Саудовская Аравия все-таки решила прямо вмешаться в гражданскую войну в Йемене и начать военную операцию против хуситов из движения «Ансар Аллах». Самолеты королевских ВВС нанесли удары по складам и штабам хуситов, а в самой Саудовской Аравии по слухам начались мобилизационные мероприятия. О том, зачем Эр-Рияд вступил в войну и что ему за это будет в интервью Эксперту Online рассказал арабист Леонид Исаев, на днях вернувшийся из йеменской столицы Саны
О возможной интервенции со стороны Саудовской Аравии говорили уже давно. Однако сами йеменцы ожидали, что Эр-Рияд перейдет от слов к делу?
В принципе, да. Бывший президент Мансур Хади долго добивался хоть чьей-либо интервенции. Сначала он обратился за помощью в ЛАГ, однако в середине марта Лига выступила против военного вмешательства во внутренние дела Йемена. Тогда 22 марта он обратился за помощью в Совбез ООН, но там даже не стали ставить эту резолюцию на голосование. Затем Хади обратился за военной помощью в Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива, где его наконец услышали. Согласие на военное вмешательство дали все страны Совета кроме Омана. Султан Кабус всегда старался занимать нейтральную позицию в региональных конфликтах и извлекать свою выгоду через предоставление площадки для будущих переговоров. К тому же у Омана есть общая граница с Йеменом, и султан, не обладающий ресурсами, саудовского короля, не хочет нарваться на военный ответ хуситских отрядов.
Сразу же после этого обращения Саудовская Аравия начала эвакуацию своих граждан с приграничных с Йеменом территорий, что стало для йеменцев сигналом ее готовности к интервенции. А в ночь с 24 на 25 марта, когда хуситы начали операцию по взятию Адена, Саудовская Аравия начала подтягивать свои войска к границе с Йеменом. Но в «Ансар Аллах» надеялись, что все-таки войны не будет. Уж слишком быстро они взяли под контроль провинцию Лахидж и столицу Южного Йемена Аден — хуситы считали, что после взятия Адена саудовцы посчитают бомбежки бессмысленным. Однако они просчитались — саудовцы все равно начали бомбить.
Но зачем?
Для того, чтобы в конечном итоге сохранить Йемен под своим контролем. Эр-Рияд на протяжении последних нескольких десятков лет рассматривает Йемен как зону своих исключительных интересов, и никого туда не пускает. Пытаясь противостоять хуситам, Эр-Рияд взял курс на поддержку исламистких структур в виде Аль-Каиды на Аравийском полуострове (она недавно принесла клятву верности ИГ, став филиалом этой группировки в Йемене), для которой шииты из «Ансар Аллах» являются просто экзистенциальным врагом.
Эта поддержка иногда приводит к курьезным ситуациям. Весь мир слышал о подрывах 21 марта двух мечетей в Сане, которые прошли как под копирку. Там появлялся человек в гипсе, его из уважения пропускали на первые ряды, где молились высокопоставленные представители «Ансар Аллах», и он взрывал себя. В итоге погибло более сотни хуситов. Однако не всем известно, что такой же взрыв должен был прогреметь и в мечети города Саада. Предотвратить его удалось лишь потому, что там смертник немного задержался, а телеканал Аль-Арабия (принадлежащий ОАЭ) передал в эфир информацию не только о взрывах в Сане, но и якобы произошедшем взрыве в Сааде. В эфире дали даже название мечети, поэтому смертника, готовившегося ее взорвать, буквально в последние минуты удалось обезвредить.
Когда подавить хуситов с помощью Аль-Каиды не удалось, террористам поставили задачу хотя бы сдерживать продвижение Ансар Аллах на юг. Саудиты помогали исламистам людьми, оружием. Однако после взятия хуситами Адена и стратегия сдерживания продемонстрировала свою неэффективность. Хуситы решили Аденом не ограничиться, идти зачищать от исламистов провинции Абьян и Мариб и вытеснить Аль-Каиду к границам с Саудовской Аравией. Эр-Рияд такое развитие ситуации абсолютно не устраивало — не только потому, что хуситы получали под контроль Йемен, но и потому, что «Исламскому государству», по сути, без разницы где воевать — на территории Йемена или на территории Саудовской Аравии. Поэтому, возможно, саудовцы и вмешались, начав бомбардировки позиций хуситов. Но вообще эти бомбардировки ничем хорошим для саудитов не закончатся.
Почему?
Потому, что хуситы ответят. Они уже сконцентрируются на границе с Саудовской Аравией, начали обстреливать приграничные саудовские территории и даже захватили три десятка саудовских деревень. Но вглубь они пока не идут, ибо ждут момента истины, понимания того, что хочет Саудовская Аравия добиться этими бомбежками.
Тут есть по сути два варианта. Возможно, речь идет о локальной операции для того, чтобы защитить Аль-Каиду и сделать хуситов более сговорчивыми. Саудовцы хотят возвращения бывшего президента Хади как ретранслятора саудовской позиции и переноса национального диалога (переговорного процесса между племенами по вопросу поиска формулы успешного сосуществования в рамках одного государства — прим. Эксперт Online) в Эр-Рияд. Это позволит им сохранить контроль за Йеменом.
Если цели были именно такими, то по пункту защиты Аль-Каиды они выполнены. Хуситы будут вынуждены приостановить наступление на подконтрольные исламистам территории. Однако со сговорчивостью сложнее — вряд ли йеменцы пойдут на серьезные политические уступки Эр-Рияду. Хуситы готовы разрешить Хади вернуться в страну и даже его не арестовывать, но лишь для того, чтобы он официально передал власть новым лицам. Напомню, что срок его полномочий вообще истек в феврале 2014 года, и он по всем статьям нелегитимен. Что же касается национального диалога, то он, по мнению хуситов, должен проходить только на территории Йемена.
