Психология агитации: о чем говорят билборды кандидатов в Раду - 07.10.2014 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психология агитации: о чем говорят билборды кандидатов в Раду

Читать в
ДзенTelegram
О методах воздействия на избирателей в ходе предвыборной борьбе рассказал в своей статье психолог, бизнес-консультант Борис Пахоль

Ни для кого не секрет, что большая часть избирателей делают свой политический выбор иррационально. Выбор, как правило, основывается не на анализе политической программы и фактов деятельности кандидата, а на существующем в массовом сознании представлении о наиболее востребованном на данный момент образе личности политика.

Именно соответствие имиджа кандидата этому образу и становится главной причиной выбора. И именно формированием и донесением данных представлений до широких масс занимаются PR-специалисты, таким образом управляя выбором людей. Они создают желанного героя. Однако это только лишь одно — наиболее очевидное — из направлений их работы. Существуют и другие, более изощрённые и менее заметные методы.

Наиболее простым является «прямое внушение» — непосредственное индуцирование избирателю имени и внешнего облика кандидата, иногда — с призывом к действию.

Плакаты с лицом, именем кандидата в ходе избирательных компаний можно встретить практически везде. И чем чаще эти лица избиратель видит, тем сильнее «эффект узнавания» и «формирования» более позитивного отношения к кандидату. Многократное повторение прямых призывов: «за», «голосуй», «наш выбор» и т.п. влияет на людей, имеющих сильные страхи перед участием в публичных социальных процессах.

© Фото : Александр Козаченко
© Фото : Александр Козаченко

 

Этот уровень — самый примитивный и воздействует на наиболее архаичные, «тотемические» зоны психики человека, заставляя его делать выбор по принципу «наш — не наш» или «знакомый — не знакомый».

Однако он самый эффективный в регионах с низким уровнем образования и самосознания населения.

Чуть более сложным методом влияния является «ассоциативный метод», заключающийся в приписывании образу кандидата позитивных личностных черт через многократное совместное их упоминание.

Это и правильно подобранная одежда, и правильный жест на постере, и правильный текст, который утверждает, что кандидат «хороший», «сильный», «надёжный», «уверенный» или же «добрый», «заботливый», «умный».

© Фото : Александр Козаченко

Кроме личностных черт можно ассоциировать кандидата с различными социальными ролями или же социальными процессами, опосредовано подчёркивая и усиливая в нём те или иные качества. Так, например, «он помогает детям», «строит спортивные площадки», «восстанавливает памятники», «выделяет продукты питания», «хочет вернуть долги» и прочее.

Эмоциональное отношение избирателей к данным процессам ассоциативно переносится и на кандидата.

© Фото : Александр Козаченко

Этот метод влияет не на тотемический, а на фетишистский и анимистический пласты массового сознания, и заставляет отождествлять объект и эмоциональные состояния, которые часто повторяются вместе с ним, а также наделять объект душевными качествами в связи с его внешними проявлениями.

Есть ещё более сложный тип влияния — через «актуализацию значимых личностных качеств политика», что позволяет корректировать выбор избирателей при наличии нескольких альтернатив.

Например, плакаты с лозунгами: «Нам нужен сильный президент», «Настало время интеллектуалов в политике» или «Политик должен заботиться о людях».

Прямое подчёркивание необходимых для кандидата личностных черт — «молодой, честный, сильный, трудолюбивый» — является отличным примером «актуализации значимых личностных качеств политика».

© Фото : Александр Козаченко

Более сложной и менее заметной формой психологического влияния на выбор избирателя является «мифологический» метод. Он подразумевает анализ и использование в PR уже существующих в массовом сознании ожиданий, связанных с культурными типами и, соответственно, психотипами избирателей.

Такая работа более сложна, так как требует от специалистов серьёзного психологического исследования особенностей различных избирательных регионов, глубокого понимания сущности психотипов, невротических потребностей людей, проживающих в них. Также требует изучения наличие кросс-культурных феноменов, когда в одном и том же избирательном регионе проживают представители различных психотипов.

Так, приписывание кандидату мифологических свойств личности или же использование мифологических образов, апеллирующих к тем или иным мифологическим сюжетам, может происходить как текстуально, например, «он наш спаситель», «он работает, как раб на галерах» или «страдалец, мученик» и т.д., так и с помощью визуальных образов и символов, например: нимба, булавы, меча, крыльев и т.п.

© Фото : Александр Козаченко

Допускаются прямые цитаты из мифов, когда событие с участием кандидата описывается в метафорах соответствующего мифа, например: «Закончилась мучительная, неравная борьба между коварными олигархами и простыми гражданами нашего города, наш кандидат спас миллионы семей от голода, холода, несправедливости и т.п.».

Использование мифологического пласта бессознательного позиционирует кандидата и избирателя в качестве ролей в одном сценарии.

Политические события смещаются в мифологическое пространство, и избиратель теряет связь с «реальностью» и делает свой выбор, чувствуя себя частью мифологического сюжета. Определяя их эмоциональные взаимоотношения, и, соответственно, выбор.

© Фото : Александр Козаченко

Как правило, «мифологический метод» очень распространён и используется как достаточно действенный в связи с тем, что большая часть избирателей не имеет соответствующего культурологического и психологического образования.

© Фото : Александр Козаченко

Ещё более сложным в контексте управления выбором избирателя является «формирование политического контекста» без специального навязывания необходимых личностных черт. Именно формирование контекста политической, экономической и культурной жизни страны канализирует психологические предпочтения избирателей, опосредовано подводя их к заранее известному выбору.

© Фото : Александр Козаченко

Так, например, заданный контекст этнических либо же языковых противоречий, проблемы выбора присоединения страны к какому-нибудь международному союзу или процессу, газовые или территориальные проблемы являются ничем иным, как специально выделенной группой сюжетов, канализирующих внимание избирателей и направляющих их выбор на тех кандидатов, которые могут повлиять на заданный контекст.

Тонкость такого управления заключается ещё и в том, что в рамках каждого такого контекста существует множество вариантов решений, что создаёт ощущение политического плюрализма. Тем самым скрывая за атрибутами демократии метод влияния.

Люди в данном случае голосуют не за кандидата, а за решение проблемы, чувствуя «свободу» выбора.

© Фото : Александр Козаченко

Нужно также отметить, что каждый более высокий уровень влияния может включать в себя предыдущие, с одной стороны, позволяя влиять на большее количество людей более незаметно, а с другой — требуя более высокой психологической и культурологической квалификации от специалистов PR.

Так, например, «демократия», в предыдущем случае, это категория ещё более сложного уровня — «идеологического». Сущность которого заключается в том, что в массовом сознании распространяется набор идеологем, описывающих фундаментальные принципы мироустройства.

© Фото : Александр Козаченко

Такой подход определяет не только выбор кандидата, но и критерии оценки его деятельности, дискурс и ценностные ориентации, и, по сути, не является психологической манипуляцией, а полномерным политическим способом управления, так как идеология определяет методы влияния.

Примерами манипулятивного использования данного уровня являются современные попытки внедрить «коммунистические представления» с помощью финансовых инструментов влияния, например, оплата за участие в митинге или же внедрение «либеральных» взглядов людьми автографичными, с выраженными националистическими взглядами, например, поддержкой национального производителя для развития свободного предпринимательства.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чем в большей степени человек подкован в вопросах психологии и культурологии, тем сложнее им манипулировать. В том числе политикам.

Источник публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала