Его организаторам не удалось обеспечить в рамках расширяющейся организации одинаковый уровень жизни населения, эффективность внутреннего экономического развития, равные доходы, рабочие места.
В развитых государствах растет стремление уйти от диктата США и строить свои экономические связи с другими независимо от внешней политики Штатов. Страны показали способность продуктивно осваивать большие объемы денежных вложений, им требуются инвестиции для реализации проектов с высокой социальной отдачей в области развития инфраструктур (энергетика, дороги, порты) и т.п. При этом большинство инвестиционных проектов, в которых нуждается развивающийся мир, являются долгосрочными, но долгосрочной является и большая часть доступных сбережений, находящихся в пенсионных фондах, государственных фондах благосостояния. Поэтому правительства официально заявляют о нехватке средств на инвестиции в другие страны.
Развивающиеся страны открыли свои рынки для транснациональных компаний, поэтому всё важнее, чтобы они могли облагать налогами ту часть прибыли этих гигантов, которую они получают от бизнеса, ведущегося внутри границ этих государств. Однако, по едкому замечанию лауреата Нобелевской премии экономиста Джозефа Стиглица, такие лидеры как Apple, Google и General Electric демонстрируют такую гениальность в уклонении от налогов, которая превосходит их талант к созданию инновационных продуктов.
Независимая комиссия по реформе международного корпоративного налогообложения, проанализировала варианты реформы нынешней налоговой системы. В докладе, представленном третьей международной Конференции по финансированию развития, прошедшей в Аддис-Абебе, члены комиссии единодушно заявили, что нынешняя система больше не работает и предложили альтернативу — вариант, схожий с тем, как корпорации облагаются налогами внутри США: прибыль отчисляется в тот или иной штат на основе объемов экономической деятельности, ведущейся в границах этого штата. Однако США и другие передовые страны мира настаивают на более скромных изменениях.
Развивающиеся страны во главе с Индией доказывали, что подходящим форумом для обсуждения таких глобальных вопросов стала бы уже существующая группа в ООН — Комитет экспертов по международному сотрудничеству в налоговой сфере, чей статус и финансирование нужно повысить. США выступили резко против: они хотят сохранить всё, как было раньше, с глобальным управлением в руках развитых стран и в их интересах.
Не услышан призыв развивающихся стран к развитым государствам соблюдать обязательство выделять, по крайней мере, 0,7 проц. их валового национального дохода (ВНД) на проекты помощи развитию. Лишь несколько стран Северной Европы — Дания, Люксембург, Норвегия, Швеция и Великобритания (в разгар своей добровольной политики сокращения госрасходов) выполнили это обещание в 2014 году. А Соединенные Штаты очень сильно отстают и выделили всего 0,19 проц.
Новые геополитические реальности требуют новых форм глобального управления, с более сильным представительством развивающихся стран. Одной из таких реальностей стало создание организации БРИКС, объединяющей пока Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку.
Среди вопросов, обсуждавшихся в ходе саммита, были: учреждение Энергетической ассоциации БРИКС, создание мобильной операционной системы, сочетание двух проектов — экономической зоны Шелкового пути и взаимодействия в рамках ЕАЭС,
Итогами саммита БРИКС стали: создание нового Банка развития с капиталом 100 млрд долларов, соглашение о сотрудничестве государств до 2020 года, предусматривающее расширение взаимодействия между государствами как в социально-экономическом плане, так и в внешнеполитическом. На саммите была подписана «Уфимская декларация», предусматривающая курс на переход в рамках БРИКС на торговлю в национальных валютах. Рассмотрена реализация стратегии экономического пояса «Шёлкового пути». Главы стран-участниц выступили за ускорение реформы ООН и МВФ и обсудили вступление в БРИКС Ирана. По мнению американского издания Counter Punch, саммит в Уфе стал переломным моментом, после которого «влияние США на другие государства уменьшится в значительной степени».
Следует отметить, что главы стран, которые прибыли на саммит ШОС, не только присматривались к работе БРИКС и проводили двусторонние встречи, но и делали для себя выводы относительно участия своих стран в этой организации.
Естественно, все принятые на саммите БРИКС решения расходятся с основным американским принципом внешней политики — «Весь мир является сферой интересов США». Соединенные Штаты не могут безразлично относиться к существованию БРИКС, а так как способы воздействия на нее ограничены, то самой вероятной представляется попытка развала организации изнутри. По крайней мере, вывод из ее состава одной из стран-участниц любым способом. Воздействие извне на Россию, Китай и Индию, как и смена руководства в этих государствах внутренней оппозицией практически невозможны, Южная Африка пока не имеет достаточного авторитета и влияния в международном масштабе.
Другое дело — Бразилия, седьмая экономика мира, пользующаяся авторитетом и влиянием в странах Южной Америки. С другой стороны, в стране наблюдается сильный спад в экономике, падение уровня жизни, а на этом фоне ширятся антиправительственные выступления и растет внутренняя напряженность. Следовательно, именно там возможно сменить руководство страны с последующим выходом Бразилии из БРИКС. Цель очень заманчивая и перспективная.
