Элеторальная картина Украины крайне пестрая и неоднозначная. Здесь и национальные, и языковые, и политические, и географические границы, которые не всегда совпадают. Впрочем, в преддверие выборов можно рассмотреть, кто на какого кандидата в президенты ориентируются. И тогда понять, у кого из них и какие есть шансы на победу.

Избиратели Петра Порошенко

Картина электората действующего президента менялась с течением времени.

Весной 2014 году за формированием его электората можно было наблюдать через социальные сети. Хорошо мотивированные активисты Майдана раз за разом вбрасывали темы о предпочтениях на майских выборах и предсказуемо приходили к выводу, что среди лидеров Майдана единственным достойным является Порошенко (который лидером Майдана не был вообще). Актив Майдана поддержал его на контрасте с совершенно бессмысленными «трусом, балбесом и бывалым» (Яценюк, Кличко и Тягнибок), а нейтральный — потому что Порошенко — опытный профессионал. По большому счету выбора-то и не было…

В конце 2015 года ситуация в стране уже поменялась, народ крайне нервно реагировал на рост коммунальных тарифов и неспособность власти прекратить войну, но никакой альтернативы Порошенко просто не просматривалось.

В 2018 году я присутствовал на нескольких фокус-группах, и наблюдал примечательную картину — Порошенко переместился в статус Абсолютного Зла. Такой живой ненависти не было даже к Януковичу среди актива Майдана. Если среди участников фокус-групп и были люди, не исключавшие возможности голосовать за Порошенко, они предпочитали молчать.

Кто же сейчас предпочитает голосовать за Порошенко? Тут можно выделить три группы.

Петр Порошенко. Биографическая справка
Петр Порошенко. Биографическая справка
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанк

Во-первых, это люди, которые в принципе всегда декларируют поддержку власти (как они голосуют, все равно никто не знает). Это, как правило, мелкие чиновники и госслужащие, в основном — из небольших городов. Их общая численность — около 5%.

Во-вторых, это радикальные националисты, за голоса которых идет основная борьба в этой кампании. Их всего около 15-17%, но они исключительно активны. Радикальные националисты реагируют не столько на радикальные заявления, сколько на радикальные действия. Успех Порошенко с автокефалией, вероятно, оказал на них какое-то воздействие.

В-третьих, это просто сторонники Порошенко — группа самая загадочная, поскольку никогда системно не исследовалась (какие-то работы заказывались Администрацией президента, но доступа к их результатам нет). Можно полагать, что это, в основном, средние слои населения крупных городов, в основном — русско- и суржикоязычные. Вероятно, эта группа небольшая, но очень активная в социальных сетях.

Если судить по данным количественных исследований (августовский и сентябрьский опросы Социологической группы «Рейтинг»), относительное большинство сторонников Порошенко проживает в Западном регионе. Электорат по возрастным группам сравнительно равномерный.

Ряд характеристик избирателей Порошенко весьма интересны.

— Электорат президента лидирует по степени уверенности в победе своего кандидата — 71% (из избирателей Тимошенко верят в ее победу 67%, разница статистически значима).

— Избиратели президента оптимисты — 71% считает, что страна движется в правильном направлении. Точнее было бы назвать этих людей альтернативно одаренными — по массиву такая точка зрения собирает 15%.

— Среди сторонников президента примерно равное число людей, ожидающих, что выборы будут сфальсифицированы и что они будут честными — по 32% (при том, что в нечестности выборов уверен 61% по массиву).

— Относительное большинство сторонников президента уверено в необходимости радикальных реформ (57%, но по массиву — 64%), а треть полагает, что нужно все оставить как есть, чтобы не было хуже (по массиву — 12%). Эта странность соответствует особенностям пропрезидентской пропаганды: президент представляется сторонником радикальных реформ, но теневая линия состоит в том, что, поведясь на уловку радикального реформирования, можно попасть в лапы Путину.

— Большинство сторонников президента считают, что кандидат на пост президента должен быть опытным политиком (85%, по массиву — 44%).

Как видно, электоральный резерв у президента есть, но он не слишком велик. В целом потенциальный электорат Порошенко — около 15% от общего числа избирателей, которые предполагают участвовать в голосовании, если удастся мобилизовать националистов — до 25%, что практически обеспечивает победу во втором туре. Однако сможет ли он собрать такое количество голосов, и какой ценой, — вопрос.

Электоральное поле: что представляют собой избиратели основных кандидатов Украины


Избиратели Юлии Тимошенко

Тимошенко традиционно опиралась на электорат достаточно специфический и четко определенный: жителей сел и небольших городов центральной и западной Украины, в значительной степени — женщин, которые легко реагируют на популизм. Любопытная особенность таких избирателей состоит в том, что они не склонны делиться с социологами своими намерения (впрочем, возможно они просто малодостижимы). Отсюда — характерный для Тимошенко рывок последнего дня.

