Дело в том, что сразу же после второго тура выборов КМИС по заказу издания «Зеркало недели» начал проводить в западных регионах Украины, в частности в Галичине, социологический опрос под названием «Мнения и взгляды жителей Галичины апрель-май 2019».
В нем жителям региона предлагали ответить на вопрос о том, какой они видят будущую судьбу своего региона, предлагая варианты ответов: 1. В составе унитарной Украины в рамках действующей Конституции; 2. В составе унитарной децентрализованной Украины, где области и местное самоуправление получают широкие полномочия и большую бюджетную самостоятельность; 3. Галичина должна стать субъектом федерации в составе федеративной Украины; 4. Галичина должна стать отдельным независимым государством, включая Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую области; 5. Галичина должна присоединиться к Польше.
Вот в этом-то бдительные спецслужбы и усмотрели признаки сепаратизма.
Служба безопасности Украины по Львовской области объявила о проведении проверки «по факту распространения в сети интернет провокационного опроса», в котором говорится о «перспективах региона» вроде «отдельного независимого государства» или «присоединения к другому государству».
«Согласно предварительным экспертным заключениям, указанный «опрос» содержит отдельные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса Украины. В частности, публичные призывы или распространение материалов с призывами к посягательству на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», — говорится в заявлении СБУ.
Генеральный директор КМИС Владимир Паниотто в ответ на обвинение в сепаратизме, выдвинутое против социологов, заявил, что КМИС как раз и проводил этот опрос с целью выявить признаки сепаратизма в Галичине, так как результаты выборов четко показали один регион, где мнение большинства граждан явно не совпадает с мнением остальной Украины. Только Львовская область и некоторые сопредельные районы Тернопольской и Ивано-Франковской областей отдали предпочтение Петру Порошенко, его политике и программе, основанной на национализме и милитаризме.
Директор украинской социологической службы «Рейтинг» Алексей Антипович вступился за коллег из КМИС и не согласился с трактовкой СБУ. «Львовяне не принимают выбор, который сделала Украина, и обзывают три четверти населения «Зедебилами». Исходя из таких настроений, можно допустить, что на Галичине могут действительно проявиться сепаратистские настроения. Поэтому замер подобных настроений является абсолютно правомочным и даже нужным для той же СБУ», — комментирует Антипович.
В «украинском Пьемонте», как часто называют Львов, действительно были шокированы результатами выборов, показавших их обособленность от остальной Украины, которая предпочла Зеленского.
«Львовяне шокированы результатами выборов. Мы напуганы и растеряны. Причины этого страха можно понять. С конца 1980-х именно львовяне активно двигали страну вперед: сначала к независимости, а затем в Европу. Голодали на граните, спали в палатках на майдане, шли под пули. В конце страна признала наш весомый вклад и… выбрала президентом «клоуна». Это нож в спину, контрольный выстрел», — пишет львовский портал Zaxid.net, комментируя итоги выборов. Украинский политолог Виктор Небоженко в ответ написал, что это сама «Галичина оказалась в электоральном гетто, поддержав президента-мародера». На днях во Львове преподаватель вокала и заслуженный артист Украины Владимир Кудовба даже расторг досрочно договор об обучении 11-летнего школьника из-за политических взглядов его отца, который поддержал Зеленского. На фоне таких настроений вполне резонно, что социологи решили провести такой опрос.
В проведении опроса традиционно пытались усмотреть «руку Москвы», однако после широкой огласки СБУ дала задний ход, заявив, что проверка не обнаружила признаков сепаратизма в опросе социологов.
Однако следует отметить, что сепаратистские настроения в Галичине действительно присутствуют. Правда, по большей части пока это лишь небольшие кружки львовских интеллектуалов, «играющих» в независимую Галичину в кофейнях, разрабатывающие ее символику и мифологию. В львовских пивнушках и кофейнях завсегдатаи часто любят поговорить о том, как было бы хорошо вернуться в лоно «матушки Австрии» или отсоединиться от Киева, но обычно это не более чем досужие разговоры.
Тем не менее, настроения галичан резко меняются, как только Киев начинает сближаться с Россией или даже возникает такая вероятность. Отделение Галичины от Украины активно обсуждали на Западной Украине в январе 2014 года в связи с «недоразгоном» Майдана, а до этого накануне «Оранжевой революции», когда в 2003 году, по результатам опроса, 43% галичан высказались за независимость Галичины в случае вступления Украины в союз с РФ и Белоруссией.
В начале 2014-го, когда начались захваты обладминистраций и оружия по всей западной Украине, вариант провозглашения независимости Галичины выглядел вполне реалистичным, и тогда АТО, скорее всего, проводилась бы в западных областях Украины. Киев бы оказался под жесткими санкциями западных стран, которые обвиняли бы правительство Януковича в нарушении права на самоопределение, а добровольцы из диаспоры стремились бы в ополчение Галичины.
Сейчас же сепаратистские настроения в Галичине могут вспыхнуть вновь только в том случае, если новый президент Украины пойдет на реальное сближение с РФ и перемирие с республиками Донбасса.
В Галичине прекрасно понимают, что в случае отделения регион окажется в изоляции и сможет рассчитывать на помощь Запада, только если с западными партнерами рассорится сам Киев. Собственно, сами по себе сепаратистские настроения жителей Галичины обусловлены зачастую тем, что вся остальная Украина, по их мнению, слишком «русифицирована» и не приемлет «западной ментальности», поэтому Галичине легче было бы «евроинтегрироваться» без такого довеска, как Киев или Одесса. Однако западные партнеры вряд ли дадут на это добро, так как вся Украина для них все-таки предпочтительнее, чем небольшая ее часть.