Вечером в среду, 4 сентября, пресс-служба СБУ сообщила «Радио Свобода» о резонансном расследовании.

«Осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве по признакам преступлений, предусмотренных частями 1 статьи 14, статьи 113 и части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Украины, а именно по факту подготовки к совершению диверсии — действий, направленных на разрушение АО «Мотор Сич» как объекта, который имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение, а также оказания представителями АО «Мотор Сич» помощи Российской Федерации в проведении подрывной деятельности против Украины путем поставок продукции военного назначения и двойного использования», — сообщила пресс-служба.

«Хорошо будет всем, кроме людей». Ищенко рассказал, чем закончатся разборки вокруг «Мотор Сичи»
«Хорошо будет всем, кроме людей». Ищенко рассказал, чем закончатся разборки вокруг «Мотор Сичи»
© РИА Новости, Марина Лысцева | Перейти в фотобанк

Детали расследования СБУ сообщать не стала, сославшись на нормы Уголовно-процессуального кодекса касательно недопустимости разглашения данных оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования.

Это не первое подобное обвинение в адрес «Мотор Сич». Ранее, в июле 2019 года, СБУ заявила, что «Мотор Сич» финансировала ДНР.

Обвинения в адрес стратегического украинского предприятия следуют одно за другим. И это не случайно: происходящим на этом предприятии очень интересуются США. Так серьезно, что ради этого в Киев прилетал в конце августа советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

Американский интерес

В начале лета — 7 июня — в Антимонопольный комитет Украины поступила заявка концерна «Укроборонпром» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei Groupна на концентрацию более 25% и 50% акций «Мотор Сич» для совместного управления и контроля над предприятием. Спустя два с лишним месяца стало известно, что китайские компании пообещали предоставить авиастроительной отрасли Украины гранты на сумму $100 млн, если АМКУ пойдет им навстречу.

Данная сделка очень обеспокоила США, которые опасаются усиления Китая. Последнему запорожское предприятие «Мотор Сич», а точнее его технологии и научный потенциал пригодятся в работе над двигателями Xian WS-15, которые должны быть установлены на китайские истребители пятого поколения.

На Украину засобирались американские представители. В августе страну посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Во время встречи с журналистами он заявил об обеспокоенности по поводу украино-китайского сотрудничества.

Китай купил украинский моторный завод. Подробности и подводные камни этой сделки
Китай купил украинский моторный завод. Подробности и подводные камни этой сделки
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанк

«Мы обеспокоены кражами оборонных технологий: так как новые китайские самолеты очень похожи на американские F35. В этом контексте, поскольку Украина заинтересована развивать свои оборонные технологии, мы высказали свои предложения и соображения», — заявил Болтон.

При этом он не стал напрямую заявлять об угрозе продажи «Мотор Сич» китайцам.

«Мы не высказываемся по конкретным соглашениям. Это суверенное право Украины. Мы озвучили наше беспокойство относительно рисков такого сотрудничества, учитывая факты кражи наших технологий. Мы говорим об этом со всеми нашими друзьями», — отметил Болтон.

Однако его высказывания были восприняты именно в контексте грядущей украино-китайской сделки.

Разразился дипломатический скандал.

Болтон летит в Киев, чтобы не допустить продажу «Мотор Сич» китайской компании - The Wall Street Journal
Болтон летит в Киев, чтобы не допустить продажу «Мотор Сич» китайской компании - The Wall Street Journal
© Gage Skidmore / flickr

«На днях советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон прибыл в Украину с визитом, в период которого высказался в недружественном ключе по отношению к сотрудничеству между Китаем и Украиной… США не должны нагло вмешиваться во внешние отношения Украины и Китая, требуя сделать выбор между США и Китаем… Украина не требует наставников извне. Я абсолютно уверен в совместном будущем Украины и Китая», — заявил 30 августа посол КНР на Украине Ду Вэй.

При этом он жестко раскритиковал США за слова о краже китайцами интеллектуальной собственности других стран.

И вот, когда АМКУ должен был наконец огласить свое решение по покупке китайцами «Мотор Сич», в отношении предприятия началось очередное расследование.

