Продолжая разговор об информационных войнах на постсоветском пространстве, стоит отметить, что сейчас под прицелом оказались все бывшие республики СССР, укрепляющие связи с Россией. По сути, технологии «Майдана» применимы не только на Украине, но и в других странах, поскольку здесь главной целью является разрушение процесса интеграции бывших советских республик, недопущение реализации проекта Евразийского союза и, как следствие, ослабление России с её последующим распадом.
Мы привыкли считать, что Белоруссия — наиболее близкое нам по духу государство, а батька Лукашенко держит оппозицию под жёстким контролем и не может допустить никаких политических потрясений. Но стоит взглянуть правде в глаза: в Беларуси не всё так гладко, как хотелось бы. Есть здесь «нехорошие приметы», напоминающие Украину, и это настораживает.
Обратите внимание: 25 марта в Минске на традиционном шествии в День Воли (в честь провозглашения Белорусской народной республики в 1918 году) некоторые участники несли флаги Евросоюза и Украины (но не России!), а также растяжки с портретами одиозных исторических личностей: Бандеры, Шухевича и Витушко, отличившихся своей борьбой против России и поддержкой нацистов.
Если с первыми двумя личностями всё понятно, они довольно известны, то особо поражает наличие на плакатах Витушко — организатора мобильных отрядов вспомогательной полиции (служба порядка, как называли её немцы — Ordnungsdienst, сокр. OD — «оди»), которая действовала в тылу группы армий «Центр» в Смоленской и Брянской областях. На руках всех этих «героев» — кровь сотен и тысяч людей.
Примечательно, что эти плакаты несли представители организации «Молодой фронт», многим из которых отказала во въездных визах Польша — из-за их неприкрытого национализма большинства. И ещё примечательно, что на этом шествии скандировались лозунги «Слава Украине! Героям слава!», а на митинге говорилось о том, что «у Беларуси и Украины один враг — Кремль, который жаждет восстановления кровавой империи», звучали призывы бороться против «российской оккупации» и добиваться выхода Беларуси из всех интеграционных образований с Россией — Таможенного союза, ОДКБ и Евразийского союза.
Накануне 9 мая белорусское оппозиционное движение «За свободу» предложило запретить на территории Белоруссии георгиевские ленточки. Этот почин поддержали белорусское республиканское объединение «Белая Русь» и Республиканский союз молодёжи, которые дали своим членам официальное указание: «Во время проведения мероприятий и акций, приуроченных к 9 мая, следует использовать только красно-зелёные ленты. Никаких георгиевских лент быть не должно».
Конечно, у большинства белорусов на груди все-таки красовалась именно георгиевская ленточка, но у всех чиновников и ветеранов, приглашённых на гостевые трибуны во время праздника, на груди был «национальный», а не «российский» символ, как, впрочем, и у самого президента Лукашенко. На это, кстати, обратили внимание казахские националисты, которые предложили также отказаться от георгиевских ленточек на официальном уровне.
Но это — цветочки. В начале июля белорусский «Молодой фронт» объявил о наборе желающих пройти подготовку в летнем лагере «Отвага-2014» под Полтавой. Тогда же появилась информация о формировании в Волынской области Украины отряда «Погоня» для подготовки граждан Беларуси, желающих присоединиться к украинским батальонам «Айдар», «Азов» и «Донбасс», участвующим в проведении «антитеррористической операции» на востоке Украины в Донецкой и Луганской областях. В этом, собственно, нет ничего удивительного: молодёжная военизированная организация Украины «Национальный альянс» уже давно сотрудничает с белорусскими «Молодым фронтом» и «Молодёжью БНФ», которые, к слову сказать, сейчас позиционируют себя как белорусский «Правый сектор».
Однако белорусы воюют не только в рядах укронацистских карательных батальонов, есть добровольцы из Беларуси и в рядах ополченцев Донбасса и Луганска. Белорусы воюют, правда, не только в рядах батальонов «Айдар» и «Азов», некоторые из них сражаются сегодня и на стороне донецкого ополчения. Но заметим: если добровольцы-антифашисты сами пробираются на Донбасс, как их отцы и деды — в Испанию, то с правыми радикалами по обе стороны украинско-белорусской границы работают давно и системно. Фактически, сейчас на Украине воюют не только украинцы с украинцами, но и белорусы с белорусами.
Так как это оказалось возможным? Неужели Лукашенко утратил контроль над тем, что происходит в Беларуси? Вряд ли. Он — очень опытный политик, который уже долгое время лавирует между Россией и Западом, умудряясь сохранять власть и получать дивиденды с обеих сторон.
Согласно проведённому в Беларуси в июне сего года опросу НИСЭПИ, почти 18% белорусов считают себя в оппозиции нынешней власти, а более 42% полагают, что страна развивается в неправильном направлении. Для Лукашенко эти данные стали серьёзным сигналом. И он его воспринял, начав демонстрировать приверженность либерализации взглядов.
Политика Минска — двойная игра. Это особенно стало проявляться после присоединения Крыма к России, когда Лукашенко начал заигрывать с новой украинской властью и одновременно публично «заступаться» за Путина.
На самом деле, большинство населения в Беларуси поддержало Россию. По данным июньского исследования вильнюсских социологов, более 62% белорусов считают присоединение Крыма к России «восстановлением исторической справедливости», а 65,5% оценивают события на востоке Украины, как «народный протест против нелегитимной власти», которую считают «фашистской» почти 51% опрошенных.
