Времени мало, дел много: политики меняют названия своих партий, обновляют их состав, сами лидеры пересаживаются на велосипеды, чтобы не «стоять в пробке» и преодолеть пятипроцентный барьер для перевыборов в Верховную Раду. Словом, кипит кампания.

Первые предложения примкнуть к партийным лагерям посыпались бизнесменам: и лица свежие, и опыт управленцев богатый, и финансовую поддержку в партийном строительстве могут обеспечить. Идея вовлечения капиталистов в политику не новая, но беспроигрышная. Правда, есть одно важное «но»: в выборе претендента сегодня одних денег и опыта уже мало, нужен сильный личный бренд и лояльная аудитория. Нативный маркетинг перекочевал в политику.

Так бизнесмен, водочный магнат Евгений Черняк в своем Facebook описывает этот новый политический тренд: «За несколько дней, пока я нахожусь в Украине, мне поступило четыре предложения вступить [в политсилу] и даже возглавить список политической партии на выборах в Верховную Раду. Текст примерно один: нужны люди, которые никогда не были в политике, с хорошим социальным капиталом и с отличным личным брендом. Так понимаю, техническое задание от политтехнологов практически одинаковое для всех партий, начинающих предвыборную гонку».

Бизнесмен от предложений пока отказывается и намерен и дальше развивать свой бизнес: «Сообщаю, я бизнесмен, не политик. Считаю неправильным, если все уйдут в политику. Нужны хорошие бизнесмены. Они должны платить налоги, создавать рабочие места. Всем спасибо за предложение. Ответ — нет. Просто хочу быть свободным, не хочу, чтобы мне кто-то был должен и чтобы я был должен кому-то. А всем знаковым бизнесменам приготовиться. Сейчас дефицит личностей в Украине. Скоро к вам придут с предложением. Сверьтесь со своей совестью и интуицией. Не дайте себя использовать для прикрытия чьего-то воровства или политических манипуляций».

В других сферах ситуация аналогичная. Журналисты и блогеры тоже оказались охвачены политической активностью. В их среде предложения войти в партию со своими подписчиками давно не редкость. Об этом написала редактор и журналист Наталья Влащенко. Так что на парламентских выборах ожидается не борьба идеологий, и даже не борьба кошельков — а противостояние фолловеров. Тренд задал президент Зеленский. У него это сработало. Партиям нужно лишь повторить.