В 2014 году этот электорат в значительной степени оказался рассеян, но позже, по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, опять мобилизовался, хотя и в меньшей степени.

В ходе этой кампании наметился крен в сторону «окучивания» другой значимой электоральной группы — средних слоев городского населения (в основном — наемных работников офисного типа). Ряд наблюдателей полагает, что такая ориентация может негативно отразиться на рейтинге. Правда, пока что этого не наблюдается, тенденции для Тимошенко в целом позитивные.

Юлия Тимошенко. Биографическая справка
Юлия Тимошенко. Биографическая справка
© ba.org.ua | Перейти в фотобанк

У Тимошенко также значительный антирейтинг и, в целом, ее считают злом, но злом не абсолютным, а относительным. Ее главное достоинство — способность победить Порошенко. Вывод кампании из режима противостояния Тимошенко-Порошенко сильно бы по ней ударил, и кампания Порошенко развивается именно в этом направлении (противостояние Порошенко и Путина), но Порошенко мало доверяют, потому эффективность кампании умеренная.

Количественные исследования показывают следующие особенности.

— Большинство избирателей Тимошенко проживают в центральных и западных регионах и составляют возрастную группу от 40 лет (это вообще самые массивные группы избирателей в современной Украине).

— Избиратели Тимошенко хорошо мобилизованы — 67% верит в ее победу (второе место среди кандидатов).

— Избиратели Тимошенко — пессимисты, считают, что страна развивается в правильном направлении всего 8% (хуже только у кандидатов от Юго-Востока).

— Четверть избирателей Тимошенко считает, что выборы будут честными. Половина — что будут сфальсифицированы (в этом отношении ее электорат ближе к электорату Порошенко).

— По оценке перспективного будущего избиратели Тимошенко ближе к массиву — 65% полагают, что страна нуждается в радикальных реформах (по массиву — 64%).

— 83% ее избирателей делают выбор в пользу опытного политика (что логично).

Электоральный резерв Тимошенко еще не исчерпан и вполне возможно, что, как и в прошлые годы, ее итоговый рейтинг окажется выше, чем прогнозируемый социологами.


Избиратели Олега Ляшко

По сути, его электорат — калька с избирателей Тимошенко. Тоже сельские жители, легко ведущиеся на популизм и не представляющие реалий жизни политической или медиа-тусовки (потому скандальные обвинения Ляшко в гомосексуализме для его базового электората оказываются неэффективными). В городских фокус-группах сторонники Ляшко почти не встречаются.

Количественные показатели следующие.

— Сторонники Ляшко примерно равномерно рассеяны по территории страны и по возрастным группам (последнее несколько удивительно — вероятно на молодых избирателей оказывает влияние типичное для Ляшко клоунское поведение).

— Уровень мобилизованности средний — 32% избирателей Ляшко верят в его победу. Это, вообще-то, важный показатель, позволяющий определить направление миграции электората. Скорее всего, избиратели будут уходить от Ляшко к Тимошенко, а не наоборот. Впрочем, учитывая высокий антирейтинг последней, этот переход не обязательно будет статистически значимым.

Олег Ляшко. Биографическая справка
Олег Ляшко. Биографическая справка
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

— Уровень оптимизма средний — всего 13% полагают, что страна движется в правильном направлении.

— Картина желательного будущего у избирателей Ляшко парадоксальна — 63% требуют быстрых реформ, но 22% желали бы вернуть все назад. Впрочем, этот показатель примерно соответствует среднему по массиву (64/19%). Средние показатели в таких вопросах свидетельствуют о низкой идеологичности электората. Избиратели Ляшко реагируют больше на то, как он говорит, чем на то, что он говорит.

— Среди его избирателей относительно много сторонников выбора опытного политика (58%, за новое лицо — 29%).

Не смотря на внешнее сходство с электоратом Тимошенко, этот электорат существенно отличается, в первую очередь — своей неустойчивостью. Число избирателей Ляшко может резко колебаться в обе стороны. Этот кандидат хорош для канализации уже существующих электоральных потоков, но не слишком удачный вариант для перехвата сколько-нибудь слаженного электората.

