Стандартный пакет мер
Еще в 2011 году Украина вступила в Европейское энергетическое содружество. Этот шаг открыл ей доступ к дешевым кредитам, что по замыслам тогдашнего правительства должно было способствовать модернизации оборудования и снижению цен для внутренних потребителей. На деле все оказалось не так замечательно. Для получения дешевых кредитов приходится выполнять весьма жесткие условия — в интересах кредиторов (МВФ, ЕБРР, Европейского инвестиционного банка (ЕИБ)), а отнюдь не Украины, ее экономики и населения.
Пакет мер, которых требуют кредиторы, в общем-то стандартный: повышение тарифов для потребителей до уровня рыночной стоимости (т.е. уход от госрегулирования тарифов) и согласование украинского законодательства в энергетической сфере с нормами европейского энергорынка. Нормы эти прописаны в рамках Третьего энергопакета и предусматривают разделение бизнеса по добыче и транспортировке энергоресурсов, а также либерализацию энергетического рынка. Как поясняют сторонники евроинтеграции, это поможет бесперебойному обеспечению Украины европейскими энергоресурсами. В частности, вместо российского газа Украина может воспользоваться реверсными поставками из Европы, как уже и произошло, например, зимой 2014 — 2015 гг.
Помимо этого в рамках Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и Договора об учреждении Энергетического Сообщества приняты законы О прозрачности добывающей отрасли» (который, в частности, обязывает раскрывать информацию о состоянии геологического изучения недр) и «О рынке природного газа» (предусматривает свободное ценообразование и закрепляет нормы Третьего энергопакета).
В чьих интересах?
Еще в 2013 году тогдашний президент Украины Виктор Янукович заявил, что сотрудничество с Европейским энергетическим содружеством не приносит стране ощутимой пользы. Украина вынуждена выполнять европейские требования и рекомендации, содружество же не учитывает ее мнений и интересов. Один из самых больных вопросов — повышение тарифов. МВФ и прочие кредиторы заинтересованы в том, чтобы государство направляло максимум средств на возврат выданных кредитов и сокращало социальные расходы — в том числе и отказавшись от госрегулирования тарифов.
Сегодня последствия евроинтеграции становятся еще очевиднее. Газ для населения подорожал на 285%, электроэнергия — на 50%. Рост тарифов ведет к массовому обнищанию населения и закрытию производств. Судя по всему, именно последний фактор, а вовсе не модернизация и сокращение потерь поможет сократить энергопотребление — т.е. достичь одной из заявленных целей реформ. Повышение тарифов ведет к росту неплатежей и задолженностей, так что энергетикам все сложнее рассчитываться с поставщиками угля и это может привести к сокращению собственного производства электроэнергии и росту импорта.
С конца прошлого года Украина испытывает дефицит электроэнергии. Чтобы восполнить его, необходима масштабная модернизация изношенных ТЭС. Предполагалось, что эта задача будет решена после приватизации ТЭС, однако эти надежды не оправдались. Теперь реализуется обратный порядок действий: сначала ТЭС модернизируются за счет европейских кредитов, затем станции приватизируются. В итоге, возвращать кредиты будет государство, а получать прибыль — новый хозяин.
При этом, несмотря на дефицит и энергии в украинских электросетях, и топлива для ТЭС, станции т.н. Бурштынского энергоострова продолжают работать на поставки электричества в Европу (однако экспорт в Белоруссию и Молдову ограничен). Островом эту энергосистему из трех ТЭС называют не зря: с 2002 года она полностью отделена от энергосистемы Украины и интергрирована в Европейскую энергосистему. Электричество идет в Европу, а все вредные выбросы остаются местным жителям, которым при этом еще и отключают электричество в рамках программы по экономии энергоресурсов.
Сколь мало интересуют Европу проблемы «осколков бывшего СССР», наглядно видно на примере Литвы. В 2009 году она закрыла доставшуюся ей в наследство от «советских оккупантов» Игналинскую АЭС (модернизированную, способную еще много лет обеспечивать дешевой энергией не только Литву, но и соседние страны) — таково было одно из условий вступления страны в Евросоюз. В итоге, стоимость электроэнергии в стране в первый же год выросла почти на треть, плюс к этому добавились огромные затраты на обеспечение безопасности выключенной станции. Евросоюз выделил на закрытие станции 1 млрд евро, однако этих денег далеко недостаточно — не случайно Литва решила выставить счет за закрытие станции России, которая ее когда-то построила.