Однако возможно речь идет о полномасштабной военной операции против хуситов до их полного уничтожения. И если это так, то она фактически обречена на провал.
Эр-Рияду или собранной им коалиции не хватит сил разгромить обычную йеменскую группировку? Сколько человек под ружьем у хуситов?
В стране, где на 25 миллионов населения 60 миллионов стволов и свободное хождение оружия, все население находится под ружьем. Нет там такого, что мирное население сидит по домам, а военные стреляют — в случае конфликта воюют все. Йеменцы — это потомственные воины, доказавшие свою боеспособность еще пророку Мухаммеду (они составляли костяк его армии). По сути, они самые воинственные из всех арабов. К 2014 году они уже выбили саудовские войска из территорий, оспариваемых Йеменом и Саудовской Аравией. И это уже не говоря о том, что нападение Саудовской Аравии объединило многие политические силы в Йемене — даже ряд противников хуситов высказались за совместное сопротивление. Сегодня в Сане прошли многотысячные акции против внешней агрессии, а ведущие политические силы договорились о том, что они дадут единый отпор любому вмешательству из вне.
Понятно, что Саудовская Аравия победить в Йемене не может. Их бомбежки не принесли результата. Аэропорт Саны уже к середине дня начал функционировать в нормальном режиме, а атаки на военные базы и склады оружия в пригородах Саны не нанесли особого урона. Однако потери мирных граждан достаточно высоки — около 30-40 человек, что естественно лишь добавляет населению ненависти к саудитам. Понятно, что нужна наземная военная операция — вот только кто ее будет проводить? Да, о поддержке военной операции заявила куча стран от Марокко до Пакистана, однако неясно, кто готов реально помочь. Если Египет отправит один-два самолета, то это не поддержка. Отправка войск — другое дело, но готовы ли страны в нынешней ситуации на Ближнем Востоке реально воевать в далеких песках Южной Аравии? Готова ли, например, Иордания отправлять войска и тем самым ослаблять защиту своего королевства от угроз, исходящих из Сирии и от палестинского населения? Готов ли Египет отправлять войска и тем самым отказываться от возможной операции в Ливии (воевать на два фронта он точно не может). Готов ли Пакистан приносить в жертву ненужной ему операции свои отношения с иранцами? Вряд ли. Еще один вопрос: насколько боеспособны армии стран, выступающих против Йемена? Египет проиграл все войны в XXI века, Саудовская Аравия вообще в последние десятилетия никогда не воевала.
Но можно же положиться на какие-то силы внутри Йемена, лояльные президенту Хади? Например, на военных.
Военные на севере уже давно подчиняются либо «Ансар Аллах», либо их союзнику — занимавшему до Хади пост президента Али Абдалле Салеху. Что касается юга, то последние события заставили его также встать на сторону северян. Так, Хади очень надеялся на то, что продвижение хуситов остановит военная база аль-Анада, прикрывающая подступы к Адену. Однако командующий этой базы генерал Наджи аль-Араши отказался подчиняться приказам министра и пропустил хуситов в тот же день, как Хади попросил о военной помощи у монархий Залива.
Единственный человек в вооруженных силах, который до последнего поддерживал Хади — министр обороны Махмуд ас-Субейхи, однако его приказы в последние дни уже никто даже в Адене не выполнял, а сам ас-Субейхи уже арестован.
Ну, хорошо, военное вторжение окажется безуспешным. Хотя бы потрепают хуситов…
Проблема в том, что хуситы могут перейти в контрнаступление. Пресс-секретарь лидера «Ансар Аллах» Абдельмалика аль-Хуси заявил, что группировка готова продвигаться вглубь саудовской территории и положить конец династии ас-Саудов
Но есть ли у них такие возможности? Да, они отличные воины, но одно дело защищать свою территорию, куда никто из саудовских друзей особо не хочет лезть, а другое — вторгаться в нефтеносную Саудовскую Аравию, где у многих стран серьезные интересы и капиталы? Хуситов же просто разнесут в ходе марша на Эр-Рияд.
Ну, во-первых, на Эр-Рияд идти не надо — можно идти на Мекку или Джидду. Во-вторых, Саудовской Аравии придется воевать аж на три фронта. К северу от королевства в Ираке активизируется ИГ и может устроить свой поход на Эр-Рияд. Кроме того, возможны беспорядки в саудовской Восточной провинции (где находятся основные саудовские месторождения — Эксперт Online), активизации которых поспособствует имеющий там неплохие контакты Иран. Тегеран поддерживает хуситов, и сидеть сложа руки в этой ситуации точно не будет.
Но как шииты в Восточной провинции могут восстать? Они же там по углам сидят, их саудовские спецслужбы держат в ежовых рукавицах.
Это когда саудовцам больше нечем заняться. А когда Эр-Рияд будет воевать на два фронта, он уже не сможет так пристально контролировать жителей Восточной провинции, и тогда большой вопрос кто будет загнан по углам. Одно американское агентство по заказу Ирана сделало интересное исследование, представляющее из себя фактически дорожную карту по дестабилизации Восточной провинции за 24 часа.
России выгодно чтобы был именно второй вариант и конфликт продолжался подольше?
С экономической точки зрения — да. Цена на нефть растет, рубль вместе с ней. В идеале нам интересна была бы окончательная дестабилизация Саудовской Аравии и крах династии ас-Саудов, а также на фоне всех этих событий новая волна протестов в Бахрейне. Да и вообще России нужно налаживать диалог с хуситами и их союзниками, поскольку они являются естественными партнерами Москвы в регионе. И лучшим способом начать диалог будет блокирование в Совете Безопасности ООН любой резолюции, разрешающий вторжение внешних сил в Йемен.