Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу

© Sputnik / Перейти в фотобанкВизит помощника президента РФ В. Суркова в Цхинвал
Визит помощника президента РФ В. Суркова в Цхинвал
Читать в
Очередная, четвертая по счету, встреча помощника президента России Владислава Суркова и специального представителя Государственного департамента США Курта Волкера, посвященная умиротворению гражданского конфликта на востоке Украины, похоже, и в этот раз завершится с нулевым результатом

На предыдущих переговорах американской стороной были представлены 29 пунктов, из которых Россия нашла приемлемыми три. Волкер, как правило, щедро раздающий интервью и до, и после встреч с Сурковым, намекает, что мирные инициативы американской стороны якобы не принимает Москва.

Однако, на самом деле, тут совсем другая история. В нескольких интервью, которые дали различным СМИ, спецпредставитель Госдепа Волкер накануне нынешней встречи с Сурковым в Дубаях, изложена его программа, которая, видимо, и является причиной почти «нулевой результативности» переговоров. В ней — 4 пункта.

1. О миротворцах

Российская сторона поддерживает предложения президента Украины Петра Порошенко, высказанные им еще в 2015 году, о необходимости введения в Донбасс миротворческих сил ООН. С этим согласны и США.
Однако есть существенные различия.

Россия предлагает разместить миротворцев на линии соприкосновения конфликтующих сторон, а также в качестве охраны (сопровождения) работающей в Донбассе миссии ОБСЕ, члены которой несколько раз попадали в неприятные ситуации. По мнению российской стороны, размещение миротворцев непосредственно на линии вооруженного конфликта приведет к прекращению военных действий и позволит избежать дальнейшей гибели людей с обеих сторон. 

Инспекция украинских подразделений командующим ВС Канады П. Винником
Волкер заинтересовался планом Оппоблока по разрешению конфликта в ДонбассеДепутаты украинской партии «Оппозиционный блок» в ходе встречи со спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером закон о реинтеграции Донбасса

А вот американская сторона вместе с украинской властью считают, что контингент миротворцев должен быть значительно увеличен и они должны находиться на всей территории мятежного Донбасса.

Расширительное присутствие миротворцев российская сторона считает нежелательным, поскольку тогда миротворцы фактически оккупируют Донбасс, где за годы конфликта сложилась своя реально действующая вертикаль управления. А при наличии войсковых соединений из различных стран мира (которые и будут называть себя миротворцами) такая вертикаль будет фактически разрушена и в Донбассе возможен коммунальный и социальный коллапс. Кроме того, в этом случае на Донбассе появятся несколько десятков тысяч военнослужащих армий других стран.

2. О «законе о деоккупации»

18 января в парламенте Украины был принят закон о реинтеграции, то есть якобы о возвращении, Донбасса в состав Украины.
Закон называет Россию «страной-оккупантом», а местные органы власти мятежного Донбасса «оккупационными», отменяет возможность амнистии для работников местных органов власти, ухудшает в целом положении жителей ДНР и ЛНР.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр ДНР А.Захарченко в Новоазовске
Премьер-министр ДНР А.Захарченко в Новоазовске

Российская сторона считает этот закон неприемлемым, нарушающим международные договоренности по Донбассу. Логика российской стороны здесь прозрачна. Если Украина хочет мира, с какой целью украинская власть создает на законодательном уровне в преддверии переговоров Суркова-Волкера конфликт, втягивая в него на законодательном уровне Россию?

Между тем, Волкер полагает, что на Донбассе происходит «по крайней мере, неформально, оккупация и вторжение».

«Поэтому, — говорит он далее в одном из интервью, предваряющим его встречу с Сурковым, — не думаю, что это что-то меняет. Там (в законе — ред.) просто говорится, что мы видим собственными глазами. Закон упорядочивает военную операцию, что, по моему мнению, важно. Документ формализует права граждан Украины, которые живут в этом оккупированном регионе, и это также важно».
То есть Волкер, будучи формально нейтральным переговорщиком, полностью становится на сторону украинской власти.

