Судьба антироссийских санкций может решиться 19-20 марта на ближайшем заседании Евросовета. В этот высший политический орган ЕС входят лидеры 28 стран. Предполагается, что на саммите они дадут оценку выполнению минских договоренностей и возможной в связи с этим отмене санкций против России. Впрочем, речь идет лишь об ослаблении или ужесточении первого пакета ограничительных мер, которые были приняты в середине марта прошлого года. Сразу после того как Москва признала итоги крымского референдума о воссоединении полуострова с Россией.
Изначально меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, причастных к принятию указанного решения. Кроме того, первый пакет вводил запрет компаниям из стран, поддержавших санкции, устанавливать деловые отношения с российскими лицами и организациями, включёнными в списки.
Следует отметить, что за прошедший год санкционная эйфория в Европе явно пошла на спад. Так, в начале февраля министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо признался, что по его подсчетам потери ЕС от собственных санкций и ответных мер со стороны России составили 21 миллиард евро. Больше всего пострадали страны Юго-Восточной Европы — одни из основных поставщиков плодоовощной и животноводческой продукции в Россию. Проблем добавило чисто политическое решение Брюсселя отказаться от реализации трубопроводного проекта «Южный поток», который гарантировал таким странам как Болгария, Сербия, Греция, Австрия, Словения, Италия и другим бесперебойные поставки «голубого топлива» в обход непредсказуемой Украины.
Неспокойно даже в главном форпосте американского влияния в ЕС — в Польше, фермеры которой периодически выходят на улицы, чтобы выразить свое недовольство по поводу убытков, которые они несут в связи с закрытием российского рынка для их продукции. В начале марта победу на выборах в Греции одержал союз левых партий СИРИЗА, который не просто выступает за отмену антироссийских санкций, но подвергает сомнению целесообразность пребывания страны в еврозоне и ЕС вообще.
Ранее с просьбой снять или частично ослабить продуктовое эмбарго выступило и руководство Венгрии, к которому присоединился Кипр. Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что действие антироссийских санкций, введенных Евросоюзом, продолжится, однако они могут быть ослаблены при положительном развитии событий на Украине.
Европейские «тяжеловесы» тоже явно не в восторге от того, что несут убытки ради пресловутой евроатлантической солидарности с Америкой. Например, глава Пятой республики Франсуа Олланд, который под нажимом со стороны Вашингтона отказывается выполнять контрактные обязательства по передаче России вертолетоносца «Мистраль», теряет популярность в глазах французской публики, привыкшей к политическим лидерам голлистского типа, действующим без оглядки на США.
«Я не рассчитываю на длительную изоляцию России от Евросоюза, — осторожно выразился глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер 5 марта в интервью изданию Handelsblatt. — Поиск политического решения может занять несколько лет, даже десятилетий, но мы должны сделать все возможное, чтобы разрешить конфликт». Как можно судить по этому заявлению, осторожная риторика главного социал-демократа в коалиционном правительстве заметно отличается от ультимативной тональности по отношению к России христианской-демократки г-жи Меркель, которая демонстрирует, куда большую лояльность Вашингтону. Таким образом, разногласия по вопросу об отмене или ослаблении санкции в отношении России наблюдаются не только между США и Евросоюзом, но между отдельными странами и даже в правительственных кабинетах.
Памятуя историю со сбитым малазийским «Боингом» под Донецком, нетрудно догадаться, что Госдеп США, ЦРУ и другие американские спецслужбы готовы руками своих майданных ставленников в Киеве использовать самые грязные провокации, чтобы отмена антироссийских санкции была автоматически снята с повестки дня в ЕС. По-крайней мере, глава Донецкой народной республики Александр Захарченко не испытывает иллюзий по поводу того, что так просто оставят в покое Донбасс и Россию. «Власти ДНР продолжают фиксировать нарушения режима прекращения огня в Донбассе, связанные с активностью неподконтрольных Киеву территориальных батальонов», — заявил он.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов считает, что России не стоит особо рассчитывать на наших симпатизантов в Европе при принятии решения о дальнейшей судьбе санкций.
