно вероятен, что косвенно подтверждают высказывания представителей ДНР о том, что выборы должны пройти лишь после конституционных изменений на Украине.

И, наконец, В Донецке и Луганске, увидев безрезультатность переговоров, могут провести самостоятельно местные выборы. Но не думаю, что этот сценарий должен реализоваться в ближайшее время. Похоже, ДНР и ЛНР хотят сначала посмотреть, сорвет ли Киев конституционную реформу и смогут ли на Западе признать этот срыв невыполнением украинских обязательств.

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала