Сюжеты о мошенниках с Украины, которые обманывают жителей России, в медиа и сети появляются не первый год. В 2019-м средства массовой информации опубликовали появившийся диалог злоумышленника, предположительно, из одного из украинских колл-центров, с мужчиной, у которого пытались выманить деньги.
Жулик признался в том, что «разводит» людей по телефону, и даже пожаловался своему «клиенту» на тяжелую работу: «Знаешь, сколько я звоню людям — это ***** (кошмар. — Ред.)»
Свою мотивацию объяснил так: «кушать хочу». Но и на вопрос: «Тебе приносит удовольствие — разводить людей на деньги?», ответил: «Да!» К самому себе плут отнесся самокритично, но и указал на то, что базы с личными данными людей ему передают из России: «Сливают, а потом звонят такие ***** (придурки. — Ред.), как я, и пытаются ***** (обмануть. — Ред.)»
В конце сентября украинское издание «Страна» внедрило журналиста в один из мошеннических колл-центров в Киеве. Требование к сотруднику были таковы: «грамотная речь, свободное знание русского языка, минимальные навыки работы с ПК (персональным компьютером. — Ред.), усидчивость, внимательность, аккуратность». Опыт работы не требовался.
Собеседование и офис такой мошеннической организации располагались в центре Киева — рядом со зданием Службы безопасности Украины (СБУ). Соискателю сразу сказали, что основная цель — граждане России, клиенты российских банков.
В ноябре «Вести» выпустили сюжет о том, что мошеннический бизнес развивается как франшиза — то есть желающий заниматься этим бизнесом покупает набор инструкций и алгоритмов, а также оборудование. Колл-центр располагался в Днепропетровске (переименованном в Днепр), его сотрудники обманывают российских граждан. «Россия — наш враг: ведет против нас войну. Поэтому мы в серой зоне, нас не тронут. Если же мы звонили бы по Украине, Литве, Польше, это было бы опасно. На данный момент нам дали зеленый свет, поэтому мы работаем по России», — рассказал на камеру один из работников, не пояснив, кто дал разрешение на деятельность такого предприятия. В сюжете была и история пенсионерки, у которой выманили несколько миллионов рублей — ее сбережения на квартиру.
«Это добротный бизнес, с тыловой службой, офисными службами, которые обеспечивают все — от развозки на такси из-за карантина до чая, кофе и обедов», — объясняет Украине.ру бывший житель одного из городов юго-востока Украины, работавший в подобной структуре.
«Там развитая система IP-телефонии и обучения персонала, есть развитая корпоративная культура, — не смейтесь, — но это такой же бизнес, и там нужны люди особого психологического склада, не каждый сумеет выполнять такую работу. Большинство людей никого кинуть не смогут — голос дрогнет, совесть заест. Через такие центры проходят тысяч ребят и девчонок, но остаются работать единицы — самые циничные. Но и их накачивают на тимбилдингах: мы — команда, мы — пираты, мы — молодые волки! Самого продающего поощряют не только деньгами, но и символически — скажем, ему ставят кожаное кресло, чтобы все видели — он лидер по кидкам», — рассказывает собеседник издания.
«Охотники за деньгами на самом деле — очень умные люди. Они рассуждают как маркетологи, работают по целевой аудитории. Базы данных можно купить в даркнете (от английского dark — темный; скрытая сеть, в которой степень анонимности выше, чем в обычной. — Ред.), и там можно заказывать по сегментам. Скажем, люди от тридцати пяти лет в регионах без Москвы, или наоборот — Москва, от шестидесяти пяти».
По мнению собеседника издания, технологии лишь облегчили работу мошенникам — жертвы стали доступнее. «Но в любом обществе есть какой-то процент суггестивных, легко внушаемых людей. Из тысячи звонков в нескольких десятках случаев мошенникам кто-то ответит, но им достаточно — надо лишь ввести "клиента" в состояние паники, создать у него ощущение тревоги, поэтому разговор начинают с того, что человеку якобы что-то угрожает, внушаемый "плывет" и доверяется тому, кто "спасает" его от воображаемой опасности. Иногда один и тот же человек проходит потерпевшим по пяти-шести уголовным делам — каждый раз попадался в капкан, только другой», — объясняет он.
По словам бывшего полицейского, его коллеги сталкиваются с тем, что в сети мошенников часто попадаются одни и те же люди, что подтверждает тезис о легкой внушаемости какого-то количества людей. «Участковые неформально говорят пожилым людям — уберите стационарный телефон, никто хороший вам не позвонит — коллекторы только да мошенники», — отмечает он.
«Профилактика не всегда помогает, — продолжает бывший сотрудник органов. — Мне жаловался участковый — мошенники взяли в оборот район Москвы, видимо, кто-то слил базу данных, обзванивают пенсионеров. Ловят на старый прикол "ваш родственник в беде, срочно спасите его, переведите денег". Выудили сколько-то там тысяч у пожилой женщины, участковые побежали по пенсионерам с инструкциями — дескать, люди добрые, не ведитесь, объяснили бабушкам и дедушкам, что не надо разговаривать с незнакомыми людьми. И что же? Через несколько дней выманивают деньги у соседки обманутой, хотя ее предупреждали. Коллега просто в отчаянии — как будто и не было беседы с предупреждениями».
Поэтому правоохранительным органам приходится собирать доказательства и ждать, пока мошенники совершат ошибку — выдадут себя, а потом окажутся на территории страны, которая выдает преступников России. «Этим широко пользуются США — они достигли совершенства в отслеживании и задерживании на территории третьих стран тех, кто нанес ущерб интересам их граждан или государства», — уточняет Вураско.
Проблема телефонных и сетевых мошенничеств — глобальная, так как волей-неволей люди оставляют все больше цифровых следов. «В любых организациях накапливаются колоссальные объемы информации, есть, конечно, автоматизированные системы контроля и утечек информации. Но ни одна не может обеспечить стопроцентную эффективность, потому что в любой крупной компании чисто по статистике найдутся инсайдеры. На десять тысяч добросовестных сотрудников смогут найти одного, которого купят», — добавляет собеседник Украины.ру.
Поэтому последней линией обороны против мошенников остается здравый смысл и критическое мышление человека. «Техника работы у жуликов, что с высокими технологиями, что без, одинакова — торопить жертву, чтобы она не понимала, что делает, не осознавала последствия своих поступков. Плутам помогает еще и безграмотность «клиента» — чем меньше собеседник понимает, как проводятся банковские переводы, тем лучше для преступников», — напоминает Вураско.