Элеторальная картина Украины крайне пестрая и неоднозначная. Здесь и национальные, и языковые, и политические, и географические границы, которые не всегда совпадают. Впрочем, в преддверие выборов можно рассмотреть, кто на какого кандидата в президенты ориентируются. И тогда понять, у кого из них и какие есть шансы на победу.

Избиратели Петра Порошенко

Картина электората действующего президента менялась с течением времени.

Весной 2014 году за формированием его электората можно было наблюдать через социальные сети. Хорошо мотивированные активисты Майдана раз за разом вбрасывали темы о предпочтениях на майских выборах и предсказуемо приходили к выводу, что среди лидеров Майдана единственным достойным является Порошенко (который лидером Майдана не был вообще). Актив Майдана поддержал его на контрасте с совершенно бессмысленными «трусом, балбесом и бывалым» (Яценюк, Кличко и Тягнибок), а нейтральный — потому что Порошенко — опытный профессионал. По большому счету выбора-то и не было…

В конце 2015 года ситуация в стране уже поменялась, народ крайне нервно реагировал на рост коммунальных тарифов и неспособность власти прекратить войну, но никакой альтернативы Порошенко просто не просматривалось.

В 2018 году я присутствовал на нескольких фокус-группах, и наблюдал примечательную картину — Порошенко переместился в статус Абсолютного Зла. Такой живой ненависти не было даже к Януковичу среди актива Майдана. Если среди участников фокус-групп и были люди, не исключавшие возможности голосовать за Порошенко, они предпочитали молчать.

Кто же сейчас предпочитает голосовать за Порошенко? Тут можно выделить три группы.

Петр Порошенко. Справка
Петр Порошенко. Справка
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанк

Во-первых, это люди, которые в принципе всегда декларируют поддержку власти (как они голосуют, все равно никто не знает). Это, как правило, мелкие чиновники и госслужащие, в основном — из небольших городов. Их общая численность — около 5%.

Во-вторых, это радикальные националисты, за голоса которых идет основная борьба в этой кампании. Их всего около 15-17%, но они исключительно активны. Радикальные националисты реагируют не столько на радикальные заявления, сколько на радикальные действия. Успех Порошенко с автокефалией, вероятно, оказал на них какое-то воздействие.

В-третьих, это просто сторонники Порошенко — группа самая загадочная, поскольку никогда системно не исследовалась (какие-то работы заказывались Администрацией президента, но доступа к их результатам нет). Можно полагать, что это, в основном, средние слои населения крупных городов, в основном — русско- и суржикоязычные. Вероятно, эта группа небольшая, но очень активная в социальных сетях.

Если судить по данным количественных исследований (августовский и сентябрьский опросы Социологической группы «Рейтинг»), относительное большинство сторонников Порошенко проживает в Западном регионе. Электорат по возрастным группам сравнительно равномерный.

Ряд характеристик избирателей Порошенко весьма интересны.

— Электорат президента лидирует по степени уверенности в победе своего кандидата — 71% (из избирателей Тимошенко верят в ее победу 67%, разница статистически значима).

— Избиратели президента оптимисты — 71% считает, что страна движется в правильном направлении. Точнее было бы назвать этих людей альтернативно одаренными — по массиву такая точка зрения собирает 15%.

— Среди сторонников президента примерно равное число людей, ожидающих, что выборы будут сфальсифицированы и что они будут честными — по 32% (при том, что в нечестности выборов уверен 61% по массиву).

— Относительное большинство сторонников президента уверено в необходимости радикальных реформ (57%, но по массиву — 64%), а треть полагает, что нужно все оставить как есть, чтобы не было хуже (по массиву — 12%). Эта странность соответствует особенностям пропрезидентской пропаганды: президент представляется сторонником радикальных реформ, но теневая линия состоит в том, что, поведясь на уловку радикального реформирования, можно попасть в лапы Путину.

— Большинство сторонников президента считают, что кандидат на пост президента должен быть опытным политиком (85%, по массиву — 44%).

Как видно, электоральный резерв у президента есть, но он не слишком велик. В целом потенциальный электорат Порошенко — около 15% от общего числа избирателей, которые предполагают участвовать в голосовании, если удастся мобилизовать националистов — до 25%, что практически обеспечивает победу во втором туре. Однако сможет ли он собрать такое количество голосов, и какой ценой, — вопрос.

Электоральное поле: что представляют собой избиратели основных кандидатов Украины


Избиратели Юлии Тимошенко

Тимошенко традиционно опиралась на электорат достаточно специфический и четко определенный: жителей сел и небольших городов центральной и западной Украины, в значительной степени — женщин, которые легко реагируют на популизм. Любопытная особенность таких избирателей состоит в том, что они не склонны делиться с социологами своими намерения (впрочем, возможно они просто малодостижимы). Отсюда — характерный для Тимошенко рывок последнего дня.

