Казалось бы, все просто: не платишь за воду — отключают. На деле украинские власти отказываются брать деньги у непризнанных республик. Ситуацию разъяснил руководитель центра обмена пленными «Офицерский корпус» Владимир Рубан. По его словам, Луганская и Донецкая народные республики готовы заплатить долги за поставки воды на свои территории по безналичному расчету хоть сейчас.

«Для того чтобы они заплатили, они готовы заплатить по безналичному расчету, но они заплатят, как ЛНР или ДНР Украине. Этим платежом мы фактически подтверждаем их существование (ЛНР/ДНР — ред.)», — заявил Рубан, добавив, что украинские власти на это не пойдут.

Ранее Киев вывел с территории ДНР и ЛНР все госучреждения и банки, что серьезно затрудняет взаиморасчеты с регионом. Однако вопреки этой блокаде экономическое взаимодействие с неподконтрольными Украине регионами продолжается. В некоторых сферах его прекратить просто невозможно.

Уголь

Одним из главных требований Украины в рамках Минской контактной группы было восстановление поставок угля из ДНР по железной дороге.

«Уголь оттуда вывозят на тепловые электростанции Украины, около 9 млн тонн ежегодно. Это существенный процент в потреблении угля украинскими электростанциями, практически 50%», — рассказал Ukraina.ru член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Взаимная зависимость: экономика и здравый смысл связывают Украину и ЛДНР в единое целое

Тот факт, что Украина и ранее закупала уголь с неподконтрольной территории, признавали и официальные лица.

«Это не секрет, что мы сегодня берем с временно оккупированной территории уголь, то же антрацит. Если бы мы его не брали, это был бы энергетический коллапс. Мы его берем, и есть определенные схемы, по которым мы берем этот уголь», — заявлял в июне бывший глава Донецкой областной государственной администрации Александр Кихтенко.

Украине нужен уголь, а шахтеры ДНР хотят получать деньги за свою работу. И это делает неизбежным взаимодействие Киева и республик.

Электричество

Энергетическая система Украины не предусматривает изоляцию «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Более того, попытка такой изоляции может принести больше проблем самой Украине.

«По электроэнергии это сложно, потому что, например, Донбассэнерго сжигает уголь в ДНР и поставляет электричество Украине. ДНР могут приостановить ее работу, и тогда Украине будет нанесен ущерб. Нужно будет пересмотреть работу энергосистемы во всей стране», — констатировал Корольчук.

А это приведет к большим расходам: нужно будет прокладывать новые линии электропередачи и строить новые подстанции. На все это денег в украинском бюджете нет. Что касается Луганской ТЭС (город Счастье), находящаяся на подконтрольной Украине территории, в большей степени замкнута на обеспечении Луганска и территории ЛНР.

Сейчас в функционировании энергосистемы Украины наметилась некая хрупкая стабильность, и не нарушать ее как раз в интересах государства.

Газ

«Газ в ДНР и ЛНР напрямую поставляет «Газпром», кстати, по контракту с «Нафтогазом», и выставляет «Нафтогазу» счета», — рассказал Корольчук.

Таким образом, российская и украинская компания сотрудничают в вопросе поставок газа в ДНР и ЛНР. Другое дело, что Нафтогаз эти счета не оплачивает. Но, с другой стороны, украинская компания эти счета и не оспаривает.

«Нафтогаз с этими счетами не идет ни в Стокгольмский арбитраж, ни в какой-либо другой суд, даже украинский», — констатировал Корольчук. А значит, какая-то договоренность по поводу этих поставок, пусть неформальная, но таки имеется.

Взаимная зависимость: экономика и здравый смысл связывают Украину и ЛДНР в единое целое

В свете многомиллиардных судебных разбирательств «Газпрома» и «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже этот факт выглядит довольно странно. Возможные причины этого заключаются в том, что у Киева нет серьезных аргументов, которые смогут убедить международный суд.

«Аргумент «Нафтогаза» состоит в том, что он не контролирует пункты пропуска газа на границе с Россией в Донецкой и Луганской областях, куда заходит российский газ. А «Газпром» апеллирует к тому, что де-юре никаких ДНР и ЛНР не существует, нет юридического решения не только на международном, но и на внутриукраинском уровне», — рассказал Корольчук.

Выигрыш дела в украинском суде гораздо более вероятен. Об этом говорит тот факт, что «Газпром» не смог оспорить решение по иску Антимонопольного комитета Украины о взыскании с российской корпорации штрафа в размере 172 млрд грн. Однако также очевидно, что Украина не сможет заставить «Газпром» выполнить решение украинских судов.

Промышленность

Как рассказал украинский волонтер Виталий Дейнега в интервью изданию «Новое время», промышленная кооперация Украины с ДНР не разорвана до сих пор вопреки военному конфликту Киева и Донецка. Дейнега обращает внимание на тот факт, что транспортное соединение с неподконтрольными Киеву районами продолжается.

«В той же Константиновке на вокзале посмотрите, какое количество вагонов РЖД на наших составах. Мало кто говорит об этом, кстати, но все железные дороги Донецкой области сегодня управляются из оккупированного Донецка. Железная дорога — это же не поезда. Это рельсы, семафоры, расписание движения поездов», — отметил он.

По данным Дейнеги, эти связи работают хорошо. Товарные вагоны ходят «в одну и в другую сторону — руда, уголь, кокс».

«Заходят составы на Авдеевский коксохим, выходят оттуда, а потом далеко не все идут в нашу сторону. До сих пор работает и Донецкий металлургический завод — пусть хоть и не во весь рост. Шахты тоже не стоят. Наши теплоэлектростанции, некогда переоборудованные с газа на уголь, тоже работают, и делают это на определенных марках угля. Этот уголь почти весь добывается на оккупированных территориях», — подчеркнул волонтер.

Кстати, сотрудники Авдеевского коксохимического комбината (АКХЗ) регулярно выезжают в ДНР на ремонт поврежденных ЛЭП, которые снабжают завод электричеством. Об этом на своей странице в Facebook писал гендиректор АКХЗ Муса Магомедов.

«В очередной раз АКХЗ на одном вводе из четырёх, Макеевка-1, Донецкая фильтровальная станция обесточена, Авдеевка без воды. Надеемся, что разрешение на восстановительные работы получим завтра и удастся восстановить ввод Макеевки-2. К сожалению, линии Ясиноватая 1 и 2 нам не дают восстановить уже несколько месяцев, несмотря на неоднократные обращения в СЦКК», — сообщал он.

В своей следующей записи он рассказал об успешно проведенном ремонте.

«В очередной от коллектива АКХЗ хочу сказать спасибо энергетикам ДТЭК за быстрое реагирование и восстановление ввода (электроэнергии — ред.) на завод», — написал Магомедов.

Так что у Украины де-факто есть экономические отношения с непризнанными республиками. Если Киев перестанет покупать уголь, электричество пропадет на существенной части территорий как Украины, так и ДНР/ЛНР.

Каким-то образом взаиморасчеты идут — в частности, когда предприятия, расположенные на территории республик, регистрируются на «материковой» Украине. Однако эта ситуация, очевидно, требует какого-то нормального решения. Иного пути нет — слишком уж сильно связаны между собой Донецк, Луганск и Украина, любое размежевание приведет лишь к дополнительным трудностям для обеих сторон.