Меня, как писателя, нынешний конфликт на Украине интересует, прежде всего, с точки зрения психологии, а также национальной психологии. В этом смысле уже можно сделать несколько выводов.
Например, бросается в глаза неспособность (или нежелание, в каком-то смысле это одно и то же) украинцев разрешить ситуацию путём переговоров. Конечно, свою роль в этом играет и собственнический инстинкт — у нас отобрали целый полуостров, этого нельзя так оставлять, агрессор должен быть наказан; хотя неясно, кто и как сумеет его наказать.
Но не меньшую роль играет неопытность украинцев как государствообразующего народа. В этом плане русские, как бывалые империалисты, ушли далеко вперёд. Взгляните, к примеру, как они смогли заставить своих недавних смертельных врагов — чеченцев — работать на себя и даже воевать на своей стороне! Это и нас может кое-чему научить.
Успешное «одомашнивание»
Я написал «русские», хотя на самом деле должен был бы написать «Путин», так как «одомашнивание» чеченцев — полностью заслуга этого человека. Именно он построил доверительные отношения сначала со старым, а потом и с молодым Кадыровым. Результат — какой бы «режим» не был сейчас в Чечне, народ живёт хорошо, богато, не ропщет.
Точно так же считаю личным достижением Путина то, что Россия, как государство, начала действовать сравнительно организованно. Посмотрите, что происходит сейчас с беженцами, даже по самым скромным оценкам за последние месяцы с Украины в Россию перешли сотни тысяч человек. Никакого чисто русского «бардака»! Близ границы возведены палаточные лагеря, но это лишь своеобразная «промежуточная остановка», так как оттуда беженцев развозят по России, по разным областям и городам.
Часть размещают в санаториях и домах отдыха, чтобы там дожидались, когда можно будет вернуться домой, части находят работу; молодёжь без конкурса поступает в вузы. Бюрократические препоны сведены к минимуму, вид на жительство можно получить за считанные дни, ходатайство о гражданстве тоже упрощено, насколько это возможно. Можно ли было представить что-то подобное во времена великого «поборника свободы» Ельцина?
Однако, что поражает, конечно, более всего — и это не зависит от Путина, это черта характера русских как народа, теперь ярко проявившаяся, — так это то, как героически русские воюют. Им противостоит регулярная армия, а они всё равно дают ответный удар. Конечно, среди «сепаратистов» много таких, для которых война если не профессия, то, по меньшей мере, самый большой интерес, но думать, что им там платят какие-то большие деньги, не стоит. Это добровольная миссия, мужики ставят на кон свою жизнь, так как считают — правда на их стороне, и её надо защищать.
И глядя, как сотни украинских солдат ради спасения собственной шкуры бегут с фронта через границу России (!), не приходится сомневаться, какая сторона бесстрашнее. Да, теперь мы видим, благодаря чему из России вышибли как Наполеона, так и Гитлера…
Наивные русские
В одном русские не изменились — они такие же наивные, как и прежде, и всё ещё думают, что в мире есть некая справедливость. В каком-то смысле они ведь не должны сетовать на действия украинских войск — разве они сами, русские, лишь пару десятилетий назад так же не защищали свою «территориальную целостность»? И все же здесь имеется большая разница, которая, мне кажется, бесит их. Когда русские бомбили Грозный, мир осуждал это, а сейчас он одобряет — да, убивайте русских, так им и надо!
В чем кроется движущая сила такой неутомимой русофобии? Должно быть, в том, что русские — другие, они не сориентированы исключительно на собственную выгоду, их интересуют более важные проблемы, «проклятые вопросы», как говорил Достоевский.
Толкает ли русского к водке это необычное состояние души или, наоборот, именно выпивка заставила их усердно искать ответы на вопросы, на которые ответов нет, этого я сказать не могу, но зато мне ясно, что никто не сможет победить Россию и русских раньше, чем они однажды сами вымрут. Такой народ, героический.