В 2014 году этот электорат в значительной степени оказался рассеян, но позже, по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, опять мобилизовался, хотя и в меньшей степени.

В ходе этой кампании наметился крен в сторону «окучивания» другой значимой электоральной группы — средних слоев городского населения (в основном — наемных работников офисного типа). Ряд наблюдателей полагает, что такая ориентация может негативно отразиться на рейтинге. Правда, пока что этого не наблюдается, тенденции для Тимошенко в целом позитивные.

Юлия Тимошенко. Справка
Юлия Тимошенко. Справка
© ba.org.ua | Перейти в фотобанк

У Тимошенко также значительный антирейтинг и, в целом, ее считают злом, но злом не абсолютным, а относительным. Ее главное достоинство — способность победить Порошенко. Вывод кампании из режима противостояния Тимошенко-Порошенко сильно бы по ней ударил, и кампания Порошенко развивается именно в этом направлении (противостояние Порошенко и Путина), но Порошенко мало доверяют, потому эффективность кампании умеренная.

Количественные исследования показывают следующие особенности.

— Большинство избирателей Тимошенко проживают в центральных и западных регионах и составляют возрастную группу от 40 лет (это вообще самые массивные группы избирателей в современной Украине).

— Избиратели Тимошенко хорошо мобилизованы — 67% верит в ее победу (второе место среди кандидатов).

— Избиратели Тимошенко — пессимисты, считают, что страна развивается в правильном направлении всего 8% (хуже только у кандидатов от Юго-Востока).

— Четверть избирателей Тимошенко считает, что выборы будут честными. Половина — что будут сфальсифицированы (в этом отношении ее электорат ближе к электорату Порошенко).

— По оценке перспективного будущего избиратели Тимошенко ближе к массиву — 65% полагают, что страна нуждается в радикальных реформах (по массиву — 64%).

— 83% ее избирателей делают выбор в пользу опытного политика (что логично).

Электоральный резерв Тимошенко еще не исчерпан и вполне возможно, что, как и в прошлые годы, ее итоговый рейтинг окажется выше, чем прогнозируемый социологами.


Избиратели Олега Ляшко

По сути, его электорат — калька с избирателей Тимошенко. Тоже сельские жители, легко ведущиеся на популизм и не представляющие реалий жизни политической или медиа-тусовки (потому скандальные обвинения Ляшко в гомосексуализме для его базового электората оказываются неэффективными). В городских фокус-группах сторонники Ляшко почти не встречаются.

Количественные показатели следующие.

— Сторонники Ляшко примерно равномерно рассеяны по территории страны и по возрастным группам (последнее несколько удивительно — вероятно на молодых избирателей оказывает влияние типичное для Ляшко клоунское поведение).

— Уровень мобилизованности средний — 32% избирателей Ляшко верят в его победу. Это, вообще-то, важный показатель, позволяющий определить направление миграции электората. Скорее всего, избиратели будут уходить от Ляшко к Тимошенко, а не наоборот. Впрочем, учитывая высокий антирейтинг последней, этот переход не обязательно будет статистически значимым.

Олег Ляшко. Справка
Олег Ляшко. Справка
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

— Уровень оптимизма средний — всего 13% полагают, что страна движется в правильном направлении.

— Картина желательного будущего у избирателей Ляшко парадоксальна — 63% требуют быстрых реформ, но 22% желали бы вернуть все назад. Впрочем, этот показатель примерно соответствует среднему по массиву (64/19%). Средние показатели в таких вопросах свидетельствуют о низкой идеологичности электората. Избиратели Ляшко реагируют больше на то, как он говорит, чем на то, что он говорит.

— Среди его избирателей относительно много сторонников выбора опытного политика (58%, за новое лицо — 29%).

Не смотря на внешнее сходство с электоратом Тимошенко, этот электорат существенно отличается, в первую очередь — своей неустойчивостью. Число избирателей Ляшко может резко колебаться в обе стороны. Этот кандидат хорош для канализации уже существующих электоральных потоков, но не слишком удачный вариант для перехвата сколько-нибудь слаженного электората.

