26 октября на Украине прошли парламентские выборы, в результате которых президент Порошенко планировал получить контроль над парламентом и правительством. В результате его блок по партийным спискам уступил первое место «Народному фронту» премьера Яценюка. Благодаря мажоритариям Порошенко сформирует самую большую фракцию, но будет вынужден идти на многие компромиссы; его власть станет ещё слабее. Украина продолжает двигаться в сторону раскола и развала.
«Народный суд, выше которого только суд Божий, вынес смертный приговор КПУ. Впервые за 96 лет в украинском парламенте не будет коммунистов. Украинцы нанесли решающий удар по пятой политической колонне!» — заявил президент Украины Пётр Порошенко в ночь после голосования, когда стали известны результаты опросов на выходе из участков.
С точки зрения стабильности и гражданского примирения в стране это было опрометчивым заявлением: в восьми крупнейших регионах страны КПУ получила заметную поддержку населения на уровне в среднем 9-10%.
И это несмотря на продолжающуюся кампанию по свержению памятников Ленину, аресты политических оппонентов за «сепаратизм» и доминирование агрессивных националистов на улицах. Более того: коммунистам не дали проводить агитацию, а офисы партии во многих регионах просто разгромлены.
Показательные политические репрессии коснулись и «Оппозиционного блока» — так, скажем, депутат Нестор Шуфрич в Одессе был избит «промайдановскими активистами».
Как выбирали
Главная черта прошедших выборов — фантастический разрыв между виртуальностью (медийной картинкой) и реальностью. Порошенко заявил о «празднике демократии», ему бравурно вторило лояльное телевидение. Казалось, что самое важное в стране — это политическое телешоу. Между тем в реальности налицо не только экономические проблемы (не везде в квартирах включено отопление, несмотря на первые морозы, а ведь даже в воюющем Донецке топят), но и главное — война.
Только с прошлой пятницы в Донбассе наступило относительное затишье. 60% округов региона, естественно, не голосуют, поскольку эти территории контролируются ДНР и ЛНР, а там, где голосование прошло, участки «охранялись», мягко говоря, вооружёнными людьми.
Вдали от линии фронта присутствие войны тоже было вполне заметно. Скажем, в Кривом Роге Днепропетровской области, возле окружной избирательной комиссии, неизвестные расстреляли два автомобиля; пострадали и случайные прохожие, которых с ранениями увезли в больницы города.
Близко к силовым столкновениям подошло и в Киеве, в округах, где баллотировались «комбаты». Так, в 217 округе, по которому шёл командир «Азова» Андрей Билецкий, боевики «боролись с фальсификациями». Кстати говоря, Билецкий победил в своём округе, и это даёт представление о том, кто будет наделён мандатами украинских парламентариев.
Речь идёт об открытом неонацисте, который был осуждён за подготовку теракта, но вышел на свободу в результате амнистии после Майдана. Именно его «Патриоты Украины» наводили новый порядок в Харькове в марте, когда погибли два и были ранены пятеро «пророссийских активистов», причём стрелявших просто отпустили. Потом он возглавил батальон «Азов», который участвовал в бойне 9 мая в Мариуполе, что наряду с трагедией в Одессе послужило толчком к вооружённому восстанию в Донбассе.
«Азов» считается одним из самых жестоких по сей день, а для разминки и устрашения оппонентов перед выборами они разломали памятник Ленину в Харькове. Билецкий избирался как самовыдвиженец, но возглавляет военный совет «Народного фронта» — партии, победившей по партийным спискам.
Жестокость и клоунада
Приход крайне правых с боевым опытом в парламент — самый яркий итог этих выборов. По списку «Самопомичи» избирался Семён Семенченко, командир батальона «Донбасс», который потерял сотни убитыми и пленными под Иловайском, однако стал медийной звездой и с нескрываемым удовольствием позировал перед телекамерами. В «Народном фронте» так же прошёл командир ещё одного славного жесткостями батальона «Днепр-1» Юрий Берёза, в Днепропетровске при поддержке местных властей выиграл лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош.
Естественно, по праву первого номера своей партии в Раду прошёл и Олег Ляшко, именем которого в Донбассе пугают детей, хотя в большой Украине его считают всего лишь клоуном, персонажем из юмористических скетчей. Он строил свою политическую карьеру как медиасадист, под камерами пытающий арестованных, но, судя по рассказам офицеров украинской армии, он — трус и истерик, его, парализованного от страха, приходилось, спасая, вытаскивать из-под обстрела.
Из прошедших в парламент партий только две — «Блок Петра Порошенко» и «Оппозиционный блок» — не имеют в своём составе боевиков-неонацистов.
Собственно неожиданными оказались высокие относительно предвыборных опросов результаты «Народного фронта» и «Оппозиционного блока», которые отняли голоса у «Блока Порошенко». Видимо, перед днём голосования избиратели решили поступить радикальнее, чем в опросах: те, кто за мир, предпочли партию с хотя бы оппозиционным названием, а те, кто «за войну с москалями до последнего снаряда», предпочли
«Народный фронт»: здесь все лидеры Майдана, комбаты и прочие ястребы.
Порошенко потерял именно на том, на чем раньше выигрывал: он против и Москвы, и Донецка, но при этом пошёл на переговоры в Минске, пожал руку Путину.
Кто здесь власть?
А ведь именно Петру Порошенко больше всего нужны были эти выборы. По действующей (поправленной после Майдана) конституции Украины премьер, избираемый парламентом, значит больше, чем президент. И в условиях войны и недостатка инструментов управления Порошенко нужна была вся власть.
Кроме президента большой реальной силой на Украине обладает, скажем, олигарх Игорь Коломойский, который контролирует стратегические Днепропетровскую, Харьковскую и Одесскую области, а так же наиболее жестокие батальоны, воюющие в Донбассе.
Арсений Яценюк имеет покровительство на Западе, его правительство после Майдана фактически «свои сукины сыны» для США, а его партия на выборах к тому же получила ресурсы Коломойского. Кроме того, есть старая элита, из которой в активной игре участвует Сергей Лёвочкин, бывший глава администрации Януковича — впрочем, предавший того во время Майдана. Лёвочкин является основным «акционером» «Оппозиционного блока», а также спонсором партии Ляшко.
К картине закулисной интриги следует добавить, что самые популярные и необходимые для выборов на Украине телеканалы «Интер» и «1+1» контролируются соответственно Лёвочкиным и Коломойским. Ещё летом у Ляшко было целых 23%, он шёл на первом месте, но против него была проведена массированная и во многом справедливая кампания дискредитации. Лёвочкин, как спонсор Ляшко, сильно сопротивляться не стал, он не в том положении, чтобы наглеть. В результате получился «договорняк» олигархов — с небольшим, но чувствительным ударом по позициям Порошенко.
Пётр Порошенко хотел получить доминирование во власти в результате роспуска Рады и досрочных выборов, и он этого явно не добился. Видимо, ему нужно будет уступить правительство Яценюку и считаться с олигархами; он остался всего лишь одним из равных. С точки зрения политической стабильности Украины это плохой результат: страну ждут закулисные драки «пауков в банке», чреватые дальнейшим расколом.
Избиратели Украины в отсутствии реального выбора попытались, как и раньше, проголосовать за наименьшее зло, но в итоге только помогли максимально циничной олигархической игре на фоне войны и развала.