20 июня министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что международный аэропорт «Борисполь», который является основными «воздушными воротами» в страну, подпишет соглашение с лоукостером Ryanair в течение двух ближайших недель.

«Контракт аэропорта "Львов" с Ryanair уже подписан, контракт "Борисполя" с Ryanair будет подписан в течение ближайших двух недель. Мы существенно снизили аэропортовые сборы в "Борисполе" для всех авиакомпаний», — заявил Омелян.

В итоге, первые рейсы из Львова и Киева компания осуществит в сентябре. Как заявил Омелян, цены в $300-500 за перелет в Европу, это неправильно.

«80% украинцев, которые никогда не покидают пределы области, — это неправильно. Когда цена будет 20-30 евро, будет другой подход. Украинцы, которые будут путешествовать, будут требовать от местной и центральной власти изменений сегодня. Они будут сравнивать Киев с Парижем, Миланом, Берлином и спрашивать, почему у нас не так», — подчеркнул Омелян.

На самом деле Ryanair заходил на Украину не без проблем. Компания вела переговоры с еще одним аэропортом Киева — «Жуляны». Сам аэропорт находится в черте города, им пользуется ряд лоукостов из стран Европы и Азии.

Однако с Ryanair договориться руководство аэропорта не смогло. Как заявил директор аэропорта Денис Костржевский, аэропорт приостановил переговоры с лоукостом.

«Переговоры — это довольно длительный процесс, и мы всегда готовы к конструктивному диалогу. Но на данном этапе аэропорт "Киев" временно приостановил диалог с Ryanair, потому что ценовые ожидания, которые высказывала авиакомпания, абсолютно не совпадают с нашими возможностями», — заявил он.

Он пояснил, что европейская авиакомпания хотела от «Жулян» снижения аэропортового сбора на 60-80%, при том, что этот сбор аэропорт должен согласовывать с тремя ведомствами: мининфраструктуры, минэкономики и профильным регулятором. Более того, в Украине данный сбор является регулируемым тарифом, в который входит стоимость топлива, отопление, зарплата персонала, и ряд других расходных статей, и этот сбор аэропорт вынужден согласовывать с профильным регулятором, Министерством инфраструктуры и Министерством экономического развития и торговли.

«Задумайтесь, как можно предоставить 80% или даже 50% скидку от этой цены, если рентабельности в ней заложено всего около 10%. Это экономически невыгодно», — подчеркнул Костржевский.

А вот «Борисполь» на снижение сбора пошел, в результате чего и смог договориться с лоукостом.

Выиграет ли от такого подхода отрасль, положителен ли для Украины вообще приход лоукостов Ukraina.ru говорила с экс-замминистра инфраструктуры, экспертом по транспорту Александром Кавой.

Европейские крылья: чем чреват для Украины заход лоукостеров

Сегодня министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что на Украину заходит Ryanair и через две недели компания подпишет договор с «Борисполем». Лоукостеры — это благо или не благо для Украины? Ранее «Жуляны» не договорились с Ryanair. Будет ли заход лоукостов развивать внутренние авиаперевозки на Украине?

— Однозначно заход лоукостеров это всегда плюс. Это и новые возможности для пассажиров, и более доступные билеты.

Что касается сети полетов, то я уверен, что основной интерес иностранные авиакомпании проявляют именно к международным рейсам. А внутриукраинский рынок очень маленький для тех самолетов, на которых работают лоукост-авиакомпании. Загрузить такую емкость сейчас очень тяжело на внутренних рейсах. У тех авиакомпаний, которые сейчас работают на внутренних авиаперевозках, почти половина пассажиров — это трансфер, которые в «Борисполе» пересаживаются на международные рейсы. А без трансферных пассажиров на внутреннем рынке можно работать только на маленьких самолетах.

Почему именно две точки — Киев и Львов, ведь есть еще Харьков, есть еще Одесса. Что с ними не так?

— Киев традиционно привлекает авиакомпании, поскольку здесь самый высокий уровень достатка жителей в стране и, соответственно, наибольшее количество «летающих» граждан. Львов — большой туристический центр и именно отсюда много гастарбайтеров, работающих в странах ЕС. Вероятно именно из этих соображений выбор пал именно на эти города. Думаю, что со временем сеть полетов может расшириться за счет и иных городов страны.

Здесь есть еще один момент: Украина так и не подписала соглашение с Евросоюзом об общем авиационном пространстве. Соответственно, перевозки между Украиной и странами ЕС регулируются двухсторонними соглашениями, а в них зачастую есть много ограничений: какие пункты могут обслуживаться, сколько авиакомпаний может быть на маршруте. Думаю, такое ограничение для Ryanair тоже сыграло свою роль в выборе сети полетов из городов Украины.

Почему такое соглашение не подписали?

— Единое авиационное пространство не подписали из-за позиции Евросоюза. Сейчас мяч на их стороне в этом вопросе. Именно Испания и Великобритания со своей стороны заблокировали подписание этого соглашения, сославшись на неурегулированность вопроса полетов в аэропорт «Гибралтар».

