Вывоз оборудования и запорожских специалистов в Чунцин, где уже строится завод по производству авиадвигателей, на несколько лет отсрочит гибель предприятия. Арест сделки ничего не изменил: Пекин де-факто завершил поглощение. Но это только пролог куда более страшной истории.

Назад — в «перестройку»

Украинская традиционная политика под лозунгом «кто громче испортит воздух» — прикрытие. Экономическая ситуация угрожающая. С начала 2019-го гривна укрепилась почти на 15%. Это очень плохо, потому что несет в себе признаки спекулятивного пузыря, который вот-вот лопнет. Снижение стоимости доллара не привело к снижению цен. Наоборот, в пересчете на укрепившуюся гривну цены в валюте обогнали цены в ЕС. Причем это коснулось продуктов питания и товаров первой необходимости. Картошка на рынках уже в полтора раза дороже, чем в Европе.

Угрожающе растет дефицит внешнеторгового баланса, который приблизился к 4 млрд долларов, что для Украины практически кризисный показатель. Экспортный потенциал страны в стагнации. Доказательство: самые низкие за 30 лет показатели выпуска металлургической продукции по всем категориям: сталь, чугун, прокат. С момента выборов идет спад выпуска промышленной продукции. Киев активно занимает деньги внутри страны: портфель ОВГЗ вырос с начала года в 15,4 раза, до 97,8 млрд гривен. Весь портфель находится в руках иностранных покупателей. Вот почему гривна, как кажется, растет. Деньги ОВГЗ на экономику не работают, а идут на финансирование дефицита бюджета. Спекулятивная пирамида ОВГЗ — экономический пузырь.

Наконец, то, что относится к теме данной статьи: часть еще работающих промышленных предприятий начали скрытое увольнение работников и сокращение рабочих мест. К сожалению, слишком быстро выяснилось, что либертарианцы с гуманитарным образованием не особо разбираются в макроэкономике, как и в экономике в целом. Это становится видно и понятно всем, в связи с чем растут панические настроения от того, что Украиной никто не управляет. Процессы стали напоминать то, что происходило с СССР в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века. Правительство и президент занимаются только тем, что доступно их пониманию: поддавшись общей панике, готовы продать землю и то, что еще осталось от советского ВПК. Это единственное, что еще ликвидно и кому-то нужно от Украины. Именно в этом контексте и зазвучало в СМИ название завода «Мотор Сич».

«Мотор Сич» переезжает на Восток
«Мотор Сич» переезжает на Восток
© Wladoff

Диджитализация воочию

Уровень профессионализма нынешней власти в области ВПК таков: набсовет «Укроборонпрома» возглавляет гражданин Литвы Айварас Абромавичюс, а помощником у него является всем известный Мустафа Найем. На днях они подтвердили, что китайская компания Skyrizon уже приобрела более 50% акций запорожского завода, а Антимонопольный комитет на это никак не реагирует. Вместе с заводом КНР получит и все технологии. Не стоит строить иллюзий: АМКУ всего лишь прикрытие, надзор, который ни над чем не надзирает. В лучшем случае Киев получит 25% отступного в виде акций. Таким образом, китайские покупатели хотят ускорить процесс поглощения предприятия. С исчезновением «Мотор Сич» исчезнет последний на Украине крупный «красный директор» — владелец предприятия Вячеслав Богуслаев. Ему за 80, он хорошо знает, к чему привела «революция достоинства». До 2014 года «Мотор Сич» ежегодно отгружал в Россию до 250 двигателей, что приносило 70% прибыли предприятия. После победы людей с «хорошими лицами», которые начали войну в своей стране, объемы производства запорожской корпорации сократились на 40%. За 5 лет правления Порошенко и Ко доходы сократилась более чем вдвое — до 450 млн долларов.

Поскольку ЕС и США «Мотор Сич» был не нужен от слова совсем, оставался Китай. По данным Washington Post, в прошлом году он помог получить прибыль на уровне 35% от общей выручки в 450 млн долл. По данным Global Times, в Китае эксплуатируется более 1200 единиц 13 типов авиационных двигателей, изготовленных «Мотор Сич». Все они требуют обслуживания, ремонта и модернизации. КНР хочет интегрировать украинские технологии в собственные разработки. Например, самый востребованный украинский вертолетный двигатель ТВ3-117, АИ-322Ф, а также Д-436-148ФМ, МС-500В-С и Д-136 для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL. «Мотор Сич» совместно с Skyrizon Aviation с 2015-го строят завод в Чунцине мощностью 1000 двигателей в год. Все расходы по инвестициям несет китайская сторона. А что взамен? Экс-министр экономразвития Степан Кубив хвастался привлечением 250 млн долл. на модернизацию завода в Запорожье. Его планировали ввести в эксплуатацию в 2020 году. Но, как обычно, что-то пошло не так, и ничего сделано не было. Несмотря на то что СБУ заблокировала сделку, по состоянию на этот час китайский покупатель де-факто поглотил «Мотор Сич». Результат: Киев своими руками создал самому себе конкурента в виде Китая, это уже не изменить, так что блокировка контрольного пакета уже ни на что не влияет.