От Украины закрытия АЭС не требуют, зато под лозунгами диверсификации и энергонезависимости этот высокодоходный сектор захватывает американская Westinghouse Electric Company, вытесняя «Росатом». Замена российских топливных элементов американскими уже привела к сбою в работе Южно-Украинской АЭС, тем не менее, Westinghouse намерен стать единственным поставщиком топлива для всех блоков АЭС Украины — уже не вспоминая о важности диверсификации.
Авторы реформ
Энергетическая реформа на Украине проводится под руководством зарубежных профессионалов. Для этого планируется утвердить новую должность специального замминистра по вопросам энергореформы. на этот пост предлагается один из специалистов международной консалтинговой компании Mackenzie. План реформирования корпоративного управления НАК «Нафтогаз Украины» разработан международными компаниями Baker&McKenzie и PricewaterhouseCoopers (PWC). Реформы угольного сектора разрабатывают эксперты компании Ernst&Young и ряд других западных специалистов.
В основу новой энергетической стратегии Украины будут положены разработки центра им. Разумкова. Это одна из т.н. «фабрик мысли» или «мозговых центров» — аналитических центров, используемых для продвижения тех или иных идей и проектов. В частности, пару лет назад центр Разумкова выполнял исследования, профинансированные фондом Сороса о выгодах свободной торговли Украины с Евросоюзом.
Ближайшие перспективы украинской энергетики
Внедрение норм Третьего энергопакета приведет к дальнейшему росту издержек и подорожанию энергоресурсов, предупреждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
В частности, облгазам, например, придется иметь «минимум два офиса: один транспортирует газ, другой — продает. Чтобы это были разные люди. Да, это прозрачно и демократично, но сильно увеличивает издержки». Подобные реформы привели к росту тарифов и в Евросоюзе, но там они проходили постепенно и благодаря высоким доходам населения оказались не слишком болезненными. На Украине же они проводятся быстро и накладываются на глубокий экономический и социальный кризис, так что польза их сомнительна.
Росту тарифов способствует и грядущая массовая приватизация. Специально, чтобы рассказать о ней американским инвесторам, в середине июля в США прошел первый украинско-американский бизнес-форум. Выступая на нем, премьер-министр Украины Арсений Яценюк, объявил, в частности, о готовящейся приватизации ведущего украинского производителя электроэнергии «Центрэнерго» — последней компании тепловой генерации, которая еще находится в собственности государства, все остальные уже проданы. Ранее глава Минэнерго Владимир Демчишин отмечал, что именно с помощью «Центрэнерго» государство влияет на ценообразование на рынке тепловой генерации, а затем — и на весь рынок. «Именно так нам удавалось сдерживать тариф. Компания ДТЭК уже давно требует тарифа на уровне 1 гривны 20 копеек, и именно благодаря «Центрэнерго» мы удерживаем его на уровне 80 — 90 копеек», — пояснил глава Минэнерго.
Украинские энергокомпании предлагаются, в основном, зарубежным инвесторам, однако есть и исключения. Так, например, вопреки всем требованиям о разделении «добытчиков» и «транспортировщиков», создается большая вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК) «Объединенная нефтяная компания Украины». В нее войдут «Укрнафта» (добыча), «Укртатнафта» (переработка) и «Укртранснафта» (транспортировка). Первые два предприятия принадлежат государству примерно на половину, третье — полностью. Еще порядка 42% «Укрнафты» принадлежит Игорю Коломойскому, однако его группа «Приват» фактически определяет политику компании. Есть все основания полагать, что в новой частно-государственной компании инициатива тоже будет принадлежать «Привату». Таким образом, государство безо всякой приватизации и продажи фактически передает эти активы в безоплатную эксплуатацию «Привату». В качестве ответного шага «Приват» может согласиться выплатить в бюджет порядка 6 млрд грн. задолженности по налогам и 1,8 млрд грн. долгов по дивидендам.
Галина Яшина