Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.

- Олег, президент России Владимир Путин подписал указ об упрощенном предоставлении гражданства для жителей Запорожской и Херсонской областей. Там уже бивалютная зона, скоро заработают российские банки и мобильная связь. А что дальше? Можно это трактовать как подготовку к фактическому вхождению в состав Российской Федерации?

— Поверьте мне как человеку, который очень долго писал законы. С точки зрения таможенного законодательства, территория Херсонской и Запорожской области — это уже территория Российской Федерации, де-факто. Поскольку не происходит таможенного оформления грузов при пересечении границы с Крымом, Чонгар, и граница на Херсон — там нет таможенников. Там есть только пограничники, которые досматривают грузы. Это значит, что де-факто это территория РФ.

Если у жителей этих территорий будут российские паспорта, они де-факто будут жителями и гражданами Российской Федерации, и территория фактически будет медленно втягиваться в РФ. Де-юре — во время боевых действий никто референдум проводить не будет, но по окончании обязательно будет проведен референдум, и жители выскажут свою точку зрения. У меня нет сомнения о том, что жители поддержат вхождение в РФ.

Но, опять-таки, подчеркну, решение должны принимать жители. Мы не должны говорить «гоп», до того, как перепрыгнем.

- Вы упомянули пограничные пункты пропуска. В вашем телеграм-канале «Телеграм-канал Олега Царева» было сообщение, насколько сложно сейчас на границе Херсонской области с Крымом, — там многокилометровые очереди из фур, и это еще не начался сезон массового сбора урожая. Что делать в связи с этим? 

— Поскольку вы включены в список основных зрадников (изменников — Ред.) Херсонской области, то вы достаточно хорошо осведомлены о тех проблемах, которые есть на этих территориях. Все, кто попадает в такие списки — их должны как-то премировать. Например, бесплатными, или со скидкой посещение музеев, или еще что-нибудь. Может быть, оно не так важно, но было бы очень приятно. Мы с вами во многих санкционных списках находимся, и во многих других списках — «Миротворец» и все остальное. 

Лариса Шеслер: Ни одна страна в мире не выдает гражданство настолько массово, как Россия
Лариса Шеслер: Ни одна страна в мире не выдает гражданство настолько массово, как Россия
© РИА Новости, Александр Натрускин

Что касается пропускных пунктов. Они рассчитаны были на очень малое количество людей. Во-первых, раньше там никогда не было границы, это была территория Украины, Крым. Дальше обустроили некие КПП. Если по памяти — четыре коридорчика. Сами дороги зажаты с обеих сторон проливами. Расширить достаточно сложно, надо насыпать.

Какие есть варианты? Сейчас задействован только один КПП, российский, который был раньше российский, через него (поток — Ред.) проходят. А украинский стоит заброшенный, машины его объезжают, выезжают на российский КПП. Для того, чтобы увеличить количество людей — можно увеличить вдвое проезд, задействовать украинский и российский КПП. Буквально в течение нескольких дней можно увеличить вдвое количество пропускных коридорчиков, естественно, увеличив количество пограничников.

Я последовательно выступаю за ускорение осмотра машины и людей. И мне часто в комментариях на моем телеграм-канале пишут о том, что вот — это неправильно. Я очень долго выступал за то, чтобы таможенного оформления не было. Когда убрали таможенное оформление, я это всячески приветствовал. Люди не поняли, что таможню убрали, но пограничники остались. Пограничники досматривают грузы, досматривают людей, проверяют их, чтобы не было оружия, чтобы оно не попадало на территорию Крыма, чтобы не попадала взрывчатка и не проезжали диверсанты. Весь этот осмотр проходят.

У нас есть три возможности быстро увеличить пропускную способность. Первое — это задействовать украинские КПП, второе — расширить площадку, отсыпать землю, сделать еще дополнительные коридоры. И третья возможность — есть у нас отдельная структура, занимается обустройством пограничных пропускных пунктов. Где-то недели две тому назад было постановление правительства о том, что этому агентству поручается где-то чуть меньше десяти пропускных пунктов, выделяются деньги, чтобы модернизировать, улучшить их работу.

