В Польше обычно пристально следят за событиями на Украине, особенно касающимися конфликта Киева и Москвы. Однако подписание официальным представителем Украины в Трёхсторонней контактной группе «формулы Штайнмайера» пока остаётся без реакции как со стороны польских политиков, так и местной дипломатии. Возможно, причиной этого является финальная стадия избирательной кампании в этой стране — выборы Сейма и Сената Польши состоятся 13 октября. А может, всё дело в том, что Варшава таким образом в очередной раз показывает «фигу в кармане» Берлину и Парижу, которые приветствовали согласование упомянутой дорожной карты по выполнению части Минских соглашений. Кроме того, подписание «формулы Штайнмайера» пока никак не прокомментировал официальный Вашингтон, позиция которого является для польских властей определяющей.
Единственным знаковым персонажем, который отреагировал на происшедшее, стал директор правительственного аналитического «Центра восточных исследований» Адам Эберхардт. В своём "Твиттере" он написал: «Итак, формула Штайнмайера, то есть Украина, примет закон об особом статусе Донбасса в обмен на свободные местные выборы под наблюдением ОБСЕ. Ключевое сомнение — возможны ли справедливые выборы? На Донбассе уже 5 лет нет свободы слова, плюрализма, украинской администрации и СМИ. Путин стремится узаконить сепаратистов и начать процесс включения Донбасса в Украину в качестве троянского коня. Зеленскому нужен успех для внутреннего использования. Кто окажется умнее?»
Коллега Эберхардта, заместитель директора Польско-российского центра диалога и согласия Лукаш Адамский прокомментировал «страсти по формуле Штайнмайера» более обстоятельно. По его мнению, Украина стоит перед альтернативой: продолжить блокировать Донбасс и настаивать на своём (юридически и морально целесообразном, по оценке аналитика) понимании Минских договорённостей, либо попытаться достичь окончания войны с Россией за Донбасс. Первый вариант означает дальнейший клинч по делу Донбасса, пока Путин у власти, дальнейшую войну низкой интенсивности, а также политические риски, связанные с позицией влиятельных западных стран и настроениями населения оккупированных территорий. Перспективы восстановления контроля Украины над Донбассом при таком развитии событий туманны даже в долгой перспективе.
Второй же вариант, по мнению Адамского, означает «риски для украинской государственности, связанные как с легитимизацией боевиков, которые составляют элиту власти ДНР-ЛНР, возможным влиянием этих людей на украинскую политику и безопасность, так и с возмущением значительной части украинского общества таким политическим урегулированием». Аналитик предложил самим ответить на вопрос, где рисков больше и что важнее, но подчеркнул, что «в любом случае конструктивная дискуссия нужна».
Абсолютное большинство польских СМИ сообщило о подписании в Минске «формулы Штайнмайера» в информационном режиме, при этом попытавшись объяснить своим читателям, о чём, собственно, идёт речь. Едва ли не самый обстоятельный материал на эту тему под названием «Формула Штайнмайера делит украинцев и радует Кремль» был опубликован на портале проамериканского телеканала TVN24. В нём весьма корректно изложены как позиции Зеленского, так и оппозиционеров из «Европейской солидарности», «Голоса» и «Батькивщины». При этом слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, который одобрил подписание «формулы Штайнмайера», сопровождены разделом об истории конфликта на Донбассе под заголовком «Конфликт, вызванный Россией». Правда, перечень избранных событий времён конфликта почему-то начинается с протестов на киевском Майдане в ноябре 2013-го.
В близкой к правительству Польши газете Rzeczpospolita (в разделе «Мнение») опубликован комментарий многолетнего корреспондента ряда польских СМИ в Москве и Киеве Анджея Ломановского под заголовком «Благие намерения Зеленского». В нём журналист отмечает, что измученное войной украинское общество проголосовало за нового лидера, который хотел эту войну закончить, но теперь Владимир Зеленский подтверждает правдивость поговорки о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ломановский считает, что и обмен пленными, и нынешние шаги с целью сдвинуть с мёртвой точки мирные переговоры по Донбассу, являются принятием российских условий. «Если информация о деталях последних договорённостей в Минске подтвердится, это может означать заморозку сотрудничества с Украиной. В геополитическом смысле наш сосед будет потерян, что, наряду с поглощением Россией Белоруссии, означает, что мы сейчас окажемся на первой линии конфликта с Кремлём», — делает алармистский вывод обозреватель.
Стоит отметить, что польские СМИ пока информируют о последовавших после подписания «формулы Штайнмайера» протестах в Киеве без привычной по Майданам 2004-го и 2013-14 годов энтузиазма. Даже созданный специально для инициирования беспорядков в Белоруссии и финансирующийся за счёт бюджета Польши телеканал Belsat сообщил о протестах на Банковой и Майдане Независимости со ссылкой на своих коллег из «Громадьского». А киевский корреспондент либеральной Gazeta Wyborcza Пётр Андрусечко на своей странице в "Фейсбуке" отметил, что Майдан в столице Украины пока не начинается, и напомнил, что во времена Порошенко активисты тоже протестовали, и причина была похожая — особый статус для части Донбасса.
Примечательно, что подписание «формулы Штайнмайера» не стало темой для обсуждения на проходящем в столице Польши VI Варшавском форуме по безопасности. Правда, Украину на нём всё же вспомнили. Выступая в дискуссии, посвящённой будущему Инициативы «Триморья» (речь идёт о сотрудничестве государств, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями), министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович заявил, что Украина не может присоединиться к этой структуре. «Я обсуждал идею сотрудничества с Украиной. Президент Зеленский спросил, можно ли Украине присоединиться к Инициативе «Триморья». На данном этапе это невозможно, поскольку инициатива касается стран ЕС. Та же ситуация и с Западными Балканами», — пояснил Чапутович.