Вслед за очередными оптимистическими заявлениями главы НБУ Валерии Гонтаревой о «признаках оживления» экономики Украины местные масс-медиа затопил шквал восторга: по итогам июля индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем просел на 1,4%, т. е. впервые после «революции» была зафиксирована дефляция.
Правда, украинские СМИ гораздо меньше акцентировали внимание слушателей и читателей на том, что с начала года реальная инфляция в стране выросла уже на 39,3%, а в годовом исчислении этот показатель (по прогнозам НБУ) может достигнуть 55-58%. В целом, по сравнению с декабрем 2013-го (когда украинцы еще готовились скакать на Майдане) жизнь в стране, только по официальным данным, подорожала на 64,2%, на мрачном фоне падения гривны в 1,67 раза к доллару США и при безусловном замораживании зарплат и пенсий.
В украинских реалиях дефляцию вряд ли можно считать признаком «оживления» экономики. Причинами ее стали резкий рост индекса потребительских цен (ИПЦ) на Украине в марте-апреле текущего года (главным образом из-за скачкообразного роста тарифов ЖКХ) и комплекс мер НБУ по искусственному завышению стоимости гривны, сопровождаемые активизацией на государственном уровне «валютного пылесоса», вытягивающего у налогоплательщиков их заначки в СКВ.
Кстати, до конца года на Украине должно пройти как минимум еще одно повышение тарифов ЖКХ, которое неизбежно спровоцирует очередной скачок инфляции. Предыдущий (в марте с.г.) достиг 11%. Особенно забавно «маленьким украинцам» будет наблюдать рост тарифов поближе к середине осени (сбор урожая + начало отопительного сезона), когда его воздействие на стоимость других товаров и услуг будет максимально болезненным.
Что же касается других сопутствующих показателей, то любопытно обратиться к текущей динамике цен производителей, которая отнюдь не внушает радужных иллюзий. Согласно данным украинского госстата, индекс цен производителей (ИЦП) промышленной продукции по итогам все того же «дефляционного» июля продолжил свой рост (+2,5%), причем заметно больше, чем в июне (+1,7%).
Таким образом, с начала года ИЦП подрос уже на 25,9% и вряд ли собирается останавливаться на достигнутом. При этом нефть и газ собственной добычи (столь необходимые для обеспечения энергетической независимости страны) подорожали на 140,5%, металлические руды (основа экспорта) — на 8,9%, а каменный уголь (на импорт которого Украина с начала года затратила уже почти миллиард долларов) — на 2,1%.
Отпускные цены на пищевые продукты с января по август поднялись на 30,3% (+0,8% только в июле). В частности, хлеб подорожал на 37,8% (+0,7%), молоко — на 18,5% (+1,9%), а мясо — на 17,6% (+2,5%). Да и поставщики газа, пара и электроэнергии с начала года подняли свои цены уже на 31,0% (+8,6% только за июль), хотя официально тарифы повышались пока только один раз. Похоже, производители так и не заметили «целительного» эффекта дефляции или (вернее всего!) уверены во временном характере проседания индекса потребительских цен.
Так что инфляция на Украине не поддается на уговоры НБУ и Кабмина — пока она только присела… перед новым прыжком.
Владимир Волченко