Я тогда написал о том, что все очень хорошо. Мы забыли Донецк-Луганск и Херсон, и Запорожье. В Донецке-Луганске все восемь лет — чудовищная очередь. Все, кто туда ездил, все понимают — так нельзя. За восемь лет не навели порядок, люди ждут по шесть-восемь-десять часов. Там граница большая, там КПП много, а здесь — их два. И надо что-то делать, потому что количество грузов, количество людей будут возрастать десятикратно.

Поэтому третья возможность — я как бывший автор Таможенного кодекса Украины, один из авторов, депутат, который долго занимался проблемами коррупции, проблемами ускорения работы украинской таможни — скажу, что существуют такие рамки, рентгеновское стоит оборудование. Такие рамки существуют для людей, мы все с ними сталкивались в аэропортах, когда заходишь, и полностью видно все, что ты проносишь с собой. Такие рамки существуют — чуть дороже — и для машин, и даже для железнодорожных вагонов. 

Вы представляете, для железнодорожных вагонов такая рамка стоит около полмиллиона долларов, большие деньги. Но поезд проходит, и в режиме онлайн видно все, что там. Сколько всего можно спрятать среди груза — закопать, прикрепить к вагону взрывчатку, все, что угодно. И все это гораздо лучше досматривать можно.

- И быстрее намного.

— Одна такая рамка — это все равно, что увеличить раз в десять производительность таможни. Некоторые мне скажут, что это дорого. Но поверьте мне, если бы жителям Донецка, которые едут в автобусе и стоят шесть-восемь часов на границе, чтобы проехать в Ростов, предложили заплатить по сто рублей с каждого, кто сидит в автобусе, чтобы проехать быстро в течение десяти минут — они бы сразу заплатили. В течение месяца мы бы окупили эти рамки. 

«СБУ похвастаться нечем»: Царев рассказал, как ФСБ в Крыму перехватывает украинских диверсантов
«СБУ похвастаться нечем»: Царев рассказал, как ФСБ в Крыму перехватывает украинских диверсантов
© ЦОС ФСБ РФ / Перейти в фотобанк

Эти рамки надо ставить в Донецке, Луганске, Запорожье и Херсоне. Это быстрое решение и, самое главное — это качественный досмотр. Я достаточно часто езжу на освобожденные территории, я виду, как тщательно работают пограничники. Пятнадцать минут досматривают грузовую машину. Поверьте мне, 15 минут — это много. Они стараются, ходят с зеркалами, просматривают, заглядывают всюду. Но всюду не заглянешь. Невозможно за 15 минут тщательно досмотреть, поэтому — все равно эта проверка выборочная.

Если использовать современные методы… Это можно делать. На Украине сейчас эти рамки стоят практически на всех западных таможнях.

- Поговорим о вашем большом «друге» Порошенко. Сейчас дело против него набирает обороты. Вы пишете о том, что «с Порошенко договариваться не будут, потому что ему никто не верит, с ним будут расправляться». Также вы допускаете, что в ближайшее время Порошенко покинет Украину. Ему дадут сбежать, либо Зеленский заинтересован в том, чтобы Порошенко сидел в тюрьме?

— Возбудить уголовное дело, подать его (Порошенко — Ред.) в розыск для того, чтобы он не мог вернуться. Конечная цель Зеленского — это не посадить Порошенко, а удалить его с территории Украины и нивелировать как политического соперника. Все понимают, что сейчас рейтинг Зеленского на пике. Даже больше того, он на пике, но он уже начал падать вниз. И дальше будет хуже, дальше будет сильнее падать рейтинг. Поэтому, пока у него еще есть возможность, ему нужно зачистить политическое поле. Особенно его надо зачистить от ультрапатриотов, потому что на фоне возможных будущих поражений украинской армии, обязательно будут обвинения Зеленского в зраде, в предательстве.

От кого они будут исходить? Они будут исходить от ультрапатриотов. Это Турчинов, Порошенко, Яценюк. Все они в последнее время попали под удар. «Азовцев» уже более-менее переработали, угрозы от «азовцев» уже поменьше Зеленскому, это хорошо для него. Еще остались политики. Поэтому, как говорят в Украине — далее будэ. Дальше будет. 

Президент Украины оказался обыкновенным мошенником и предателем: соцсети о деле Порошенко
Президент Украины оказался обыкновенным мошенником и предателем: соцсети о деле Порошенко
© РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк

- На Украине сейчас сложная ситуация, проблемы с бензином, с недавнего времени еще и проблемы с гречкой и солью, которая подорожала в разы. Что ждет Украину в ближайшее время?