Президент Бразилии Дилма Русеф, победив на выборах, 1 января с.г. официально вступила в должность на второй четырехлетний срок. В ходе избирательной кампании Д.Русеф сделала упор на решении социальных проблем, борьбе с бедностью и нищетой. Сразу после церемонии инаугурации президент сделала ряд программных заявлений относительно приоритетов своего правления на ближайшие четыре года. В первую очередь — это возобновление экономического роста без ущерба для социальных программ. Также важнейшей задачей во внутренней политике она назвала борьбу с коррупцией. Приоритетным направлением во внешней политике, по словам Дилмы Русеф, останется сотрудничество в группе БРИКС.
По мнению бразильских специалистов, экономический рост в текущем году прогнозировался до 0,5 проц., но итоги первого полугодия понизили его до 0,1 проц. Если уровень безработицы с 2010 года снижается, то инфляция с 2013 года возросла и в этом году достигла 8 проц. По оценкам МВФ в этом году ВВП Бразилии сократится на 1 проц. До настоящего времени различные программы поддержки помогли вывести из нищеты более 40 млн бразильцев. Но этого оказалось недостаточно, чтобы оживить экономику.
Русеф предстоит восстановить репутацию государственного нефтяного гиганта Petrobras после разразившегося коррупционного скандала, в который оказались вовлечены и видные политики. Под следствие попали более 50 человек. На данный момент только один из них арестован — казначей правящей Партии трудящихся, а Д.Русеф упрекают в том, что с 2003 по 2010 год она была главой совета директоров компании, до избрания президентом, следовательно, знала и знает о коррупционных схемах.
Нагнетание напряженности в стране началось сразу после вступления в должность. По стране начались массовые демонстрации, манифестанты высказывали свое недовольство малоэффективной экономической политикой правительства и финансовыми злоупотреблениями в компании Petrobras. В ответ на это уже в конце марта 2015 года власти представили на рассмотрение в парламент антикоррупционный пакет из 10 мер. Но это не остановило протесты и в апреле в крупных городах прошли манифестации уже с требованиями отставки президента. По данным властей, в акциях протеста участвовали около семисот тысяч человек. Организаторы (как всегда и везде) уверены, что число протестующих было как минимум в два раза больше. Антикоррупционные указы, подписанные президентом, не смогли снять напряжение на фоне ухудшения экономической ситуации.
Сама Дилма Русеф, отменившая визит в США после скандала с прослушкой бразильских политиков американским Агентством национальной безопасности (АНБ) в 2013 году, под давлением Соединенных Штатов, которые те оказали на нее через СМИ и уличные акции протеста, согласилась встретиться с Бараком Обамой в рамках саммита Америк, который был проведен 10-11 апреля в Панаме. Представляется, что это было проявлением слабости президента, а не политической гибкостью. Несмотря на недавнее переизбрание Русеф, оппозиция, воспользовавшись негласной поддержкой США и местных финансовых элит перешла в решительное наступление. Чем закончится противостояние — спрогнозировать сложно, хотя президент формально и не фигурирует в числе тех, против кого ведется расследование.
В стране растет количество общественно-значимых преступлений. Так, вечером 6 августа на северо-востоке Бразилии в городе Каосим двое неизвестных зашли на радиостанцию Radio Liberdade FM и застрелили диктора, работавшего в прямом эфире. Свидетелями преступления стали слушатели. Диктор Г.Карвалью вел свои передачи, в которых разоблачал коррупцию в политических кругах.
Ночью 6 августа жители городов Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, колотя в пустые кастрюли на улицах, выразили свое отношение к телевизионному выступлению президента, в котором Русеф пыталась объясниться с избирателями. Последний опрос, проведенный компанией Datafolha, показал, что 71 проц. избирателей не одобряет деятельность президента. Она стала самым непопулярным лидером страны после окончания военной диктатуры в 1985 году. На северо-востоке страны 67 проц. опрошенных выступают за импичмент. Следует отметить, что именно в этом районе самый большой процент неграмотных.
Итак, подведем итоги. В настоящее время в Бразилии наблюдается противостояние местных элит и значительной части населения с президентом страны. К этому привело ухудшение состояния экономики, снижение уровня жизни большей части избирателей, а также активная антипрезидентская пропагандистская кампания. Криминогенная обстановка ухудшается, протестное движение растет.
Последнее выступление населения с пустыми кастрюлями очень хорошо напоминает обстановку в Чили в 1971 году. Именно после «марша домохозяек» в стране произошел военный переворот, который возглавлял генерал А.Пиночет. То, что организатором переворота были именно США, стало общеизвестно только спустя некоторое время. Сейчас обстановка в Бразилии очень похожа на происходившее тогда в Чили — спад в экономике, уличные манифестации, снижение уровня жизни и, наконец, «марш домохозяек». Осталось найти подходящего генерала, тем более что их в Бразилии приходится на вооруженные силы в полтора раза больше, чем в тех же США, и каждый из них учился или в Панаме на курсах для высшего состава армий латиноамериканских стран, или в одном из американских военных колледжей.
Смена политического руководства в Бразилии сильно отразится на развивающихся отношениях этой страны не только с Россией, но и повлияет на отношение всего мира к БРИКС в целом.
Валерий Росс