Накануне, 15 апреля, команды обоих кандидатов все-таки заключили трехстороннее соглашение с НСК «Олимпийский» о проведении дебатов перед вторым туром выборов.
- Каков ваш прогноз: состоятся ли дебаты?
— Стороны идут к тому, чтобы дебаты состоялись. Порошенко нечего терять — он рассчитывает на дебатах как-то изменить ситуацию в свою пользу. Я допускаю даже, что он улучшит результаты. И он соглашается на условия Зеленского, которые в принципе вполне соответствуют законодательству.
Потому что если мы почитаем законы, если не ошибаюсь, статью 62 Закона «О выборах президента Украины», то мы увидим, что Национальная телекомпания (Национальная общественная телерадиокомпания Украины. — Ред.) с 19:00 до 22:00 организовывает дебаты в пятницу перед голосованием. И цель сводится только к трансляции. Там даже не сказано, что дебаты должны иметь какого-то модератора, хотя, по логике, не понятно, как без него. То есть там не названо место их проведения, и Национальная компания вполне может транслировать эти дебаты из любого места.
Возникает тут одна загвоздка, так как из бюджета идет оплата только эфирного времени, а любой условный стадион или театр — это оплата аренды зала. Но если этот вопрос решают сами кандидаты, то здесь не должно возникать никаких правовых проблем — что не запрещено, то разрешено.
- Почему вместо обсуждения серьезных проблем Зеленский и Порошенко скатились в это шоу с дебатами?
— Здесь формат дебатов предложил Зеленский, и это понятно. Он артист, шоумен, ему надо, чтобы на его выступлении была публика, которая будет ему аплодировать, ну и соответственно может освистать его оппонента. Хотя Порошенко тоже может привести на стадион достаточно людей. Просто такой вот театрализованный формат дебатов для Зеленского выгоднее.
- Могут ли дебаты существенно повлиять на рейтинги Зеленского и Порошенко?
— Мы же видели опрос КМИС (Киевского международного института социологии. — Ред.). Каждый седьмой избиратель считает, что дебаты повлияют на рейтинги сильно. Больше половины считают, что не повлияют. Четверть считают, что повлияют наряду с другими обстоятельствами.
Здесь надо учесть и другие факторы — как, например, влияют дебаты в других странах. Так, (президент США Дональд. — Ред.) Трамп был менее убедительным на дебатах с (кандидатом от Демократической партии США Хиллари. — Ред.) Клинтон, но в итоге-то он выиграл выборы.
Второй момент: тот же опрос показывает, что 63% респондентов предполагают, что Порошенко будет неискренним. От Зеленского неискренности ожидают гораздо меньше — 25-28%. То есть публика будет болеть за Зеленского на этих дебатах, будет не доверять Порошенко (я имею в виду всех зрителей, а не тех, кто соберется на стадионе).
- Сейчас у Зеленского гораздо выше рейтинг, чем у Порошенко. Если допустить, что он станет президентом, каким президентом, на ваш взгляд, будет Владимир Зеленский?
— Впечатляющая поддержка Зеленского — тот высокий уровень, который наверняка будет при голосовании и который сейчас фиксируется соцопросами, — это видимая сторона. А невидимая сторона — то, что зависимость Украины от европейско-американского мира гораздо выше, чем поддержка Зеленского.
Впрочем, способствовало и то, что в ходе беседы с Зеленским, которая имела место 30 марта, перед днем голосования, Анри Леви понял, что Зеленский намерен противостоять Путину. Он сам в статье для Wall Street Journal писал, что первой темой был Владимир Путин и его (Зеленского. — Ред.) решительная оппозиция Путину.
Также стоит отметить, что у Зеленского огромная поддержка, но его поддержка основывается на совершенно разных представлениях людей о будущем. И у него нет организации, реальной партии. Он сейчас не имеет поддержки в парламенте. Ему придется для поддержки в парламенте и для формирования списка пользоваться услугами чужих людей. Тут проблема не только в том, что это люди не его окружения, а в том, что это люди, которые ассоциируются со старой властью.
Самый нормальный способ роспуска парламента и досрочных выборов — это выход «Народного фронта» из коалиции. Но при этом надо будет потом рассчитываться с «Народным фронтом» — давать им места, а ведь они будут тянуть рейтинг Зеленского вниз.
Конечно, в ходе кампании Зеленский выбрал способ, который несколько смягчает сложившуюся ситуацию. Он стал ориентироваться на людей с репутацией на Западе: типа экс-министра финансов Александра Данилюка, экс-заместителя министра юстиции Руслана Рябошапки, народного депутата Сергея Лещенко. Хотя и эта репутация специфическая, учитывая то, что к Лещенко у Трампа должны относиться, мягко говоря, настороженно в связи с его ролью в деле (экс-руководителя предвыборной кампании Трампа политтехнолога Пола. — Ред.) Манафорта.