— У нас (у России — Ред.) ситуация достаточно хорошая. Победа под Мариуполем, пленение «Азова» нанесло сокрушительный психологический удар по состоянию ВСУ, украинского общества. Плюс политика, которая сейчас проводится Офисом президента, распоряжение Минобороны о том, что только близкие родственники могут узнать о том, жив, здоров ли солдат ВСУ? И 90 дней — время на ответ. Ответ этот… Как правило, даже в случае, если они уверены в том, что боец погиб, они пишут — «пропал без вести».

Эта травля тех, кто выкладывает информацию по обстрелам, когда пролетает российская ракета — все понимают, что это власти зажимают информацию. А когда нет информации, в обществе начинают курсировать слухи. Как правило, слухи преувеличивают потери в сотни раз, а то и в тысячи. Общество украинское погружается в эту ситуацию паники.

Мы с вами разговаривали о том, что российской армии надо работать по украинским объектам инфраструктуры, через которые завозятся западная военная помощь и вывозится на экспорт продукция, доллары позволяют финансировать войну. Российская армия до сих пор поступает достаточно гуманно, разрушив всего один мост, который под Одессой. И это подняло цены на бензин в разы, фактически сейчас там голод бензиновый. А ведь российская армия не работала по электрическим подстанциям. Мосты, подстанции — места их расположения понятны, места известны.

Я был в Донецке и Луганске, когда там отключилось электричество, благодаря действиям ВСУ — это гуманитарная катастрофа.

Если будет принято решение наносить такие мощные удары, то Украина погрузится в хаос в течение недели-двух, будет просто катастрофа. Когда Донецк-Луганск — это небольшая территория. А если вся Украина останется без электричества, это будет катастрофа.

Все эти возможности остаются у российской армии в запасе. Если ситуация будет ухудшаться, Россия всегда может применить эти меры. И все это понимают. Не работают предприятия, потому что порты не работают, невозможно завезти столько сырья, вывезти готовую продукцию. Практически все стоит. Предприятия стоят — значит, некому платить зарплату.

Та помощь в 40 миллиардов, которая выделена США — 90% осталось внутри США, оружейные компании перераспределили эти деньги. Это то же самое, что было в Афганистане. По разным оценкам, от триллиона до трех триллионов долларов выделили США на все эти годы военной компании в Афганистане. Сколько дошло до афганцев? Они как ходил в босоножках, так и ходят. Денег фактически туда не дошло. Все эти деньги были освоены и разворованы зарубежными компаниями. А те капли, которые заходили в Афганистан, доворовывались афганским правительством.

Наше украинское правительство фору даст и афганцам, и кому угодно. Команда Зеленского умеет воровать гораздо лучше и изощреннее. Все это тоже прекрасно понимают. 

После битвы за Донбасс украинская армия останется «голой» - Леонков
После битвы за Донбасс украинская армия останется «голой» - Леонков
© РИА Новости, Илья Питалев / Перейти в фотобанк

Сильно будет плохо или будет просто плохо — решают не на Украине, решение принимает Российская Федерация. Захочет — выключит свет, не захочет — не выключит. И куда прилетит ракета сегодняшней ночью — решает российская армия. Никто, ни Зеленский, ни Байден — не могут этому помешать.

Это ощущение неотвратимости висит над украинским обществом. В данном случае — удивительно, у нас большая неторопливая страна, мы все делаем медленно, но основательно. Как правило, многие критикуют Россию за то, что все так медленно, медленные реформы, медленное наступление. Удивительная ситуация в том, что сейчас время работает на нас. Чем дальше, тем будет хуже (на Украине — Ред.), и тем будет больше панических настроений.

Какие у нас существуют сейчас риски? Самые большие риски сейчас — они не на сухопутном театре военных действий. Для Запада чрезвычайно важно, им очень нужно вывезти зерно с Украины. Им очень нужно запустить украинскую промышленность, потому что они понимают, что невозможно железной дорогой переваливать те объемы грузов, которые нужно переваливать, чтобы украинская промышленность, сельское хозяйство, худо-бедно работали.