3. О Минских соглашениях

По мнению российской стороны, принятием «закона о деоккупации» украинские законодатели вслед за президентской вертикалью фактически ставят крест на Минских соглашениях.

Во-первых, они упоминают их только в преамбуле, во-вторых часть положений принятого Верховной Радой закона фактически противоречит Минским соглашениям. В-третьих, закон исключает из переговорного процесса руководителей ДНР и ЛНР, кстати, подписывавших Соглашения. В-четвертых, закон устанавливает в качестве одной из сторон конфликта Россию, что так же противоречит и букве, и духу Минских соглашений.

Как утверждает Волкер «то, что там (в законе — ред.) нет упоминания о «Минске», не означает, что он противодействует «Минску». Украина является участником Минских соглашений, участвует в Трехсторонней контактной группе в Минске каждые несколько недель. Она приняла закон о специальном статусе, закон об амнистии, готова к проведению местных выборов, когда для этого будут условия».

«Поэтому я думаю, — заключает Волкер, — что Украина соблюдает соглашения». 

волкер курт
Зал ожидания: Украинские политики о перспективах встречи Волкера и СурковаЧлены парламента и правительства Украины разошлись во мнении по вопросу о результатах предстоящего раунда переговоров спецпредставителя Госдепартамента Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова

На самом деле, Украина не приняла закона об амнистии, отвечающего Минским соглашениям. Тот закон об амнистии, который принял парламент и подписал президент, распространяется только на участников конфликта с украинской стороны, и не распространяется на ополченцев ДНР и ЛНР, хотя это было предписано Минскими соглашениями.

Кроме того, участие украинской стороны в контактной группе на протяжении двух лет никак не продвинуло конфликтующие стороны к миру.
А сейчас, после принятия «закона о деоккупации» фактически, даже если работа контактной группы и будет продолжена, Минские соглашения становятся бессмысленными. Или, во всяком случае, должны быть пересмотрены. Что тоже представляется крайне затруднительным.

4. О «Джавелинах»

Как неоднократно заявляла российская сторона, военно-техническая помощь США Украине отрицательно влияет на гражданский конфликт на Донбассе. Особенно этому способствует решение конгресса США о передаче Украине летального оружия и, прежде всего, о поставках противотанковых «Джавелинов».

Получается, что, находясь за тысячи километров от Украины, США своим вооружением принимают участие в гражданском конфликте на востоке страны.

«Мы предложили Украине оборонительное вооружение, — утверждает в одном из интервью Волкер. — Например, противотанковое оружие. Его можно использовать только если на вас идут танки». По его словам «все это вооружение неэффективно для наступательных операций и эскалации конфликта».

На самом деле, неправда, что противотанковые «Джавелины» не могут быть использованы в наступательных операциях. Они могут быть использованы в любых операциях, в том числе и с провокативными целями.

Вообще, использование любого летального оружия, только радикализирует гражданский конфликт и делает невозможным процесс мирного урегулирования.

Выводы

Получается, что вместо мирных инициатив, направленных на урегулирование гражданского конфликта на востоке Украины, своими заявлениями, предшествовавшими встрече с Владиславом Сурковым, специальный представитель Государственного департамента США Курт Волкер добивается совсем противоположного эффекта — продолжения конфликта и даже его расширения.

С самого начала Волкер в переговорном процессе занял отчетливую позицию безусловной поддержки украинской стороны. А украинская сторона (власть), о чем мне не раз уже приходилось писать ранее, заинтересована не в локализации и ликвидации конфликта, а в его замораживании и сохранении.

Это дает украинской власти возможность получать финансирование с Запада, делает президента Украины Петра Порошенко значительной политической фигурой в Европе и США и удаляет из политического процесса (выборов и проч.) крайне оппозиционный лично к нему и ко всей украинской власти восточный электорат.

И, кроме того, гражданский конфликт на востоке страны, который не горит, но тлеет, обеспечивает президенту Украины и его окружению поддержку радикальных и националистических сил в стране. А именно они являются опасными врагами режима внутри страны.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала