Отец Димитрий Шишкин, известный православный публицист, живёт в Симферополе, является священником Украинской православной церкви московского патриархата, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района.
Позволю себе обратиться к пресс-секретарю Украинской православной церкви протоиерею Георгию Коваленко по поводу некоторых его высказываний, количество и характер которых позволяет говорить об определённой тенденции, о направлении мысли, вызывающем смущение и недоумение у многих верующих. Не столько, конечно, пишу для самого отца Георгия, а больше для тех, кто хочет вместе со мной разобраться в том, что происходит на самом деле.
От пресс-секретаря Украинской православной церкви люди ждут ясного объяснения общецерковной позиции по многим болезненным и острейшим вопросам современности. Но вместо этого мы слышим порой заявления, явно выходящие за рамки пастырского душепопечения и выдающие личные национальные и политические пристрастия гражданина Коваленко.
Что ж, такие пристрастия иметь не запрещено, как мы знаем, но только, кажется, неправильно оглашать их публично человеку, мнение которого многими воспринимается как мнение всей полноты православной церкви на Украине.
Тем более что сам отец Георгий не раз говорил, что«священнику политические взгляды лучше выражать в кабинке для тайного голосования». Кажется, для официального спикера эти слова актуальны особенно. Но сам он почему-то этому совету не следует или следует не всегда…
Так, на одной из недавних пресс-конференций по поводу проходящей на юго-востоке Украины «антитеррористической операции» гражданин Коваленко объявил буквально следующее: «Священное писание говорит, что нужно уважать власть, ибо у неё меч, чтобы защищать добро от зла. Если человек незаконно берёт в руки оружие, если человек фактически захватывает заложников, или те или иные регионы — это зло. С этим злом нужно бороться законными, государственными методами. Как гражданин, я поддерживаю действия государства».
Однако ранее, в аналогичных обстоятельствах, протоиерей Георгий утверждал, что «нет Божьего благословения на том, кто стреляет в людей и отдает приказы стрелять в людей». Неувязочка получается, согласитесь. Так может быть настало время нам объясниться, пусть даже заочно, но по существу.
Итак, если перед нами внутренний конфликт «гражданина Коваленко» и «протоиерея Коваленко», то можно говорить о раздвоении личности, которое в худшем из случаев может обернуться шизофренией. Если же мы говорим, что «гражданская позиция» отца Георгия отражает всю полноту и целостность его мировоззрения, то мне лично становится за него страшно.
Потому что девять месяцев назад по поводу назревающих в стране событий Вы, отец Георгий, заявляли буквально следующее: «Для церкви вопрос возможного подписания соглашения об ассоциации с ЕС — ни Страстная пятница с её страданиями, ни Пасха с её радостью. Это вопрос не церковный и не религиозный».
Как человек неглупый, Вы понимали, конечно, уже тогда, что попытка навязать юго-востоку страны прозападные стандарты украинского национализма (а подписание пресловутого соглашения являлось лишь частью большого «антирусского» проекта) обернётся окончательным расколом страны и кровавым противостоянием. Но вместо того, чтобы все силы своего ораторского таланта приложить к тому, чтобы по важнейшим вопросам государственного устройства, в принятии действительно общеукраинского решения были услышаны и учтены мнения всех сторон назревающего конфликта — Вы с молчаливым лукавством фактически стали на одну из сторон.
Что такое молчаливое лукавство? Я объяснюсь. Это значит, что когда попирается божественный и человеческий закон в угоду нашему мнению — мы молчим или ограничиваемся общими фразами, а когда то же самое совершается вопреки нашим политическим, национальным или культурным пристрастиям — мы «смело» возвышаем свой «гражданский голос». Это лукавство, отец Георгий, пусть даже «лукавство молчания», и я хочу, чтобы Вы знали, что это понимают и видят многие.
Теперь же я хочу задать Вам конкретный вопрос перед лицом всех тех мирных жителей, которые были растерзаны и убиты украинской армией, перед погибшими детьми: Вы дерзнёте повторить, что произошедшее в стране — это не церковный вопрос, что это «не Страстная пятница»? Если да — то Вы страшный человек, отец Георгий. Если нет — то, простите, недалёкий.
