Рабочие увольняются, чтобы стать трудовыми мигрантами

«Я на железной дороге работаю уже 12 лет, но впервые не выплатили железнодорожникам 13-ю и не подняли в октябре на 15% зарплату, хотя обещали. Теперь я не удивляюсь, почему профессионалы, которые работают на железной дороге, ежедневно увольняются и едут за границу», — пишет на Фейсбук-форуме сотрудников «Укрзализныци» Андрей из Николаева.

Тем временем, глава правления компании, Евгений Кравцов, получает зарплату в полмиллиона гривен, не считая премиальных. «Председатель правления Кравцов, некий "Остап Бендер" с юридическим образованием, наплевал на закон, отраслевое соглашение и вообще интересы каждого работника "Укрзализныци". Кравцов видит, что железнодорожники бездействуют, вот он и ездит на горбах людей, получая "пол-лимона" гривен, не считая премии. Пока не будет восстания железнодорожников — ничего не поменяется», — пишет на том же форуме Игорь Шепель.

Евгений Кравцов в свое время лишь временно занял это кресло вместо поляка Войцеха Бальчуна, но так и остался на этом посту. Самое интересное в этом то, что за одни только консультации о том, какого вознаграждения достойны члены правления компании, выделяются немалые суммы. В этом году, например, за услуги «по разработке методологических рекомендаций по формированию проекта политики вознаграждений главы и членов правления» было выделено 809 тыс. грн. Фактически это тоже форма отката: на вопрос, почему глава правления получает полумиллионную зарплату, он всегда может сослаться на рекомендации этих консультантов, которым и выделяются средства для подобных рекомендаций.

Что-то пошло не так. «Укрзализница» сократила число рейсов экспресса в аэропорт «Борисполь»
Что-то пошло не так. «Укрзализница» сократила число рейсов экспресса в аэропорт «Борисполь»
© пресс-служба президента Украины/Михайло Палінчак | Перейти в фотобанк

И происходит это на фоне того, что железной дороге грозит коллапс из-за банального износа всего оборудования. Как утверждал недавно глава Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Вадим Бубняк, износ подвижного и тягового состава на украинских железных дорогах дорос до 100%.

Железнодорожники возмущены и планами массового сокращения персонала в рамках неолиберальных реформ премьера Гончарука. Как говорит первый заместитель председателя Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Александр Мушенок, железнодорожники шокированы информацией о планах по сокращению 120 тысяч человек, то есть почти половины работающих сейчас в «Укрзализнице». При этом Мушенок подчеркивает, что «уже сейчас там, где должно работать 60 человек, работают 20».

14 ноября профсоюз железнодорожников намерен провести акцию возле Офиса президента, чтобы протестовать против планов сокращения персонала и невыплаты «13-й зарплаты». Европейские железнодорожники (профсоюз ETF Railways) выразили солидарность с украинскими коллегами и намерение поддержать их в их законных требованиях.

Почему коррупция остановит поезда, а с ними и экономику Украины

Украинскую «железку» добивает процветающая там коррупция. В понедельник, 11 ноября, СБУ разоблачила бывшего чиновника "Укрзализныци" на хищении более 50 млн грн. Его подозревают в том, что он инициировал вопрос передачи в аренду имущества акционерного общества по заниженной процентной ставке. Чиновник сдал часть помещений гостиницы "Экспресс" в Шевченковском районе Киева, что привело к нанесению экономического ущерба государству.

Дорогое удовольствие: «Укрзализница» покупает туалеты по цене квартир
Дорогое удовольствие: «Укрзализница» покупает туалеты по цене квартир
© Ukraina.ru

Система откатов на «Укрализныце» приобрела чудовищный размах особенно при «министре-гиперлупе» Владимире Омеляне. Недавно Национальное антикоррупционное бюро начало следствие по уголовному делу депутата Ярослава Дубневича. По данным следствия, Дубневич, будучи на посту главы парламентского комитета, организовал схему и пролоббировал выделение средств УЗ на закупку стрелочной продукции, а затем с сообщниками организовал закупку по завышенным ценам у подконтрольного предприятия. Иными словами, вместо покупки напрямую у производителя, Дубневич организовал закупку через свои посреднические компании, которые и накрутили цену почти на 100 миллионов гривен.

