На 25-е января в евро-курятнике назначен большой переполох — проклятия обрушатся на голову проклинающего. В этот день греческие избиратели, скорее всего, приведут к победе радикальную левую партию СИРИЗА, которая лидирует в опросах по популярности.
Когда в 2012-м в Афинах я изучал причины протестов против мер жёсткой экономии, СИРИЗА уже была популярна, но многие говорили, что они не будут голосовать за эту партию, потому что это, конечно, означало бы выход из евро.
Расчёт изменился. Сейчас в стране многие готовы рискнуть, поставив на партию, политика которой может привести к дефолту и непреднамеренному выходу из еврозоны. Грекам сильно досталось в последние семь лет, и наметившееся улучшение макроэкономических показателей не имеет никакого значения для четверти греков, живущих в нищете, 50 процентов, которые не могут позволить себе оплачивать счета и 27 процентов, которые не могут найти работу. В 2012 году они были лучше подготовлены принять экономические испытания, потому что многие верили словам ведущих политиков, уверявших, что восстановление — не за горами. Так что они избрали правоцентристскую партию, но скопом окунулись во всё ту же ядовитую смесь навязанных извне мер жёсткой экономии и экономической депрессии.
Забавная гримаса Истории — страна, которая изобрела демократию, стала зависеть не от воли народа, а от прихотей чиновников из МВФ, Европейского центрального банка и брюссельских бюрократов. И пусть Греция отчасти виновна в своём тяжелом положении, политика, проводимая представителями кредитующих организаций, сделала его ещё хуже: с момента получения связанной условиями жёсткой экономии первой срочной ссуды в 2010 году ВВП страны снизился на 25%, а внешний долг увеличился с 135% до 175% от ВВП. И, тем не менее, страны-кредиторы, при поддержке Германии, не желают поощрять любые изменения такой политики.
Почему? Да потому, что этого не позволяет нынешние развитие политических реалий в Европе. При получении срочного кредита у Греции существовало два альтернативных варианта: она могла не получить ничего, или же могла получил срочную ссуду, но на условиях, когда оговаривалась скорее фискальная экспансия, чем меры жёсткой экономии. Первый вариант не проходил, потому что без спасительных денег в Греции наступил бы дефолт, и банковская система больше не могла бы иметь доступ к евро. Это привело бы к выходу из зоны евро. Второй вариант был, и до сих пор остаётся невозможным, потому что в глазах немцев и жителей других североевропейских стран, было бы неразумным позволить грекам растратить экстренную финансовую помощь, каким бы то ни было путём, который был бы, по их мнению, приемлемым. Скорее, финансовая помощь рассматривалась как возможность Греции, наконец-то, обратиться к своим проблемам, таким, как снижение уровня коррупции и уклонения от уплаты налогов. А потому условия предоставления экстренной финансовой помощи включали не только привычную формулировку о мерах жёсткой экономии, о сокращении расходов и повышении налогов, но и реформу государственного управления с целью сделать его более эффективным.
Именно этого и не случилось, поскольку греческое государство по-прежнему поражено параличом неэффективности. Таким образом, экстренная помощь провалилась по всем пунктам, и всё же основные греческие партии не хотят оказывать сопротивление кредиторам страны. СИРИЗА, пожалуй, единственная пользующаяся доверием избирателей партия, открыто озвучивающая то, что наиболее здравомыслящие люди считают необходимым: реструктуризация официального долга (то есть, дефолт). В то же время, партия говорит грекам, что страна может пройти процедуру дефолта и по-прежнему оставаться в зоне евро.
Это нелепо, поскольку позволят ли Греции объявить дефолт, оставаясь при этом в зоне евро, будет зависеть от согласия Берлина. Не рассчитывайте на это, так как немцы будут рады наблюдать уход Греции. Но немцы и другие страны-кредиторы занимаются тем, что выдают желаемое за действительное, когда предполагают, что выход Греции будет окончанием этой саги. Если Греция уйдёт, она будет выпускать свою новую, более конкурентоспособную валюту. Это может привести к вероятному росту экономики, которому другие страны евро будут завидовать. А если они увидят, что Греция успешна вне зоны евро, будет всего лишь вопросом времени, когда избиратели в других странах еврозоны надавят на своих политиков для достижения таких же результатов. Этот процесс уже идёт, но, безусловно, ускорится в случае успешного перехода Греции на драхму. И в этот момент, несомненно, дни евро будут сочтены.
Перевод — ПолиСМИ