Потому что уже тогда, в октябре было ясно, что насильственное втягивание Украины в ЕС, без учёта мнения всех её граждан, именно обернётся для церкви «Страстной пятницей». И, смею полагать, Вы это понимали. А значит, утверждая, что Евроинтеграция — это «нецерковный вопрос», Вы лгали перед собой, перед собственной совестью. Зачем?
Некоторые Ваши заявления не просто удивляют, а изумляют, потому, что они выходят за рамки не только церковных, но и человеческих приличий. Так на вопрос парафиян «надо ли поминать на службе святейшего патриарха» Вы отвечаете им: «А Вы знаете — это уже не принципиально, кого мы поминаем».
Как же легко вы отрекаетесь от своего отца, которому ещё недавно пели «многая лета», по вашим же словам — «оригинальным украинском напевом». Опять раздвоение личности? Сочувствую, но не одобряю отнюдь… Это мне напоминает печальные времена, когда детей заставляли публично отрекаться от своих отцов. Но Вас-то кто заставляет? Или вы считаете, что это допустимо… иногда… по обстоятельствам?
К медовым рекам Ваших речей то и дело примешиваются ложки дёгтя, тонко, но явно туда добавляемые. Вот из последнего: «Единство УПЦ — это наследство блаженнейшего митрополита Владимира, и мы этот дар сохраним и приумножим восстановлением единства украинского православия!»
Мы сохраним единство и приумножим его восстановлением единства, — это что-то уж очень сложное, какая-то казуистика, честное слово. Если единство есть, то правильнее говорить о присоединении через покаяние, отпавших от этого единства, тогда всё становится на свои места. А то своими неряшливыми речами Вы можете только сильнее запутать и без того смущенных и напуганных прихожан.
На одной из пресс-конференции Вы заявили о том, что «Церковная позиция такова, что священнослужители должны воздерживаться от прямых политических заявлений и обслуживания или поддержки тех или иных политических или геополитических движений». С этим нельзя не согласиться. Но Вы сами нарушаете это правило на каждом шагу, только делаете это так вкрадчиво и «органично», что думаете, наверное, что это в самом деле можно не заметить. Но это не так.
Вы гневно клеймите позором так называемое «политическое православие», а между тем с иезуитской ухищренностью вплетаете в свои публичные речи политические мечты о евроинтеграции и отрыве от России, мечты о возвышении украинской нации. Причём политическим православием Вы называете только то православие, которое поддерживает идею русского мира, а то, которое грезит об интеграции с евроструктурами, Вам политическим не кажется. Опять лукавство и пресловутые «двойные стандарты».
Да, кстати, о русском мире… Вот Ваши слова по этому поводу: «Мы не должны обсуждать чужие концепции, мы должны иметь свои. И не следует отрекаться от своего «первородства», ибо Русь — она Киевская, и концепция русского мира у нас должна быть своя — киевоцентричная».
Позвольте задать простой и ясный вопрос: а «у нас» — это у кого? У «настоящих» украинцев? Но кого Вы считаете настоящим, а кого нет? Та бабушка, которая «розмовляе дэржавною мовою», считает себя украинкой, ходит по воскресеньям в храм, живёт в беленой хатёнке с мальвами в палисаднике, где-нибудь в Донецкой области, и знать не хочет ни о каких майданах и «европейских ценностях»… та бабушка, дом которой в щепки разнесло снарядом, выпущенным из пушки украинской армии — она по-Вашему какая? Настоящая или нет?
А если внук её воюет в ополчении и, матеря от души продажных политиков, вспоминает деда своего, погибшего за Родину где-нибудь под Киевом вместе с десятками тысяч таких же, как он украинских солдат. Что же мы, откажем им в праве называться украинцами? Но на каком основании, скажите мне?
Вы как-то сказали, опять же публично, по поводу возможного ввода российских войск в Крым буквально следующее: «названные причины для ввода войск — это нарушение заповеди «нэ брэши». Я специально оставляю украинскую транскрипцию, так звучит сочнее. Тогда Вы высказались только о намерении ввести войска.