Сломанные крылья Советов

Все, что происходило с производством двигателей, касается и авиастроения. Ведь есть еще государственная компания «Антонов». КНР провела интервенцию и сюда, предложив для затравки свой рынок. Проект с «Мотор Сич» открывает его для украинских (советских) самолетов Ан-148/158/178, объем выпуска которых составляет порядка 1000 машин. В настоящее время уже упомянутый Skyrizon и «Антонов» активизировали переговоры по программе создания для Китая большого транспортного самолета. Не секрет, что это «Мрия», о продаже которой вплоть до технической документации уже не раз писали. Ориентировочная стоимость контракта 1 миллиард долларов. Передачей важнейших технологий по данному самолету займется украинское КБ «Прогресс» им. академика А.Г. Ивченко, сообщает китайское издание Sohu. Новость о возможной передаче Украиной Китаю документации на Ан-225 «Мрия» далеко не первая. В 2016 году китайский телеканал CCTV сообщал о договоренности между ГП «Антонов» и China Airspace о передаче прав собственности на супертранспортник. Тогда «Антонов» эту информацию опроверг. Впрочем, как показал опыт рождения серийного китайского авианосца «Ляонин», сделанного из проданного украинцами «Варяга», нет ничего невозможного. Но не единой «Мрией» интересуются китайские партнеры. Для программы производства боевых беспилотников могут пригодиться наработки, которые есть у ГП «Антонов». Кроме того, украинские партнеры могут оказать содействие Китаю в производстве аналога транспортного самолета Ан-124 и двигателя для него. «В перспективе можно говорить о поглощении китайским бизнесом ключевых компаний в авиапромышленности Украины, — пишет украинское издание LIGA.net. — Это чревато рисками полной потери авиационной промышленности в Украине».

Все на продажу

Оптом и в розницу Китай скупает буквально все, до чего может дотянуться. В этом смысле Украина опустилась на уровень начала 90-х. Покупаются не только технологии, но и специалисты. 1200 долларов за рядового инженера с опытом работы не более пяти лет, от 2500 долларов за инженера на руководящей должности с опытом работы десять и более лет. Это экономит Китаю 10-12 лет на обучение собственных специалистов, средства на их учебу и обкатку. За последние 20 лет Пекину досталось недорого не менее 3000 проектов, преимущественно советских. Помимо авиационной и военно-морской техники, китайские специалисты получили от Украины технологию производства дизельного двигателя 6ТД. Мотор танка Т-80УД китайские специалисты успешно адаптировали под собственные нужды, создав в кооперации с пакистанскими коллегами основной боевой танк Al Khalid. В 2017 году государственное предприятие научно-исследовательский центр «Орион» передал китайской North General Electronics Group конструкторскую документацию на генераторно-усиливающий модуль РИВК для РЛС. НИИ «Орион» известно тем, что его микроволновые приборы применялись во всех родах войск: от С-300 до систем противодействия, помехозащищенных многоканальных систем и ракетного комплекса «Сапсан».

Индустигральная Украина: тройка, семерка, туз, МВФ, лотереи и казино по всей стране
Индустигральная Украина: тройка, семерка, туз, МВФ, лотереи и казино по всей стране
© РИА Новости, Артур Лебедев | Перейти в фотобанк

North General Electronics Group — подразделение государственной корпорации Norinco. Один из видов ее деятельности — адаптация и производство копий советских образцов. Например, систем ПВО, ПРО, РЭБ, систем управления огнем. Одна из видов продукции — миллиметровые волновые устройства, на чем всегда специализировался украинский НИИ «Орион». Снова та же картина, что и с «Мотор Сич». «Орион» в поисках хоть каких-то денег своими руками создал конкурента «Укроборонпрому», поскольку Norinco занимается тем же самым, только в Китае. Киевская госкорпорация предлагает сегодня 13 ракетных комплексов и управляемых ракет, но о крупных контрактах ничего неизвестно. Зато известно, как Таиланд, который ранее был заказчиком «Укроборонпрома», в 2017 году вместо украинских БТР-3Е закупил китайский аналог ZBL09 от Norinco, который является копипастой с украинского БТР-3Е. Заколдованный круг замкнулся, а самое смешное то, что на ZBL09 устанавливаются ракетные комплексы с управляемыми снарядами, элементы для которых ранее «Укрспецэкспорт» поставил Norinco. В общем, в октябре 2019 года в уже упомянутом китайском издании Sohu (搜) вышел большой материал, который озаглавлен без формальностей: «Спасибо Украине! На протяжении более 20 лет эта страна передала так много основных военных технологий в Китай».