Хотя в соглашении Гибралтар был прописан отдельным пунктом, что регулирование полета в него должно отдельно обсуждаться после того, как будет определен статус этого аэропорта. Спор заключается в следующем. Согласно Утрехтскому соглашению 1713 года Испания признает, что крепость Гибралтар принадлежит Великобритании. Сейчас Испания оспаривает местонахождение аэропорта. Испания считает, что он находится на территории, принадлежащей ей, Великобритания — что аэропорт находится на территории эксклава Гибралтар. Проблема давняя и из-за нее Европейская комиссия отказалась от подписания соглашения. Хотя в то же время, похожие на наше соглашения были подписаны ЕС с Грузией, Молдавией, Израилем и почему-то там Гибралтар проблемой не был.

Каковы перспективы нахождения Ryanair на Украине? В 2008 году в страну заходил Wizzair с довольно небольшими ценами. Потом Wizzair из страны ушел.

— Wizzair из Украины не ушел, он закрыл украинскую дочернюю компанию, но подавляющее большинство рейсов, которые обслуживала украинская компания Wizzair, стала обслуживать венгерская компания Wizzair. Прекратились только рейсы авиакомпании из Киева в Москву, из Украины в Грузию, Италию и Испанию, а все остальные остались. Поэтому говорить об уходе Wizzair из Украины не совсем корректно. Это было структурное изменение внутри компании. Но вызвано оно было в том числе и экономической ситуацией, которая в нашей стране сложилась весной 2014 года. Но авиакомпания как пришла на украинский рынок в 2008 году, так там и работает.

Что касается цен, то компании и классические, и лоукост-компании используют динамическое ценообразование. Единственное, что дисперсия тарифов у лоукост-компаний обычно больше, чем у традиционных компаний. И из-за этого они иногда предлагают билеты по очень низким ценам. Но нужно понимать, что средняя себестоимость перевозки пассажира у традиционного перевозчика и лоукоста отличается всего на 15-20%. Остальное — маркетинговые стратегии.

Сколько билетов и по какому тарифу предлагается на каждый рейс определяет программа по сложному алгоритму, включающему исторический спрос на этот рейс и текущую динамику спроса на него. Все знают, что авиакомпании — это бизнес, ориентированный на максимизацию прибыли, а не благотворительные организации, перевозящие пассажиров себе в убыток. Поэтому обычно очень дешевые тарифы предлагаются на тех рынках, где хорошо продаются и дорогие тарифы. Но не наоборот. Если на рынке тяжело продать дорогой тариф, нет предложения и с дешевым тарифом. Если у вас себестоимость кресла на линии €150, а вы предлагаете 10 билетов по €10, это значит, что вам нужно продать не менее 10 билетов по €290, что покрыть свои издержки. Если вы не можете продать билеты по €290, то вы и по €10 не будете предлагать. То же самое и с Ryanair — у них большая дисперсия тарифов, а какую политику они выберут на рейсах в города Украины, будет зависеть от многих факторов.

Министр заявил, что заход Ryanair позволит украинцам путешествовать в Европу за €20-30, отметив, что высок показатель людей, не покидавших свою область — 80%. Тут возникает вопрос, как эти граждане будут добираться до аэропорта. Что лучше развивать: возвращаться к советской практике, когда даже у поселков были аэродромы или развивать железнодорожное и автобусное сообщение?

— Тут нужно делать все в комплексе. Если мы говорим о приоритетах государственных инвестиций, то здесь как во всем мире приоритет должен быть отдан железным дорогам и автомобильным дорогам — именно на них сейчас приходится более 90% пассажирских и грузовых перевозок. Что касается авиации, то тех аэропортов, которые у нас есть более, чем достаточно. Хотя точечно необходимо привлечение государства и к решению их проблем — например, вопрос работоспособности аэропорта «Ужгород», заход на посадку и взлет с которого проходят над территорией Словакии.

Но не все аэропорты могут позволить себе сотрудничать с лоукостерами. «Жуляны», например, не смогли сотрудничать с Ryanair.

— «Жуляны» давно сотрудничают с Wizzair, который перешел туда из «Борисполя». «Жуляны» сотрудничают и с таким лоукостом, как FlyDubai из Объединенных Арабских Эмиратов. Полагаю, что в случае с Ryanair сложности возникли в коммерческих интересах двух субъектов, которые не смогли найти взаимовыгодные условия.

То есть в данном случае было конкретное недопонимание с Ryanair?

— Это были коммерческие переговоры, обстоятельства которых мы не знаем. Формально они сказали, что их что-то не устраивает. Вторая сторона вообще промолчала в данной ситуации. Это переговоры двух субъектов. Вы приходите в магазин и выбираете товар. Вы не обязаны продавцу рассказывать, что вас не устроило. Вы покупаете или не покупаете товар.

Таким образом, от захода еще одного лоукостера на Украину никто не проиграет?

— Нет, наоборот. Выиграют пассажиры потому, что это увеличение конкуренции, а это всегда снижение цен на билеты. Выиграют и аэропорты потому, что это увеличение пассажиропотока для них.