Но теперь новая украинская власть действительно ввела войска на Юго-Восток и воюет против собственных граждан, не согласных с выбором, который сделали от их имени и за них. Выбор многих вещей, главная из которых — украинский национализм галицкого пошиба в качестве государственной идеологии. Эти люди называются террористами и сепаратистами.
Но это по Вашему же точному замечанию есть чистой воды «брэхня». Объясню почему. Потому что до момента, как стали гибнуть ни в чём не повинные, мирные жители — речь об отделении Донецкой и Луганской областей от Украины вообще не шла. Речь шла о придании большей независимости этим регионам в составе единой Украины. Но этих людей не хотели слушать и не хотели с ними договариваться, решив, что им можно просто взять и силой навязать свою волю. Это раз.
Второе — не было никаких захваченных заложников и «акций устрашения» даже тогда, когда представители новой власти уже хватали, сажали в тюрьмы и пытали десятками представителей сопротивления Киевской хунте. Это два. И Вы это всё знаете.
Так где же Вы были со своими публичными обличениями лжи и попрания божьих заповедей? Почему молчали, а точнее вспоминали с иезуитским опять же лукавством те заповеди, которые удобно было вспоминать для оправдания преступного насилия и убийства? Не потому ли, что и евангельскую истину Вы хотите употребить на служение не Богу, а идее «великой и неделимой Украины», построенной на крови и костях несогласных.
Вот другие Ваши слова, сказанные тогда же по поводу «оккупации Крыма»: «Мы постоянно говорили, что «Не убий» — это божья заповедь, и если на современном языке, это — нет насилию. Агрессия — это насилие, это нарушение также божьей заповеди». Это Вы говорили в отношении России, благодаря действиям которой не только не погиб ни один человек, но сотни тысяч людей получили возможность спокойного и мирного существования.
Теперь же, когда из миномётных орудий и гаубиц ежедневно обстреливают мирные кварталы, когда украинские самолёты бомбят города и посёлки и это приводит к многочисленным жертвам среди ни в чём не повинных людей, Вы говорите, что Вы, как гражданин, поддерживаете такие действия.
Вот и хочется спросить — гражданином какой страны Вы являетесь? Или Вы ещё не поняли, что эта «новая Украина» существует только в воспалённом воображении её не вполне адекватных архитекторов? И совместимо ли это Ваше «виртуальное» гражданство с христианской и пастырской совестью? Совместимо ли это Ваше гражданство с призывом быть гражданином Отечества Небесного? Если Вы верите, что совместимо — то мне за Вас опять страшно — гражданин, которого я не посмею в таком случае назвать честным отцом.
Если Вы всерьёз согласны с тем, что творит майданная власть со своим народом, то Вы не пастырь овец православных, а лукавый раб. И имейте мужество, по крайнем мере в этом себе признаться. Или оставьте лукавство и двуличие. Вещайте правду Божию «во благовремение и безвременье», а не пытаясь слово Божие употребить на обслуживание тех или иных политических предпочтений.
Вы считаете себя наследником какой-то особенной национальной идеи настолько могущественной, что она может составить альтернативу идее так называемого «Русского мира». Но что Вы можете рассказать о своём прошлом, о прошлом своего рода в частности, я не говорю за 300 последних лет, но хотя бы лет за сто пятьдесят? А если и можете, то куда эти корни уходят, в какую «концепцию»? Думаю в ту самую, альтернативу которой Вы собираетесь теперь создавать.
Вот только не понятно зачем? Что именно Вас не устраивает в прежней? То, что украинской нации там не отведено главное место? Только-то и всего? Так займите это почётное место, убедите мир в собственной значимости, если для Вас это так важно. Только мне почему-то кажется, что эта цель недостойна трудов христианских. Потому что подлинное величие народа, может быть основано только на самоотверженном служении истине. А истина такова, что украинский народ является частью русского мира, смысл и содержание которого состоит не в перетягивании на себя «национального одеяла», а в самоотверженном и честном служении Богу.