Есть ли российский след?

В последний день лета — 31 августа — под Москвой закончился очередной Международный авиакосмический салон. Прогуливаясь среди представленных на салоне самолетов, посетители могли видеть и самолет Ан-2-100.

США сказали: «Надо», СБУ смигнула: «Есть!» Что стоит за обысками в «Мотор-Сич»

Однако помимо названия знаменитого киевского авиаконструкторского бюро на его борту была еще одна надпись, отсылающая к Украине, — «Борисфен». Так древние греки называли Днепр. И так называется одна из компаний, принявших участие в МАКС-2019. ЗАО «Борисфен» занимается ремонтом и обслуживанием авиационных двигателей.

Генеральным директором предприятия является уроженец Запорожья Петр Кононенко. С 1983 года он занимал различные должности на «Мотор Сич», а «Борисфен» он возглавил в 2009 году. Кстати, как позже выяснилось, белорусский Ан-2-100 на МАКС-2019 был выкрашен в фирменные цвета «Мотор Сич».

Украинские СМИ утверждают: «Борисфен», а также некоторые другие российские компании контролирует почетный директор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. В июле журналистский проект Bihus.Info выпустил материал, в котором обвинил Богуслаева и «Мотор Сич» в сотрудничестве с Россией. В частности, в поставках российским госкомпаниям и силовым ведомствам деталей для двигателей, а также услуг по обслуживанию двигателей.

Материал появился «вовремя»: как раз тогда, когда в СМИ активно обсуждался китайский контракт «Мотор Сич».

СМИ сообщили, сколько заплатят китайцы за право купить «Мотор Сич»
СМИ сообщили, сколько заплатят китайцы за право купить «Мотор Сич»
© РИА Новости, Марина Лысцева | Перейти в фотобанк

При этом сам Богуслаев ранее не скрывал того, что российско-украинское сотрудничество необходимо развивать. Еще в бытность членом Партии регионов он входил в ту группу, которая пыталась отговорить президента Виктора Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. И Богуслаева можно понять: без России его предприятие — «Мотор Сич» — фактически обречено: Украина не дает необходимого для функционирования предприятия количества заказов. А закрытие предприятие — это удар по Запорожью, где оно расположено. Много людей в одночасье станут безработными. Именно поэтому 2014 год поставил «Мотор Сич» на грань выживания. Через пять лет был найден выход: покупка предприятия китайцами. Но тут вмешались американцы.

Для того чтобы сделать «Мотор Сич» непривлекательным для китайцев активом, СБУ прибегала к разным методам. Так, после расследования Bihus.Info пресс-центр спецслужбы вспомнил «дела давно минувших дней» и обвинил «Мотор Сич» в уплате налогов в ДНР.

Речь шла о таком подразделении предприятия, как Снежнянский машиностроительный завод. Он изготавливал ключевую деталь для двигателей «Мотор Сич» — лопатки (лопасти). В 2017 году «Мотор Сич» заявила об утрате контроля над заводом. К тому времени с него вывезли все оборудование. Сам завод работал до 2015 года и, по данным некоторых СМИ, даже поставлял свою продукцию на Украину. Однако война и блокада Донбасса сделали свое дело, и завод в итоге закрылся.

Вспомнила о Снежнянском машиностроительном заводе Служба безопасности Украины лишь после того, как оказалось, что «Мотор Сич» хотят купить китайцы и это весьма тревожит США. В июле 2019 года в СБУ сообщили, что три с лишним года назад завод уплатил в бюджет ДНР более 32 млн руб.

В общем, активность СБУ по отношению к «Мотор Сич» свидетельствует: украинская спецслужба по-прежнему продолжает работать на США. При этом никто на Украине не задается вопросом, что будет с АО «Мотор Сич» без контракта с китайцами, как ранее никто не задумывался о том, что случится с этим предприятием в случае разрыва связей с Россией. Главное, чтобы оно «не досталось врагу». Судьба сохранения научного и производственного потенциала «Мотор Сич», а также судьба ее работников никого не волнует.