Не менее возмущает железнодорожников и тот факт, что бюджетные средства, выделяемые УЗ, идут не на ремонт подвижного состава и путей, не на зарплаты рядовым сотрудникам, а на какие-нибудь мелочи по многократно завышенным ценам. В этом году, например, руководство компании решило закупить стаканы по 2000 гривен за штуку, вышиванки (самая необходимая вещь!) по 4000 гривен, вышитые рушники по 5000 гривен. Еще один «нож в спину» «Укрзализныци» ранее воткнул экс-президент Петр Порошенко, закупив по завышенным ценам американские локомотивы, чтобы угодить Дональду Трампу, хотя за эту сумму украинские предприятия или предприятия СНГ могли бы построить, минимум, в три раза больше локомотивов, которых так не хватает УЗ, что грозит ей коллапсом.

При таком уровне коррупции УЗ можно увеличивать финансирование сколько угодно, но миллионы и миллиарды могут уйти на закупку сотни пластиковых стаканчиков и консультации «экспертов» по вопросу о повышении зарплаты начальству.

Железная дорога в огне: На Ровенщине сгорел пригородный поезд
Железная дорога в огне: На Ровенщине сгорел пригородный поезд
© https://cfts.org.ua/

В октябре власти Украины заявляли о планах приватизации УЗ, для чего ее намеревались разделить на три части (грузовые перевозки, пассажирские перевозки и инфраструктура) и продать по частям. В ходе реформы железнодорожников намерены также лишить всех объектов социальной инфраструктуры, включая больницы и оздоровительные центры для работников. В результате разделения УЗ приватизированы будут лишь некоторые прибыльные участки железных дорог, а государству останутся убыточные. Как пишет обозреватель Украина.ру Андрей Манчук, реформировать УЗ будут, «исходя из главного принципа реформаторов в бывшем СССР: «приватизация прибылей — национализация убытков».

Надвигающийся коллапс УЗ неминуемо вызовет коллапс ряда других сфер, то есть заденет не только железнодорожников. В сентябре текущего года уже возник кризис нехватки нефтепродуктов — у «Укрзализныци» просто не хватало цистерн, локомотивов и штата железнодорожников на ключевых станциях. В августе украинские аграрии потеряли миллионы из-за того, что у железной дороги не было достаточного количества зерновозов, чтобы доставить в порты экспортируемую продукцию «аграрной сверхдержавы».

Украина бастует по-итальянски: чего хотят железнодорожники и металлурги
Украина бастует по-итальянски: чего хотят железнодорожники и металлурги
© скриншот с видео "НАБАТ-ТВ Егора Громова" | Перейти в фотобанк

«Будет ли коллапс? Скорее всего, что коллапс будет, потому что мы смотрим на предыдущие годы. Когда урожай был рекордным и "Укрзализныця" не смогла с ним справиться. Вывезли, да, но это было не тогда, когда нужно было зерновикам. Соответственно это влияет на цену, на стоимость перевозки, дополнительные риски, не выполнение контрактов», — пояснял сложившуюся ситуацию исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации Сергей Иващенко.

Украинские железнодорожники имеют все основания бастовать, требовать свою зарплату и смены руководства компании. И они действительно вполне могут добиться отставки Кравцова, доставшегося им «по наследству» от Петра Порошенко. Однако это отнюдь не будет означать отмены тех неолиберальных реформ, которые убивают железную дорогу. Как сообщал в сентябре депутат от «Слуги народа» Александр Дубинский, произойдет лишь банальная рокировка коррумпированных чиновников — на место Кравцова намереваются назначить нынешнего главу «Укрпочты» Игоря Смелянского.

«По слухам, вместо Кравцова на Укрзализныцю собирается ахметовский почтальон Смелянский», — писал Дубинский, подчеркнув, что почтовики на себе его реформаторский пыл уже испытали.

Кризис, в котором регулярно оказывается украинская железная дорога, носит системный характер: коррупция разъела руководство УЗ на всех верхних уровнях и замена одного-двух чиновников проблемы не решит, а деиндустриализация и отказ от сотрудничества со странами СНГ не позволяет обновить подвижной состав и инфраструктуру железной дороги. Реформы, которые проводят на средства западных фондов и банков, чиновники УЗ ограничиваются, как правило, проведением круглых столов и заменой занавесок в изношенных вагонах, а у работников железной дороги остается все меньше причин работать на Украине.