Перспективы Петра Порошенко на выборах весьма смутные. Поддержка избирателей низкая, антирейтинг — огромный. Стратегия выхода во второй тур с Юрием Бойко потенциально выигрышная, но только при условии, что Порошенко и Бойко вообще выйдут во второй тур.
В этих условиях у команды президента поневоле возникает желание решить исход выборов неэлекторальными методами. Правда, с Запада уже получены однозначные сигналы, что выборы должны пройти в срок и демократическим путем.
Но отношения с Западом испорчены настолько, что прислушиваться к его мнению вовсе не обязательно. К тому же, Запад расколот и занят борьбой с российской агрессией, что создает своеобразные условия для игры.
Первый сценарий: Устранить Тимошенко
Противник №1 — Юлия Тимошенко. Обычные методы дискредитации против нее малоэффективны (предел насыщения негативной информацией давно достигнут). Напрашивается силовое устранение.
Наиболее очевидный вариант — привлечение к уголовной ответственности за, например, заключение газового контракта. Сейчас этот вариант прорабатывается, тем более, что президент поставил своего Генпрокурора и получил контроль над судебной системой и антикоррупционными органами (которые тоже можно использоваться против Тимошенко).
Проблема, однако, заключается в том, что Тимошенко уже сажали. И дело даже не в том, что Янукович плохо кончил (он плохо кончил не из-за Тимошенко, да и Порошенко в приметы не верит), а в том, что это будет просто смешно. Власть вообще не должна быть смешной, а тем более не должна быть смешной, используя силовые методы.
Если применение силовых органов нецелесообразно, напрашивается вариант устранения «путинского агента» силами «патриотической общественности». Тут, правда, все слишком уж очевидно — главным выгодоприобретателем является Порошенко. Тут даже сваливать на «патриотов» не надо — можно выйти и сказать — «это был я и так будет с каждым».
Впрочем, главная проблема тут даже не в информационном сопровождении, а в том, что поведение избирателей Тимошенко в этих условиях будет непредсказуемым. Не то, чтобы нынешняя власть так уж сильно боялась майдана в защиту Тимошенко (майдан опасен тем, кто не может его разогнать), дело в другом — за кого они голосовать-то будут? Разбежавшись по всему электоральному полю, сторонники Тимошенко вполне могут создать ситуацию выхода во второй тур Вакарчука и Зеленского, а уж во втором-то туре они будут голосовать за кого угодно (даже за Бойко, наверное), лишь бы против Порошенко.
В общем, выигрыш тут неочевиден…
Второй сценарий: Объявить военное положение
Вопрос о том, почему не было введено военное положение в 2014 году, обсуждался неоднократно. Объяснения всегда были такие — потому что воюющей стране на дадут кредитов.
Это, конечно, чепуха. Просто организаторам переворота надо было создать видимость демократической смены власти, а для этого нужны выборы, которые в условиях военного положения невозможны. Таким образом, обнулялась аргументация российской стороны, что на Украине произошел государственный переворот и началась гражданская война. Кстати, замысел полностью оправдался — постмайданная власть получила полную легитимацию, подавила сопротивление и укрепилась.
Но сейчас перед Порошенко стоит вопрос сохранения власти, а вопрос легитимности постмайданной власти уже не стоит (да он, собственно, только Западу и был интересен). Почему бы не воспользоваться продолжающейся так называемой на Украине «агрессией Кремля» для того, чтобы отменить выборы?
Договариваться о чем-то с Кремлем совершенно не обязательно. Учитывая, что российские войска по постоянно транслируемому украинской властью лозунгом — сосредотачиваются (украинская сторона только недавно отчиталась, ссылаясь на ОБСЕ, что на Донбасс опять «завезли огромное количество боеприпасов»), устроить это можно в любой момент времени.
Проблема заключается в том, что самого по себе обострения на Востоке мало.
Во-первых, учитывая раскол в среде украинских силовиков (ходят слухи, что Аваков договорился о чем-то с Тимошенко), информация о том, кто спровоцировал обострение, появится еще до самого обострения.
Во-вторых, решение о введении военного положения должна принимать Рада, а она может и не захотеть. Чтобы вывести из игры Раду, нужна совершенно другая операция — в разы более кровавая и рискованная.
В-третьих, а что делать потом-то? Ведь через какое-то время военное положение закончится и придется опять подводить дело к выборам… За это время, конечно, можно пересажать «врагов народа», но появятся новые, а нелюбовь украинцев к Порошенко никуда не денется. Лучшим вариантом, конечно, было бы, не отменяя военного положения, провести референдум о пожизненном президентстве… Но это даже звучит смешно.
Третий сценарий: Обвинить в фальсификациях
Фальсификации будут в любом случае (админресурс + огромное количество гастарбайтеров творят чудеса), но я тут не об очевидных реалиях украинских выборов, а о другом.
В последнее время США и ЕС дискредитировали институт демократических выборов до предпоследней степени. Любые выборы могут быть объявлены «хайли лайкли» фальсифицированными «кремлевскими хакерами». Причем, как водится, никакие доказательства тут не нужны — достаточно самого факта выборов.
Чем не вариант для Порошенко? Понятно, что поррохоботы заряжены утверждать, что Кремль будет вмешиваться в выборы, и понятно, что вмешиваться он по их информации будет не на стороне Порошенко, который последовательно стоит на платформе отражения российской гибридной агрессии и восстановления территориальной целостности.
Рейтинги низкие? Так все просто! Это кремлевские хакеры проникли в сети социологов… Дальше — по мере фантазии авторов: вмешались в работу социологических систем, выявили списки интервьюеров и подкупили их, расставили по маршрутам агентов ФСБ, якобы намеревающихся голосовать за Тимошенко. Просто странно — почему Зорян или Шкиряк ничего такого до сих пор не заявил?
Но социологи — ладно, а вот результат выборов обязательно должен быть «сфальсифицированным» Россией, причем — независимо от результатов. И при этих, пусть и голословных обвинениях, у Запада не будет никаких оснований осуждать Порошенко за намерение пересмотреть результаты выборов — ведь мульку с «кремлевскими хакерами» они запустили сами, а у Украины нет таких возможностей по отражению вмешательства в компьютерные сети, как у США…
Подготовка к такому варианту пересмотра результатов уже ведется. Говорят, что именно теме «кремлевских фальсификаций» было посвящено первое совещание гаранта после возвращения из Испании, да и вбрасываемая порохоботами тема «Порошенко или Путин» может быть истолкована именно таким образом. В конце концов, ведь в 2004 году схема «Ющенко или фальсификация» сработала…
Как видим все три сценария имеют, как сильные, так и явно слабые стороны, которые не позволяют получить «химически чистый результат». Все время приходится предполагать наличие системной ошибки, сбоя, непредсказуемых последствий. Возможен и гибридный вариант, например, сочетание дискриминации Тимошенко и обвинений в фальсификации выборов — мол, вот, плохая Тимошенко победила потому, что Кремль сфальсифицировал результаты в пользу «своего» кандидата.
Понятно, что для победы Порошенко на предстоящих президентских выборах в любом случае нужен какой-то нетривиальный и очень сильный ход.
А есть ли он в запасе у команды президента, пока неизвестно. Но судя по имеющейся информации от источников в его окружении, пока прорывных идей нет.