Как утверждают представители компаний, они неоднократно обращали внимание Нацкомиссии по регулированию тарифов в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на то, что облгазы не рассчитываются за газ УТГ, отобранный ими из газотранспортной системы без контракта.

Облгазы, в свою очередь, заявляют о недостаточности их тарифа на распределение для расчетов с УТГ за отобранный газ. Такой отбор осуществлялся с 2017 года.

А иски где?

Директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев озвучил и другую проблему — тарифы на прокачку газа, по мнению представителей «Укртрансгаза», являются заниженными относительно экономически обоснованных и установленных Нацкомиссей по энерготарифам (НКРЭКУ). «Если есть доказанные факты несанкционированного отбора газа, и длится это с 2017 года, то где судебные иски против нарушителей законодательства? Если НКРЭКУ установила несправедливые тарифы, то где иски против этого госучреждения? Ведь «Нафтогаз» имеет внушительный опыт споров и в арбитражном порядке, и в судебном», — задается вопросом экономист.

Похоже, что ожидаемое банкротство выгодно как «Нафтогазу», так и руководителям государства. Ведь таким образом общественности навязывается формально виновная сторона — олигарх Дмитрий Фирташ, владеющий более чем 70% облгазов. При этом председатель «Нафтогаза» Андрей Коболев рисуется тем, от кого зависит энергобезопасность страны. В свою очередь, госуправленцы не способны надавить на газовых топов через набсоветы и/или изменить нормативно-правовую базу, которая и привела к возникновению проблемы.

Про газ, домик в Майами и хорошо срежиссированные обмороки, приперченные банкротством
Про газ, домик в Майами и хорошо срежиссированные обмороки, приперченные банкротством
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«Не просто же так появилось понятие «несанкционированный отбор». Не просто так до сих пор не разделены функции по добыче и транспортировке, а «Нафтогаз» утверждает, что «Укртрансгаз» является самостоятельной единицей», — заключает энергоспециалист.

Преступные саботажники и пиарщики

Причиной такого ахового положения является введение с 1 марта суточного балансирования на газовом рынке страны. Ранее «Укртрансгаз», как оператор ГТС, выполнял свои функции, закрывая месячные небалансы. По состоянию на 1 марта 2019 года УТГ задолжали более 35 млрд грн — в том числе и облгазы, и сам «Нафтогаз».

С 1 марта, чтобы выходить в ноль, расчеты между всеми участниками рынка стали проводиться ежесуточно. На сегодняшний день уже накопилось 4 млрд грн долгов. Дело в том, что в тарифе для населения на распределение газа выделено только 7-8% прибыли, все остальное забирает «Нафтогаз». И куда уходят деньги — непонятно.

«Тариф не пересматривался года четыре, и облгазы просто вынуждены отбирать газ на свои же производственные траты и потери. Реальные объемы отобранного газа превышают нормативы. Регулятор с этим не согласен, но облгазы выиграли несколько судов на миллиарды гривен. «Днепропетровскгаз» отсудил у НКРЭ 1,2 млрд грн по этим неадекватным тарифам», — говорит специалист. УТГ ведь сам просил на свои услуги у НКРЭКУ поставить высокий тариф. Но при этом не смог предоставить регулятору экономическое обоснование этого тарифа. Поэтому его снизили.

Марунич объяснил, почему «Укртрансгаз» летит в пропасть
Марунич объяснил, почему «Укртрансгаз» летит в пропасть
© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

В связи с этим эксперт Дмитрий Марунич убежден, что вся проблема нарочно создана руководством «Нафтогаза» и назначенным НАКом руководством «Укртрансгаза» для получения личной выгоды. Вместо решения насущного вопроса газовые топ-менеджеры бездействуют и пиарятся на этом вопросе.

Износ на ноль

Также Марунич сообщил, что коммерческий директор НАК «Натофгаз» Юрий Витренко собирается применить к ГТС ускоренную амортизацию. Это способ создания условий для ускорения обновления основных производственных фондов, где износ средств начисляется по повышенным нормам. То есть в ускоренном по сравнению с нормальным списыванием стоимости некоторых объектов основного капитала на износ.

За счет этого Украина хочет истребовать от «Газпрома» погашение 12 млрд долларов до конца текущего транзитного контракта.