- Такие страны как Испания, Венгрия, Кипр, Чехия поддерживают нас на декларативном уровне. Просто потому что они несут максимальные убытки от санкций и ответных мер со стороны России. Проблема в том, что это отнюдь не ключевые страны с точки зрения принятия решений в рамках ЕС. В свою очередь, доминирующие страны вроде ФРГ и Франции испытывают жесткий прессинг со стороны Америки. О чем свидетельствует поведение глав этих государств (про Великобританию я вообще не говорю). В связи с этим отмена санкций или их смягчение маловероятны. Просто перед нами подвесили «морковку». Дескать, если будете себя хорошо вести, мы отменим или ослабим санкционный режим.
«СП»: — Это невозможно даже теоретически?
- Санкции отменят только в том случае, если российское руководство пойдет на полную капитуляцию. Чего, к счастью, пока не наблюдается. Поэтому ждать каких-то судьбоносных решений в плане отмены санкции Евросоюза, не приходится. Обама продлил санкции против России. Это сигнал Брюсселю, сигнал, который отнюдь не способствует российско-европейскому замирению. В планах США — максимально стравить Россию и Европу, зачистить это пространство для создания зоны свободной торговли с ЕС. Цель трансатлантического партнерства в экономике — взять под свой контроль основные европейские экономические активы.
Для этого необходимо убедить страны ЕС установить более плотное взаимодействие с Вашингтоном. Убежден, что в рамках саммита европейских лидеров будет обсуждаться не только российский вопрос. Им предстоит определиться по отношению к навязываемой Европе трансатлантической зоне свободной торговли. Понять, насколько у Европы есть возможности и желание противостоять этому. Или стоит «с головой уйти» под военно-политическую «крышу» США. И фактически сдать свой рынок заокеанскому партнеру. Честно говоря, ничего хорошего для России я от этого саммита не жду.
Запад явно не готов к равноправному диалогу, а капитуляция для России неприемлема. Поскольку она повлечет за собой не только снос нынешнего политического режима, но и, на мой взгляд, распад страны.
«СП»: — История принятия антироссийских санкций показывает, что им, как правило, предшествует провокация. Вроде сбитого над донецким небом «Боинга» летом прошлого года. Нечто подобное может повториться и на этот раз?
- Убийство Немцова едва ли возымеет действие. Провокацией может стать возобновление боевых действий в Донбассе. Что, естественно, свалят на ополченцев и на Россию. С другой стороны, США и ЕС уже не знают, какие еще санкции можно ввести — все что можно, уже апробировано.
«СП»: — Уже давно поговаривают о возможности отключения от платежной системы SWIFT.
- Запад сам в этом не заинтересован. Потому что эта акция дестабилизирует всю мировую финансовую систему. Уж на что Силуанов умеренный либеральный чиновник, но и он заявил, что эту акцию мы воспримем как объявление войны.
«СП»: — А что насчет «экспроприации» российских активов за рубежом? Ведь финансы наших банков в США уже начали замораживать?
- Я думаю, эти $600 млн. — та сумма, которую просто не успели вывести. Остальные активы наши банкиры и предприниматели так замаскировали, что их едва ли найдут.
«СП»: — Возможен ли отказ Федерального казначейства США обналичивать американские ценные бумаги, в которые наш Минфин вкладывал средства Резервного фонда?
- Администрация Обамы может дойти и до этого. Благо, мы подстраховались еще в прошлом году, скинув значительную часть казначейских обязательств США. И мы тоже можем начать жесткую игру против доллара. К тому же это будет скандал на весь мир, который подорвет доверие к доллару. Китайцы ведь тоже держат часть накоплений в ценных бумагах США.
«СП»: — Возможны ли какие-либо провокации в Крыму? Российские военные недавно зафиксировали минирование моста, который соединяет два пропускных пункта — российский и украинский.
- Конечно, провокации возможны любые. Другое дело, что Крым сейчас находится под плотным контролем со стороны российских правоохранительных органов. Плюс важна лояльность со стороны местных жителей, что бывает даже важнее работы правоохранителей. В Крыму явно не наблюдаются настроения в сторону возврата в «единую и неделимую».
Мост взрывать бессмысленно — все видели, что минировали его ВСУ. Это больше имиджевая акция со стороны киевских властей, которые вообще хотят воздвигнуть стену между РФ и Украиной. Хотя понятно, что при необходимости российские войска легко переправятся туда, куда им надо. Скорее, возможны провокации в отношении лидеров крымско-татарской общины с целью спровоцировать межнациональную рознь и свалить это на Россию. Хочу напомнить, что в Крыму уже задерживались диверсанты из украинских радикально националистических организаций, признанных российским судом экстремистскими. Обнаруживались тайники и схроны с оружием.
