Сейчас происходят очень интересные события. Последовательно: Госдеп заявляет — виновата Россия. Россия заявляет о наличии фактов по украинскому самолёту в зоне крушения «Боинга» и об отсутствии у ополчения возможности его сбить, намекая на наличие записей переговоров пилота и данных телеметрии по движению американских спутников. Разведка сообщает, что доказательств причастности России не имеет — пауза — Белый дом и Госдепартамент заявляют об ответственности Путина за «Боинг».
Казалось бы, что происходит? Как может одно государство делать столь противоречивые заявления? Но тут всё кроется во внутренней политике США.
1. В США около 30-ти разведывательных ведомств (в том числе — разведка Минфина или Минэнергетики), но лишь малое число из них не специализированы на отдельных проблемах (в том числе разведка Министерства обороны, АНБ, ЦРУ).
Ответственным за данные является какое-то из этих ведомств — точно не разведка Пентагона (иначе бы доклады пошли с грифом «по данным МО, или ЦРУ, или АНБ).
2. Разведки в США не всегда зависят от выборов, то есть при демократах в Белом доме и Госдепартаменте, отдельные разведки могут (и будут) возглавлять представители республиканских элит. Это историческая традиция, которую в Америке изменить практически невозможно — менять придётся всё под корень, потому что связи нарабатываются десятилетиями, и им безразличны превратности выборов.
Немного об отдельных руководителях:
Руководитель АНБ адмирал Майкл Роджерс обучался в Обернском университете (южная методистская епископальная церковь), штат Алабама. Умеренный республиканец, близкий к южанам традиционалистам (правое крыло республиканцев).
Руководитель ЦРУ Джон Бреннан закончил Фордемский университет Нью-Йорк (основан РКЦ, передан в управление иезуитам), затем университет Техаса (Остин), что позволяет говорить о его близости с консервативными демократами (религиозное течение) и одновременно с неоконсерваторами из числа республиканцев.
Директор Центральной Разведки — Джеймс Клеппер — учился в Мэрилендском университете, а затем в университете Святой Марии (Техас) под покровительством РКЦ, лицо, близкое к южанам-традиционалистам.
Кстати, у самого Государственного департамента есть своя собственная разведка, которую возглавляет Филипп Голдберг (убеждённый демократ-новатор), но она пока что не светится.
Поясню, что в разведорганы всех стран мира подбирают людей, начиная с вуза. А то, где человек проходил магистратуру, во многом определяет его круг политических связей.
3. Скоро выборы. В январе избирается 1/3 Сената Конгресса США. В рамках этой битвы демократы рискуют потерять Сенат (и тогда Обаме можно вешаться, так как долбить его будут не по-детски), но и у республиканцев пока нет единства в том, кого будет выдвигать партия в сенаторы. Два крыла — южане-традиционалисты и неоконсерваторы — пытаются укрепить своё положение.
Текущее разноголосие в Госдепартаменте и разведках во многом объясняется тем, что демократы хотят переложить ответственность за ухудшение отношений с Россией на республиканское разведывательное сообщество, которое, что касается южан, по крайней мере, весьма контактно в отношении руководства России.
Разведке, с учётом ситуации, пришлось бы фальсифицировать данные для подтверждения версии Госдепа об ответственности России, одновременно ставя под удар их компетентность в случае опубликования Россией второй части имеющихся материалов (в том числе радиопереговоры в воздухе и на земле в районе крушения «Боинга») и связи южных республиканцев с руководством России. Вот такая «мышиная возня» вокруг расхождений разведки и Государственного департамента США.