Для них вопрос жизни из смерти — разблокировать Одессу. Думаю, что в ближайшие месяца-два, основные события будут связаны с Черным морем, островом Змеиным и теми ракетами, которые они (Запад — Ред.) поставляют. Это ракеты «Гарпун», которые с разрешения США поставляются на Украину, которые способны поражать как корабли, так и подводные лодки. Практически по всей акватории Черного моря — триста километров, это очень большое расстояние. И решающая битва за Украину сейчас будет там.

Кроме этих ракет и установок «земля-море», поставлены маленькие беспилотники, которые очень тяжело увидеть, очень тяжело определить, которые стоят совершенно недорого, и которых не жалко, и которых можно запускать тысячи. 

Одесса. К фронту всё ближе, проблем всё больше: аресты, мобилизация, призрак голода
Одесса. К фронту всё ближе, проблем всё больше: аресты, мобилизация, призрак голода
© AFP, Oleksandr GIMANOV

Сейчас цель и задача состоит в том, чтобы навести лазер и обозначить цель, куда надо стрелять. Поэтому будем держать кулаки аза нашу армию и наш флот. Все идет хорошо, мы движемся в правильном направлении — медленно, уверенно. Мне так кажется, что самое важное события будет происходить на Черном море.

- Курортный сезон в Крыму уже начинается. Но не все так радужно, как известно, и на майские праздники в этом году отдохнуло в Крыму на 35% меньше людей, чем в прошлом году. Причины понятны — это и события на Украине, людей это отпугивает, и то, что очень сложно сейчас в Крым добраться. Россия пытается что-то сделать в этом направлении, с 28 мая будет запущен двухэтажный поезд в Крым, сообщением «Москва-Феодосия», но понятно, что этого крайне недостаточно. Что сейчас происходит и как можно было бы решить транспортную проблему? 

— Я встретился с Сергеем Валерьевичем Аксеновым, сказал: вот такая ситуация, мы движемся к срыву курортного сезона в Крыму. Это не просто так, курортный сезон, не поеду, не отдохну… Это регион, который полностью за счет этого живет.

Если в Краснодарском крае куча всего — и промышленные предприятия, и сельское хозяйство, то сельское хозяйство в Крыму с подачей воды сейчас поднимает голову, но все равно — это малая часть от всех доходов. Если предприятия курортные не заработают летом, они не смогут платить людям зарплату. Сейчас, по разным оценкам, от 20 до 30% предприятий решили вообще не открываться летом. Падение за май, по независимым источникам, которые дают отчеты — гораздо больше.

Самая большая проблема — это транспорт. Что нам мешает решить это сразу? Во-первых, недостаток подвижного состава. Не хватает вагонов. Когда-то в свое время лоббисты-вагонопроизводители приняли в РФ удивительный регламент, такого нет нигде больше. Вагоны очень крепкие, там специальная сталь. Был принят регламент о том, что вагоны в России старятся быстрее, чем во всем остальном мире. Поэтому все старые вагоны были порезаны на металл.

То, что мы сейчас видим по пассажирскому сообщению — это лишь малая часть проблемы. Послушайте, что говорят товаропроизводители, когда стране не хватает вагонов для перевозки грузов. Кроме этого, было уничтожено и порезано на металлолом громадное количество вагонов, которые находились в Донецкой и Луганской областях. Аргументировали это тем, что вагоны ездят по всему миру, и, поскольку это вагоны из непризнанной республики, отслеживать их очень сложно. Если они заедут на территорию Казахстана, Венгрии, Польши, то это будет международный скандал.

Проще было сделать базу данных и следить за этими вагонами. Но было принято такое решение. В результате у нас большая нехватка и обычных вагонов, и пассажирских вагонов. Это одна из больших и системных проблем. 

Царёв: Крым и Запорожская область уже на одной волне
Царёв: Крым и Запорожская область уже на одной волне
© РИА Новости, Нина Зотина

Теперь, что касается Крыма. В Крыму как делали железную дорогу? Не прокладывали новую ветку, а взяли ветку, которая была построена в советское время для поставок грузов в Джанкой-Керчь. И поэтому, если кто представляет карту Крыма, то получается, поезда идут по этой ветке с Керченского моста, идут на Джанкой. Это в тот конец Крыма, который максимально близок к Киеву, к Украине. И потом возвращаются к южному побережью — Симферополю, он находится там, ближе к югу Крыма. Ходят по кругу эти поезда.