В целом, российской элите следует учитывать, что со стороны Запада в отношении нас пошла «игра без правил». То есть, отсутствуют какие-либо ограничения — даже если Киев, наплевав на минские договоренности, без видимых причин перейдет в наступление в Донбассе, мировые СМИ преподнесут это как «вынужденный шаг в ответ на российскую агрессию». Поэтому нашим властям следует занимать не оборонительную, а наступательную позицию. В противном случае РФ все равно замотают и переиграют в переговорах. Как показывает практика, Запад в большей степени пугают наши акции прямого действия (он не знает, как на них реагировать), нежели дипломатическая игра.
Если не произойдет ничего экстраординарного, то на «съезде» европейских лидеров будет достигнут некий компромисс, предполагает обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
- То есть, новые санкции вводиться не будут. Так же как не будут отменены прежние.
«СП»: — Брюссель использует риторику предельно общего порядка, которую можно интерпретировать, как угодно. Например, много раз говорили, что ситуация на Украине улучшается, но недостаточно быстрыми темпами.
- Дело не в риторике. Просто проамерикански настроенная часть элит ЕС в любом случае будет настаивать на усилении санкций. А все остальные (скажем так, «миноритарии») будут в силу своих возможностей отбиваться от этого решения. Думаю, что компромиссное решение будет обосновано в духе того, что достигнутый прогресс недостаточен. Да, это весьма обтекаемая формулировка. Но это естественно, в Европейском Совете заседают на математики, а политики.
«СП»: — Как бы вы оценили вероятность антироссийских провокаций перед этим мероприятием?
- А что тут оценивать, если в Киеве, в Вашингтоне и в Брюсселе открытым текстом говорят о том, что Киев готов начать очередной виток военных действий. Не позже начала мая. А, возможно, уже в апреле. Для США однозначно в этом будет виновата исключительно Россия. А Брюссель, скорее всего, просто поддакнет. К тому же в преддверии нового Drang nach Osten можно устроить теракт в Киеве или Днепропетровске. И списать его на ополченцев. А то, что украинские пограничники заминировали мост по дороге в Крым, это они опасаются наступления российских войск с территории полуострова (когда они начнут войну в Донбассе).
«СП»: — Высокопоставленные лица в Брюсселе и Вашингтоне не раз говорили, что умиротворение Донбасса — это недостаточный повод для отмены санкции. Все говорят о Крыме как следующей цели евроатлантической дипломатии.
- Все эти вопросы увязаны в единый узел. И все они решаются только после того, как исчезает украинское государство. До тех пор, пока оно существует в нынешнем виде, крымский, донецкий, санкционный вопросы будут находиться в подвешенном состоянии.
«СП»: — На саммите ЕС решения принимают на основе консенсуса. Может ли Москва «переманить» на свою сторону одну, а, желательно, несколько из 28 стран. Например, согласившись на смягчение введенных нами в их отношении контрсанкций?
- В рамках Евросоюза все обо всем договариваются. И от смягчения нашей позиции ничего не зависит. Даже если мы разрешим Венгрии поставлять в Россию все свои фрукты и польские в придачу. Или скинем цены на газ.
Политика правительств Венгрии и Греции и так достаточно благоприятна по отношению к России. Но занять полностью обструкционистскую позицию в отношении Брюсселя они не могут себе позволить. Хотя способны выторговывать какие-то смягчения. Самое главное, что умеренную позицию будут проталкивать участники «нормандской четверки» — Германия и Франция.
«СП»: — Сейчас многое зависит от объективности позиции представителей ОБСЕ, которые, согласно Минскому соглашению, осуществляют мониторинг выполнения договоренностей.
- Как и у любой другой международной организации, позиция ОБСЕ «объективна», когда она выгодна или не выгодна нашим оппонентам. Как вы понимаете, одна и та же организация не может одновременно быть и «объективной» и «необъективной». Если мы считаем ее необъективной, тогда нужно отказаться от подобных услуг.
«СП»: — Что как раз будет трактовано как срыв минских договоренностей. А другая альтернатива есть, кроме миротворцев?
- Миссию наблюдения может отправить кто угодно, хоть Нигерия. Главное договориться.