Но возвратимся к событиям минувшей зимы. Вы, конечно, помните, что каждое воскресенье на Майдане собиралось так называемое «Народное вече», где с трибуны к собравшимся обращались все нынешние руководители страны. Я перечислю эти имена, чтобы потом, во время неизбежного суда, кого-нибудь случайно не забыли.
Пламенные речи «толкали» тогда в первую очередь Яценюк, Кличко и Тягнибок. Маячил вдохновенный проповедник баптистской церкви Турчинов, усердно пиарился и нынешний действующий президент — господин Порошенко. Так вот уже с первых дней в их словах заключались призывы к свержению законной власти и к государственному перевороту. И с каждым воскресеньем эти призывы становились всё настойчивее и требовательнее, так что понятно было что толпа, «раскаченная» и разгорячённая этими призывами и обещанием безнаказанности, скоро начнёт воплощать их в жизнь. И все эти речи с безусловной очевидностью подпадали и подпадают сейчас под действие существующего на Украине уголовного законодательства.
А когда начались и прямые насильственные действия в отношении представителей законной власти, применение оружия и захваты административных зданий в разных регионах страны, вот тут бы Вам и выступить с твёрдым и мудрым обращением к народу Украины, с заявлением «от всей полноты православной церкви», что «нужно уважать власть… что если человек берёт в руки оружие и захватывает заложников или те или иные регионы — это зло».
Где Вы были тогда со своими «правдолюбивыми» речами, милостивый государь, позвольте спросить?! Что Вам мешало, как законопослушному гражданину, публично «поддержать государство» в его стремлении сохранить законность и порядок и призвать к разрешению возникающих противоречий исключительно правовыми методами? Мужества не хватило пойти против толпы? Или эта толпа отражала Ваши устремления и чаяния? Но тогда не говорите ради Бога на каждом шагу о «политическом православии». Потому, что это уже даже не смешно, а стыдно…
«Нас ещё в университете учили, — говорили Вы, — разбираться в терминах и понимать, что они означают на самом деле, а не в ярлыках. И у нас тут новый термин появился, — православные лидеры Майдана. Так что Порошенко и Кличко — это верные нашей Церкви».
Как же всё-таки хорошо, что Вас учили разбираться в терминах потому, что уж Вы-то, конечно, понимаете, что значит быть верным православной церкви и можете оценить насколько это звание совместимо с деятельностью, ведущей к насильственному свержению законной власти, к разрушению целостности страны и к многочисленным жертвам среди мирного населения. И как хорошо Вы сказали недавно: «За веру не убивают, за веру умирают».
Не сомневаюсь, что к Вашим словам, к словам спикера православной церкви, прислушаются и близкие Вашему сердцу «верные Церкви», стоящие ныне у власти. И станут они за веру свою не убивать, а умирать… если, конечно, не найдут возможности разрешить существующие в стране противоречия иными, разумными путями.
Вы заявляете, что «Русская православная церковь не благословляла «Русскую православную армию» воевать за «русский мир» на юго-востоке Украины. Это не православие и это не христианство. Церковь осуждает так называемое «политическое православие», когда в борьбе для достижения земных целей используют религиозную риторику и символику».
Но если Вы уж так принципиальны и последовательны, если подняли этот вопрос, то скажите прямо, что православная церковь не благословляла и «украинскую армию» на войну со своим народом, а заявления Порошенко, Турчинова, Яценюка прочих иже с ними, то и дело прибегающих к упоминанию имени божьего в суе — не имеют ничего общего с христианством.
Но Вы так не скажете, очевидно, потому что сочувствуете этим господам, которых язык не поворачивается назвать государственными мужами, а только уголовными преступниками, и в этом опять проявляется Ваше лукавство и тенденциозность. И промолчите Вы именно и только потому, что эти люди обслуживают идею «украинского мира», льстящую Вам и служению которой Вы уже сейчас по факту подчиняете своё пастырское призвание. Если я не прав — докажите обратное. Но со стороны многих простых верующих это выглядит именно так.
