На минувшей неделе сразу несколько громких событий оказались так или иначе связанными с ситуацией на Украине. Барак Обама подписал «Акт о поддержке свободы Украины», Евросоюз ввел новые санкции в отношении Крыма, Александр Лукашенко заявил о смене экономического вектора, а Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции еще раз четко очертил свою позицию в отношении событий на Украине.
С 20 декабря вступили в силу новые санкции ЕС в отношении Крыма, запрещающие европейским компаниям инвестировать в экономику полуострова, приобретать недвижимость в Крыму и заниматься туристическим бизнесом. ЕС также запретил иностранным судам заходить в порты Севастополь, Керчь, Ялта и ряд других. Кроме этого, введен запрет на поставку в Крым около 200 наименований товаров, а также технологий в сфере транспорта, телекоммуникаций и энергетики. Напомню, что ранее Брюссель запретил выдавать крымчанам с российскими паспортами шенгенские визы и экспортировать в Европу товары крымского производства.
МИД России назвал эти меры ЕС дискриминацией по политическим мотивам: по мнению российских политиков, так Брюссель пытается наказать граждан Крыма за их свободный выбор в пользу воссоединения с Россией. Однако Брюссель не считает новые санкции антироссийскими, так как по-прежнему не признает Крым частью России.
Таким образом, позиция Европы в отношении крымского вопроса остается прежней. Однако новых санкций против России в целом на саммите ЕС принято не было: ряд влиятельных западных политиков высказался за то, что такие меры не выгодны ни России, ни ее западным партнерам.
На традиционной большой пресс-конференции Владимира Путина, прошедшей 18 декабря, российского лидера спросили: считает ли он, что экономическая ситуация в стране и падение рубля — это плата за Крым? Нет — это плата за желание оставаться суверенным, самостоятельным государством, ответил президент. Крым и Украина — не причина, а повод: не случись украинского кризиса — нашелся бы другой повод, «потому что к этому все шло».
Что происходит со страной, которая потеряла свой суверенитет — мы видим сегодня на примере Украины.
В Донбассе продолжаются боевые действия. И, судя по подписанному Обамой «Акту о поддержке свободы Украины», позиция Белого Дома также остается неизменной. В 2015 году США планируют выделить Украине на «свободу» 350 млн. долларов. По мнению российских экспертов, этих денег хватит на поддержание вялотекущего военного конфликта еще в течение полугода. На эти деньги, как подсчитали специалисты, можно купить 850 тысяч касок «комбат», или 58 танков, или 350 тысяч автоматов Калашникова. Но вопрос не в том, много это или мало; самое страшное — что эти деньги пойдут на новые убийства жителей Донбасса. В США уже не говорят ни о мирных переговорах, ни о прекращении войны, а лишь о поддержке так называемой «свободы Украины» путем поставки вооружения и военных консультантов.
Боевые действия продолжаются и на фронтах информационной войны. На днях в одной из программ Петра Толстого на ОРТ приглашенный в качестве эксперта американский публицист Стефан Эдвардс сказал буквально следующее: «До событий на Украине многие американцы очень хорошо относились к Путину и очень доброжелательно — к российскому народу. Все изменила американская пропаганда, и главным образом СМИ — и это очень страшно».
Продолжается антироссийская истерия и в украинских СМИ. На той же пресс-конференции Владимира Путина представитель агентства УНИАН, финансируемого украинским олигархом Игорем Коломойским, задал российскому президенту провокационный вопрос о русских военнослужащих в Донбассе: «Сколько вы их туда послали, сколько из них погибли и что вы скажете их родственникам?».
Путин ответил — спокойно и достойно, ясно называя вещи своими именами. Российской армии в Донбассе нет, есть добровольцы, которые поехали туда по зову сердца, чтобы поддержать ополчение.
«Ведь это не ополченцы юго-востока направили свои боевые подразделения к Киеву, а, напротив, киевские власти подогнали вооружённые силы к юго-востоку, используют систему залпового огня, артиллерию и боевую авиацию… Проблема в том, что после совершения государственного переворота — а кто бы как ни называл и что бы по этому поводу ни говорилось, государственный переворот был совершён в Киеве, причём вооруженным путём — часть страны не согласилась с таким развитием событий. Вместо того чтобы начать с ними хоть какой-то политический диалог, сначала начали применять правоохранительные органы, милицию. Когда это не получилось, начали применять армию. Когда и это не получилось, сегодня пытаются решить вопрос силовым способом с помощью экономической блокады».
По мнению российского лидера, единственный способ урегулирования ситуации — выйти на прямой политический диалог с жителями Донбасса.
«Надеюсь, что нам удастся в ходе диалога — а мы готовы выступать здесь как посредники — выйти всё-таки на прямой именно политический диалог и этими способами, этими политическими инструментами урегулировать ситуацию вплоть до восстановления единого политического пространства», — подчеркнул Владимир Путин.
Напомню, что именно Россия выступила одним из основных инициаторов Минских соглашений и на всем протяжении вооруженного противостояния в Донбассе выступает за мирное урегулирование конфликта. Кроме того, Россия отправила в зону боевых действий уже десятый гуманитарный конвой, а Владимир Путин подтвердил, что гуманитарная помощь Донбассу будет продолжаться и далее. Таким образом, позиция России в отношении событий на Украине также остается неизменной, невзирая на санкции, девальвацию рубля и экономические сложности.
Избежать осложнений в экономике пытается Александр Лукашенко, озвучивший на днях свою новую позицию. «Мы не можем все время молиться на одну Россию, хоть это и братская нам страна, — заявил белорусский лидер. — Потому что, видите, один этот рынок обвалился — и мы следом полетели».
Как известно, экономика Белоруссии на протяжении десятилетий была плотно связана с российским рынком, который потреблял около 85% белорусских товаров. Сегодня эта цифра сократилась вдвое, и Лукашенко дал команду правительству искать новые рынки сбыта и новых партнеров. И даже озвучил одного из них — США.
Что стоит за этими шагами белорусского лидера — только ли стремление защитить экономику своей страны или политический разворот в сторону вчерашнего противника — пока не берутся судить даже эксперты. Но дистанцирование от России, если такое случится, вряд ли пойдет на пользу Белоруссии. Об этом экономисты и политологи говорят уже сегодня. И экономически, и политически это ошибочная стратегия, которая может привести к серьезному кризису в стране. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Россия не намерена уступать. «Российского мишку хотят посадить на цепь, — образно выразился о геополитических играх Запада Владимир Путин. — Но мы этого не допустим. Как только посадят на цепь — вырвут и зубы, и когти, одна шкурка останется».
Вопреки санкциям и экономическим сложностям, поддержка президента народом России сегодня высока как никогда. А еще российский народ всегда объединяется в дни испытаний — в этом и есть его сила. За океаном этого до сих пор не поняли.