Электоральное поле: что представляют собой избиратели основных кандидатов Украины


Избиратели Анатолия Гриценко

Сам Гриценко, в разговоре с автором, утверждал, что превыше всего ставит честность и последовательность и видит своих сторонников такими же. Вполне вероятно (в ходе качественных исследований сторонники Гриценко в товарном количестве не встречаются или предпочитают молчать), что его высокий рейтинг объясняется именно высочайшим уровне коррупции и вранья при новой власти. При всем желании президентской команды найти хоть какой-то компромат против Гриценко, пока что ничего убедительного представить не удалось. Самое серьезное — поставки оружия в Грузию, но, поскольку они осуществлялись в рамках вооруженного к4онфликта между Грузией и РФ (август 2008-го), эти обвинения выглядят для избирателей неубедительными.

Анатолий Гриценко. Биографическая справка
Анатолий Гриценко. Биографическая справка
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

Количественные данные по электорату Гриценко следующие.

— В основном его избиратели проживают на Западе и представляют самую массовую возрастную группу 40+.

— Показатель оптимизма вполне средний — 15% полагающий направление развития страны правильным.

— Примерно средний и показатель доверия к выборам — соотношение верящих в честность/нечестность выборов 16/65%.

— Уверенность в победе своего кандидата средняя — 35%.

— Среди его сторонников довольно высока доля сторонников реформ — 77%.

— Относительно высоко среди этих людей и число тех, кто предпочитает опытного политика новому лицу (53% к 35%).

Имеющихся данных для определения электоральных перспектив Гриценко не хватает. Видимо, тут действительно важны субъективно-имиджевые моменты, которые не итак легко поймать.


Избиратели Вакарчука и Зеленского

Эта группа избирателей во многом едина и представляет собой людей, которые разочаровались в действующей политической элите и считают необходимым приход новых лидеров. В городах эти избиратели редко демонстрируют готовность голосовать за какого-то конкретного кандидата, а свой выбор в пользу артистов, если уж он есть, обосновывают тем, что голосовать так — «по приколу».

По данным количественных исследований картина получается следующей.

— Избиратели Вакарчука в основном проживают на Западе, Зеленского — в Центре и на Юге. Тут выбор определяется по шкале «свой — чужой». Зеленский, не смотря на свою патриотическую позицию (помощь АТО), все же свой для Юго-Востока — русскоязычный, из Кривого Рога и т.п.

— Возрастная группа — до 40 лет (эта же группа наименее активна на выборах).

— Мобилизованность ниже средней: в возможность победы Зеленского верят 33% его избирателей, Вакарчука — 26%.

— Оптимизм — несколько выше, чем в среднем по массиву (21% у Вакарчука, 14% — у Зеленского), что, во многом, определяется региональным распределением.

— Вера в честность выборов — средняя (13% у Вакарчука, 16% — у Зеленского).

— Стремление к реформам — очень высокая. 81% у Вакарчука — самый высокий показатель среди кандидатов.

— Соответственно высокий и выбор в пользу новых лиц: 79% у Вакарчука и 87% — у Зеленского.

В общем, сходство электоратов не полное, но перетекаемость высокая, прежде всего, из-за высоких показателей ориентации на радикальные реформы и новые лица. Однако, ориентация на электорально недисциплинированную молодежь заставляет сомневаться в реальности перспектив этих кандидатов (тем более, что они и сами не имеют достаточной мотивации к участию в выборах).


Избиратели Бойко и Рабиновича

В данном случае речь идет об избирателях Юго-Востока, ориентированных на реванш. Забавно, но пока речь идет о ситуации в стране, отличить избирателя Бойко от избирателя Тимошенко очень трудно. Определяющим моментом тут является отношение к России. Избиратели кандидатов от Юго-Востока, даже если и недовольны политикой России, предпочитают винить во всем происходящем украинских политиков и Запад.

Количественные показатели тут следующие.

— Среди сторонников Бойко и Рабиновича самая низкая доля оптимистов (по 5%).

— Также очень низкое доверие к выборам (15% у Бойко и 8% — у Рабиновича).

Юрий Бойко. Биографическая справка
Юрий Бойко. Биографическая справка
© commons.wikimedia/Government.ru

— Среди сторонников этих кандидатов самое низкое число сторонников реформ (51% у Бойко, 46% — у Рабиновича) и самое высокое желающих вернуться в 2013 год (42 и 36% соответственно).

— Сторонники Бойко хотели бы видеть при власти опытного политика (74%), а Рабиновича — примерно так же, как по массиву (48% за новое лицо, 41% — за опытного).

— Уверенность сторонников Бойко в победе высокая (63% — третье место среди кандидатов), у сторонников Рабиновича — низка (25% — последнее; они очевидно, не считают серьезными планы своего кандидата).

Вообще позиция избирателей Юго-Востока — слабая. Они не верят ни в возможность реализации программы «реванша», ни в то, что им дают возможность эту программу реализовать.