«Если речь идет об ускоренной амортизации, то элементарное понимание бухучета подсказывает, что к концу действия контракта стоимость ГТС будет приближена к нулю. Какие 300 млрд евро? Или это будет какая-то остаточная стоимость по цене закопанных труб», — подчеркнул аналитик.

Эксперт: Развал украинской ГТС выгоден «Нафтогазу» и Украине
Эксперт: Развал украинской ГТС выгоден «Нафтогазу» и Украине
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

План Коболева — Витренко и противодействие Гройсмана

Деятельность «Укртрансгаза» по плану Андрея Коболева и коммерческого директора НАКа Юрия Витренко планировалось разделить надвое — под транспортировку, распределение (трубопроводы) и закачку газа (в подземные хранилища). А, грубо говоря, на оставшуюся после «анбандлинга» структуру свалить все предыдущие долги, «почистив» от финансового бремени новосозданного оператора ГТС, выйдя сухими из воды и при этом контролируя новую структуру.

«Нафтогаз» судился по сути со своей же компанией, но формально управляемой «Укртрансгазом», переваливая на нее несанкционированный отбор газа. Хотя продавец газа у нас — «Нафтогаз». И так миллиардные долги остались висеть на «Укртрансгазе», — пояснил Дмитрий Марунич. Задолженности эти никто не спишет даже после реформы. К тому же «Укртрансгаз» имеет кредитные договоры с контрагентами. Значит, при выводе активов из УТГ последуют судебные разбирательства.

Впрочем, действующему премьер-министру Владимиру Гройсману не понравилась эта жульническая схема. Так, напоминает аналитик, 22 мая Кабмин принимает поправки к невыполненному постановлению №496 от 2016 года (о физическом и юридическом отделении транзитного субъекта от «Нафтогаза»), где в очередной раз требует от него и органов государственной власти поделить «Нафтогаз» таким образом, чтобы абсолютно все, а не только отдельные активы «Укртрансгаза» передавались новому субъекту. Им должен стать ОАО «Магистральные газопроводы Украины», который временно бы переподчинили «Нафтогазу», а после 1 января 2020 года его бы взял под контроль Кабмин.

«Нафтогаз» подготовил запасной план по сотрудничеству с «Газпромом»
«Нафтогаз» подготовил запасной план по сотрудничеству с «Газпромом»
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«…Чтобы новый независимый от «Нафтогаза» оператор ГТС мог заключить новый контракт с «Газпромом» с начала следующего года на выгодных для Украины условиях, мы четко определили, когда НАК должен передать активы и как», — пояснил тогда в комментарии РБК-Украина чиновник из Кабмина.   

«МГУ» ответит

«Это абсурдно, когда акционер (государство. — Ред.) не может реализовать свой план. Нежелание Коболева выполнять решение правительства не понимают ни в энергосообществе в Вене, ни в «Газпроме», который не понимает, почему до сих пор Украиной не создан обещанный независимый газовый оператор, который будет вести переговоры с Москвой», — говорит Дмитрий Марунич.

В любом случае долги «Укртрансгаза» и встречные требования от контрагентов будут разгребать «МГУ».

Денег нет, утепляйтесь

Интересно, что УТГ готов газом гасить долги перед участниками рынка. Однако в летний период он никому не нужен. Наоборот, его нужно активно закачивать в хранилища на отопительный сезон. Три года «Нафтогаз» действует без утвержденного финплана. Кабмин не дал добро на увеличение расходов на инвестдеятельность НАК (с 6 млрд грн в прошлом и 37,3 млрд грн в этом году). Основные расходы должны были бы пойти на приобретение активов «Укрнафты». Правительство не сочло целесообразным такие расходы.

Значит, по словам экспертов, сейчас денег на закачку газа в ПХГ нет. И если зима будет холоднее предыдущих, в стране будет введен режим ЧС. Газовики начнут отключать заводы, предприятия, социальную инфраструктуру. В конце концов, очередь дойдет и до жилых домов. Если контракт с «Газпромом» не будет продлен, то и «реверсного газа» из Европы не будет. И по прогнозам, газ к холодному времени года будет стоить минимум на 25% дороже.