Вы заклеймили позором людей, взявших оружие на юго-востоке страны, с тем, чтобы защитить свои святыни, отказав им даже в праве именоваться христианами. А на каком, позвольте спросить, основании? На том, что это восстание не санкционировано нынешней властью? Так эта власть, как мы помним, возникла в результате кровавого бунта и вооруженного переворота. А у поправших закон, отец Георгий, нет морального права требовать соблюдения закона от других. И Вы это, думаю, понимаете…
На днях, прикрывая отход боевых товарищей, в Новороссии погиб, бросившись под танк со связкой гранат простой шахтёр, отец двоих детей Александр Скрябин. Это страшно и горько! Но по божественному закону, по закону высшей любви, этот человек, думаю, более достоин называться христианином, нежели многие из наших доморощенных демагогов в рясах, дефилирующих по телестудиям и высоким кабинетам с умными и лояльными до неприличия речами. Или я не прав?
Вы говорите: «Уважаемые россияне, если у вас осталась хоть капля любви к нам, украинцам, перестаньте даже в частных беседах называть нас «фашистами», «бандеровцами», «нацистами» и «националистами»! Эти слова убивают!».
Отче, Вы ведь не глупый человек, кажется, так зачем же Вы россиян выставляете такими украинофобами, да ещё и идиотами. Если мы называем кого фашистами, бандеровцами и нацистами так тех, кто этого, безусловно, заслуживает и дела кого свидетельствуют о том, что они могут быть названы именно так. Не вас ли, честный отец, призывал апостол Павел «обличать» зло, и даже «запрещать» его, так зачем же Вы вместо этого пытаетесь прикрывать его какими-то прекраснодушными и общими фразами о «мире», которые в реальности означают призыв преклониться под чужое ярмо с неверными, смешать свет со тьмою, правду с беззаконием.
Назовите хоть одну причину, почему мы фашистов не должны называть фашистами, бандеровцев — бандеровцами, а оголтелых националистов — националистами? Более того, хотелось бы и от Вас, как пресс-секретаря, услышать заявление с решительным осуждением любых проявлений нацизма и ксенофобии на Украине. Или такое заявление вы считаете проявлением «политического православия»?
В основе украинского национализма лежит патологическая ненависть к Российской империи, как факту духовному, в какие бы формы эта реальность не воплощалась. Но кроме украинского национализма, как явления вполне определённого, явления болезненной духовной прелести, существует ещё иная — подлинная любовь украинцев к своей Родине. И смею думать — это чувство не имеет ничего общего с сектантским мышлением радикальных националистов. Эта любовь и именно она способна раскрыть самые лучшие черты украинского народа в братской любви к другим народам, а паче всего — к славянским православным народам Святой Руси.
Реальность существования такого украинства многих доводит до белого каления, но они ничего не могут с этим поделать, потому что именно за этой реальностью (и в этом я не сомневаюсь ни на йоту) — будущее Украины. В основе же ненависти тех, кого мы называем бандеровцами и фашистами, лежит горделивое противление Богу и это самое страшное. То, что делает наиболее ревностных и последовательных украинских националистов одержимыми людьми. А то, что это так, мы видим по их плодам, по тому, что они творят.
Когда прежняя власть была свергнута насильственным образом, Вы говорили о представителях той власти следующее: «Если человек верующий, то он должен желать быть скорее наказанным тут, людским, земным судом, нежели предстать перед судом божьим… то есть эта кара земная может ему засчитаться как оправдание перед Богом. Если мы верим в жизнь вечную, то мы не будем избегать наказания и земного суда. И это как раз очень важный на сегодня вопрос и это касается многих».
Золотые слова! И они, вне всякого сомнения, имеют отношение к тем, кого Вы публично называли «верными» святой православной Церкви и кто теперь возглавляет власть в стране. К тем, кто теперь отдаёт приказы, в результате которых гибнут ни в чём неповинные люди.
Вы говорили не раз о том, что «верность Богу — это говорить правду». Так будьте же последовательным и честным в своих речах, и люди поверят Вам, поверят, что Вы действительно имеете право вещать от всей полноты православной церкви, а не представляете лишь одну часть её верующих.