Электоральное поле: что представляют собой избиратели основных кандидатов Украины


Избиратели Анатолия Гриценко

Сам Гриценко, в разговоре с автором, утверждал, что превыше всего ставит честность и последовательность и видит своих сторонников такими же. Вполне вероятно (в ходе качественных исследований сторонники Гриценко в товарном количестве не встречаются или предпочитают молчать), что его высокий рейтинг объясняется именно высочайшим уровне коррупции и вранья при новой власти. При всем желании президентской команды найти хоть какой-то компромат против Гриценко, пока что ничего убедительного представить не удалось. Самое серьезное — поставки оружия в Грузию, но, поскольку они осуществлялись в рамках вооруженного к4онфликта между Грузией и РФ (август 2008-го), эти обвинения выглядят для избирателей неубедительными.

Анатолий Гриценко. Справка
Анатолий Гриценко. Справка
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

Количественные данные по электорату Гриценко следующие.

— В основном его избиратели проживают на Западе и представляют самую массовую возрастную группу 40+.

— Показатель оптимизма вполне средний — 15% полагающий направление развития страны правильным.

— Примерно средний и показатель доверия к выборам — соотношение верящих в честность/нечестность выборов 16/65%.

— Уверенность в победе своего кандидата средняя — 35%.

— Среди его сторонников довольно высока доля сторонников реформ — 77%.

— Относительно высоко среди этих людей и число тех, кто предпочитает опытного политика новому лицу (53% к 35%).

Имеющихся данных для определения электоральных перспектив Гриценко не хватает. Видимо, тут действительно важны субъективно-имиджевые моменты, которые не итак легко поймать.


Избиратели Вакарчука и Зеленского

Эта группа избирателей во многом едина и представляет собой людей, которые разочаровались в действующей политической элите и считают необходимым приход новых лидеров. В городах эти избиратели редко демонстрируют готовность голосовать за какого-то конкретного кандидата, а свой выбор в пользу артистов, если уж он есть, обосновывают тем, что голосовать так — «по приколу».

По данным количественных исследований картина получается следующей.

— Избиратели Вакарчука в основном проживают на Западе, Зеленского — в Центре и на Юге. Тут выбор определяется по шкале «свой — чужой». Зеленский, не смотря на свою патриотическую позицию (помощь АТО), все же свой для Юго-Востока — русскоязычный, из Кривого Рога и т.п.

— Возрастная группа — до 40 лет (эта же группа наименее активна на выборах).

— Мобилизованность ниже средней: в возможность победы Зеленского верят 33% его избирателей, Вакарчука — 26%.

— Оптимизм — несколько выше, чем в среднем по массиву (21% у Вакарчука, 14% — у Зеленского), что, во многом, определяется региональным распределением.

— Вера в честность выборов — средняя (13% у Вакарчука, 16% — у Зеленского).

— Стремление к реформам — очень высокая. 81% у Вакарчука — самый высокий показатель среди кандидатов.

— Соответственно высокий и выбор в пользу новых лиц: 79% у Вакарчука и 87% — у Зеленского.

В общем, сходство электоратов не полное, но перетекаемость высокая, прежде всего, из-за высоких показателей ориентации на радикальные реформы и новые лица. Однако, ориентация на электорально недисциплинированную молодежь заставляет сомневаться в реальности перспектив этих кандидатов (тем более, что они и сами не имеют достаточной мотивации к участию в выборах).


Избиратели Бойко и Рабиновича

В данном случае речь идет об избирателях Юго-Востока, ориентированных на реванш. Забавно, но пока речь идет о ситуации в стране, отличить избирателя Бойко от избирателя Тимошенко очень трудно. Определяющим моментом тут является отношение к России. Избиратели кандидатов от Юго-Востока, даже если и недовольны политикой России, предпочитают винить во всем происходящем украинских политиков и Запад.

Количественные показатели тут следующие.

— Среди сторонников Бойко и Рабиновича самая низкая доля оптимистов (по 5%).

— Также очень низкое доверие к выборам (15% у Бойко и 8% — у Рабиновича).

Юрий Бойко. Справка
Юрий Бойко. Справка
© commons.wikimedia/Government.ru

— Среди сторонников этих кандидатов самое низкое число сторонников реформ (51% у Бойко, 46% — у Рабиновича) и самое высокое желающих вернуться в 2013 год (42 и 36% соответственно).

— Сторонники Бойко хотели бы видеть при власти опытного политика (74%), а Рабиновича — примерно так же, как по массиву (48% за новое лицо, 41% — за опытного).

— Уверенность сторонников Бойко в победе высокая (63% — третье место среди кандидатов), у сторонников Рабиновича — низка (25% — последнее; они очевидно, не считают серьезными планы своего кандидата).

Вообще позиция избирателей Юго-Востока — слабая. Они не верят ни в возможность реализации программы «реванша», ни в то, что им дают возможность эту программу реализовать.