Но одновременно есть и другие данные, полученные в ходе того же социологического опроса: столько 9,8% выступают за то, чтобы Беларусь и Россия стали единой страной, а за образование союза независимых государств, связанных тесными политическими и экономическими отношениями, высказываются 43,5% (в июне 2012 года таких было 53,7%). При необходимости выбора между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз первый вариант поддерживают почти 47%, а второй — 33% опрошенных.
Это очень важный фактор. За 23 года, прошедшие с момента распада СССР, выросло новое поколение. На Украине оно оказалось более радикализированным, в Беларуси — менее. Но крен в сторону Запада всё же существует. И это, в том числе, произошло из-за того, что Россия длительное время не обращала внимания на информационную работу на постсоветском пространстве.
Мы отметили, что Запад счёл режим Лукашенко авторитарным и резко сократил контакты с ним, и этот фактор сочли главным. Но мы предпочли не обращать внимание на то, что форма для НАТО шьётся в Беларуси, что в последнее время Минск начал диалог с Брюсселем по упрощению визового режима и экономической модернизации страны, что были проведены консультации с Вашингтоном по вопросам международной безопасности.
Разумеется, все это можно воспринимать как подтверждение проводимой Лукашенко политики лавирования между Западом и Россией, но стоит задуматься — сможет ли Лукашенко удержать ситуацию под контролем, не будет ли в Беларуси очередной попытки реализовать «киевский сценарий» и устроить новый Майдан?
Пока, вроде бы, для этого нет существенных предпосылок: в Беларуси нет олигархов, способных финансировать переворот, а оппозиция существует лишь потому, что Лукашенко выгодно показать её наличие. Но не стоит забывать, что в 2015 году в Беларуси пройдут президентские выборы, и надо обратить внимание на тенденции, которые внушают беспокойство.
Прежде всего, стоит отметить вышеуказанные факты о том, что белорусские националисты проходят подготовку и воюют на Украине на стороне Киева. Когда они вернутся на родину, они обязательно попытаются установить в Беларуси свой порядок, и при этом у них будет реальный боевой опыт, будет поддержка со стороны украинских боевиков и финансирование со стороны западных спонсоров.
Им также будет обеспечена информационная поддержка от «Радио Свобода», «БелСата» и «Европейского радио для Беларуси» — это из числа тех, кто вещает на саму Беларусь, а к ним, несомненно, присоединятся мировые каналы, да и некоторые российские, типа «Эха Москвы».
Но главное даже не это. Надо обратить внимание, что в Беларуси происходят очень важные глубинные процессы, на власть не может серьёзно повлиять. Речь идёт об изменениях в конфессиональной структуре белорусского общества и попытках создания своей собственной белорусской истории, отличной от истории русского мира.
Современная Белоруссия является неким полигоном для соперничества католичества и православия, на фоне которого происходит усиление протестантизма и униатства. Всё большее влияние на умы и души христиан оказывает Ватикан, а Лукашенко, называя себя «православным атеистом», по некоторым данным, готовится подписать с Папой Римским конкордат — договор о полугосударственном статусе Католической церкви. Если это произойдёт, разрыв Белоруссии с Россией будет неминуем.
Что касается переписывания истории, то этим увлекательным делом сегодня занимаются многие белорусские интеллектуалы, формирующие национальную идею. Они утверждают, что версия происхождения восточных славян из «единого корня» — это плод творчества российских учёных XVIII-XIX веков, призванных обосновать притязания кремлёвских правителей на белорусские и украинские земли.
А на самом деле белорусы — древнейшая нация, раньше других принявшая христианство — напрямую из Византии. Некоторые белорусские святые были «родом из Рима», поэтому национальная и религиозная терпимость у белорусов в крови, в отличие от «москалей». Во времена Великого княжества литовского белорусы именовались «литвинами», но, обозначая свою православную принадлежность, называли себя «русинами» или «русскими».
История взаимоотношений с Россией подаётся только как процесс бесконечных войн и унижений национального достоинства белорусов. Оказывается их, «мастеровитых и образованных горожан», насильно переселяли в Москву. Ведь российская столица во второй половине XVII века была сплошь неграмотна и потому белорусов расселяли по всему городу.
А «москали» гнали белорусов их на очередную захватническую войну в качестве «пушечного мяса» (особо отличился «каратель» Суворов), продавали их на астраханских рынках в персидское рабство по три рубля за душу, и, в конце концов, истребили весь генофонд нации. Да и война 1812 года для Беларуси не была отечественной, поскольку с Наполеоном белорусы связывали свои надежды на освобождение от «русского рабства». А после своей победы российские власти стали проводить политику тотальной русификации Белоруссии, уничтожая все национальное и самобытное.
При этом подчёркивается, что самой большой трагедией является принижение роли Греко-Католической церкви, поскольку, оказывается, именно униатство является питательной средой белорусской нации.
На самом деле, если обратить внимание на теоритические рассуждения белорусской оппозиции, можно обнаружить, что одним из серьёзно обсуждаемых вопросов является тема «Уния — это проблема веры или проблема политики?» Судя по всему, вскоре можно ожидать выдвижения лозунга «Униатство — национальная религия белорусов».
Всё это, собственно, калька с Украины, повторение того же самого сценария. С этого начиналось зарождение «майданутости». Именно с этого, похоже, начинается стимулирование роста «белорусского национального самосознания» и формирование «новой белорусской национальной идеи», которая может базироваться на воспитании русофобии. Но может — не значит, что будет, ведь мы в состоянии и должны на это повлиять.