В СМИ развернута кампания травли УПЦ, имеющая целью вбить клин между церковью и обществом. В регионах страны постоянно предпринимаются попытки (зачастую удачные) захвата храмов УПЦ. Дошло до того, что даже с трибуны Верховной Рады звучат призывы отобрать у УПЦ Киево-Печерскую Лавру.

Корреспондент Союза православных журналистов поинтересовался у Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, возможен ли какой-либо компромисс УПЦ с властью.

— Отвечу вам так. Когда пришел на Землю наш Спаситель, сын Божий, то сотворил много чудес. В частности, когда он воскресил праведного Лазаря, то очень много людей поверили в Христа. Но не всем это понравилось: возникла мысль, что за Спасителем могут пойти очень многие. И когда его судили, то главное обвинение ему предъявили в том, что он не патриот своей земли.

А ведь Христос пришел на Землю, чтобы спасти человечество. И он сказал своим мучителям: как вы поступаете со мной, так поступят и с вами.

Мы являемся канонической церковью, которая базируется на тех ценностях, которые завещали нам Христос и апостолы. И во все времена, когда нашу церковь шельмовали, всегда звучали обвинения в нашей якобы непатриотичности. Хотя большего патриота, нежели наша церковь, я просто не вижу.

Митрополит Онуфрий: Необходимо прекратить войну и перестать убивать друг друга

- Владыка Онуфрий, а в чем выражается Ваш патриотизм?

— В том, что я хочу блага нашей земле, нашему народу. Но эти блага даем не мы, их дает нам Господь. И поэтому, если я служу Богу и выполняю его законы, то я и есть самый настоящий патриот. Но если человек пренебрегает словом Божьим, то сколько бы он не бил себя в грудь кулаком, патриотом он не может являться. Через греховный сосуд Божья благодать на Землю снизойти не может.

Наша церковь всегда была и есть патриотом. Наш патриотизмом заключается в том, что мы призываем людей жить с Богом, и в этом мы находим свое счастье.

Что касается непосредственно войны в Донбассе. Хочу подчеркнуть, что это гражданская война. Я знаю от служащих там епископов, от многих знакомых дончан, что там происходит. Зачастую отец служит в нацгвардии, а сын — ополченец. Много братьев и друзей разделены линией фронта. Как и при любой войне, на ней появляются нечестивые люди: убийцы, мародеры, и другой криминалитет.

Но наша церковь осуждала и гражданскую войну, начавшуюся в 1917 году, и нынешнюю, которой положила начало «Революция достоинства». Начиная с 2013 года, мы призвали к примирению и прощению друг друга. Только так мы сбережем целостность нашей страны и дадим ей возможность развиваться. Позиция церкви заключается в том, что необходимо прекратить войну и перестать убивать друг друга.

Ко мне часто приходят матери, чьи сыны погибли в этой гражданской войне. И у меня нет слов и аргументов, чтобы успокоить их. Я не могу им объяснить то, что их сыновья погибли, защищая целостность Украины. Маме это не интересно слушать, ей нужен ее сын.

- Так все же, Владыка, возможен ли у Вас компромисс с властью?

— Я уважаю и даже люблю власть. Она дана Богом. Но он назначает людей во власть, чтобы они исполняли волю Божью. Т.е. чтобы люди жили в мире. Повторяю: я уважаю власть, но хочу, чтобы она сделала все возможное, чтобы война была остановлена. В том, что не противоречит Божьим законом, я готов уступить и пойти на компромисс. Но в том, что касается наших канонических законов, по которым наша церковь живет уже более 1000 лет (а на Земле — более 2000 лет), мы уступить не можем. Если в этом аспекте я пойду все же на компромисс, то я уже окажусь вне церкви. А я этого не хочу.

- Почему же Господь допускает возникновение войн и смерти безвинных людей?

— В святом Евангелии сказано, что даже волос не может упасть с головы человека без воли Господа. Но это относится только к тем людям, которые живут по законам Божьим. А остальные сами себе рвут волосы на голове. В том, что идет война, виноват не Бог, а человек, наделенный Господом свободной волей. В том, что люди хотят воевать, виноваты они, а не Бог. И за погибших вследствие войны несут ответственность те грешники, которые стреляют и убивают, а не Господь.

Людям, которые сейчас страдают на войне (я имею в виду мирных граждан), желаю Божьего благословения, чтобы они жили с Богом, и он их не покинет.