С целью экономии средств та ветка, которая была, ее такой и оставят. Обычно делают как минимум две дороги — туда и обратно. У нас есть только одна. Поэтому, либо поезд от начала до конца идет в одном направлении, либо идет целый пакет поездов, а потом — идут в другом направлении. Им разъехаться негде, нет такой станции.

Плюс, этот кусочек Керчь-Джанкой не электрифицировали. Поэтому там цепляется наш древний советский паровоз, который работает на солярке или на мазуте, и везет. Где-то на подъезде к Керчи, с той стороны, на Тамани, меняется паровоз, и он везет пассажиров этот кусочек до Джанкоя. Может быть, не нужны технические детали, но они показывают, что пропускная способность Керченского моста просто чудовищная. Мы можем сделать так, чтобы все грузы, которые на Украину бы дальше шли, проходили через Керченский мост. Но этот кусочек Керчь-Джанкой — ограничен.

Плюс, военные грузы, которые должны идти вне графика. Понятно, первые поезда, которые идут четко, когда им нужно в первую очередь. Это я вам рассказал о сложностях… 

- Еще есть одна сложность. В Крыму нет РЖД-оператора, там есть свой, местный оператор, «Гранд-Экспресс», который арендует вагоны у того же РЖД. Может быть, эти сложности как-то можно ликвидировать, запустить РЖД в Крым — и львиная доля проблем будет решена?

— Совершенно верно, вы правильно все сказали. В этом направлении, конечно же, нужно действовать. Но у нас такое государство, что у нас есть чиновники и менеджеры, которые сидят в «Гранд-экспрессе», которые сейчас продают билеты по чудовищным ценам. Там динамическая цена. Если в плацкарте можно доехать до Сочи до 2,5 тысячи рублей, то у нас 12-15 тысяч — и самое главное, билетов нет. Можно было и за 12-15 тысяч доехать…

Так вот, эта разница остается в «Гранд-экспрессе», а «Гранд-экспресс» платит за содержание железной дороги, фактически за всю работу. Какие-то фиксированные суммы РЖД, и РЖД не влияет на цену. Поэтому ваше замечание совершенно верно. Меньше прослоек — меньше потери денег, и дешевле билеты.

- А что нужно делать?

— Еще какая есть проблема — она в том, что у нас в Российской Федерации техника безопасности — это все. У нас будет война, цунами, землетрясение, а все равно техника безопасности будет всегда. Я помню, как в Ялте во время отключения электроэнергии не работали электрические плиты в санатории. Выносили большие котлы, готовили для отдыхающих еду на улице, на дровах. Я сказал: купите газовые горелки, поставьте газовые печи. И мне в один голос сотрудники говорят: «Олег Анатольевич, этого нельзя делать по технике безопасности». 

Царёв объяснил, почему курортный сезон в Крыму может был провален
Царёв объяснил, почему курортный сезон в Крыму может был провален
© РИА Новости, Владимир Трефилов

У нас по технике безопасности нельзя, чтобы длина поезда была больше, чем длина перрона. Потому что, когда сходишь с последней ступеньки — чтобы тебе было удобно сходить. Просто шагнул и зашел на перрон.

Я великолепно помню, как в советское время мы все спрыгивали на насыпь, все было нормально и хорошо. Но в Российской Федерации — очень строго. Я обратился к нашим чиновникам, мол, послушайте, у нас военные действия, давайте мы на технику безопасности закроем глаза. У нас ездят поезда по 20 вагонов. У нас в Украине поезд «Донецк-Львов» — 38-40 вагонов. Мы, нарастив количество вагонов, можем удвоить количество (пассажиров — Ред.). Надо понимать, что действительно — не хотим мы бороться с техникой безопасности, принимать какие-то временные правила, на что-то закрывать глаза.

Давайте пустим скоростные поезда. Оптимизация расписания, увеличение количества вагонов в поездах, установка двухэтажных вагонов — все это увеличит количество людей, которых можно перевезти. Чтобы полностью обеспечить Крым, чтобы люди могли доехать — надо увеличить количество вагонов в четыре раза по сравнению с прошлым годом. Частично увеличили. Но — еще работать и работать.