Чёрт побери! Во Львове задержали пассажира с 17 кг золота
Чёрт побери! Во Львове задержали пассажира с 17 кг золота
© ssu.gov.ua | Перейти в фотобанк
В понедельник утром неподалеку от Тендровской косы попал в передрягу буксир «Параллель», тянувший непонятно куда баржу UDP-DM-2309-УДП. Его немногочисленная команда, заметив течь в моторном отсеке, подала сигнал бедствия и была спасена проходившим рядом танкером «Аркадия». Позже выяснилось, что перед этим моряки отцепили лихтер. Через несколько часов шторм прибил баржу к берегу в районе Черноморска.

На ней оказалось 10 тысяч коробок сигарет — 5 миллионов пачек. И никаких документов на этот груз. Типичная контрабанда. Сейчас судно взято под охрану пограничниками и сотрудниками СБУ, на нем ведутся следственные действия. Правоохранители выясняют происхождение и маршрут дорогого подакцизного товара.

Впрочем, слово «выясняют» лучше дать в кавычках. Потому что все всё и так знают. По информации источников «Думской» в правоохранительных органах, свой не самый полезный груз буксир нелегально тянул в Румынию.

Экипаж «Параллели», впрочем, отрицает, что вез контрабанду. Моряки настаивают, что шли из Голой Пристани в Скадовск. Но достаточно одного взгляда на карту, чтобы понять: врут, причем нагло.

Наши собеседники в правоохранительных органах говорят, что баржа с 5 миллионами пачек — довольно редкий зверь. Это примерно треть от ежемесячного нелегального экспорта табачных изделий в ЕС. Обычно туда отправляют партии поменьше, но в понедельник, видимо, был какой-то особый случай. 

«Сигареты произведены на вполне легальных украинских табачных фабриках. Дело в том, что у нас эта продукция стоит в разы дешевле, чем там, в Европе, так что это выгодный бизнес. Производители изначально знают, что сигареты будут отправлены контрабандой в ЕС, поэтому акцизные марки, как правило, клеят только на часть коробок. А на остальные «забывают». Это «левый», нигде и никем не учтенный товар. Его попросту нет в документах. Таким образом, производитель получает дополнительный профит — экономит на акцизах.

Далее сигареты, предназначенные для отправки контрабандой в ЕС, уходят в нескольких направлениях — на Западную Украину, а также на юг, в Одесскую, Николаевскую и Херсонскую области, где начинается, как говорят контрабандисты, «великий морской путь». Дело в том, что по морю можно вывезти контрабанды в десятки раз больше, чем сухопутным путем. И прибитая к берегу баржа — лишнее тому подтверждение», — пояснил источник.

Ключевым элементом схемы, по его словам, являются подкупленные правоохранители, которые в упор не замечают весьма серьезный табачный трафик.

«Обычно такие грузы никак не оформляют, суда идут как каботажные, а потом просто проскальзывают в нейтральные воды. Там они встречаются с «партнерами», румынскими или болгарскими транспортными судами, и перегружают на них свой груз. Непосредственно в иностранные порты наши не заходят. Передав товар, они разворачиваются и прибывают в украинский порт, где и сгружают остатки груза, на которые есть документы», — говорит наш собеседник.

В том, что «Параллель» вышла в шторм, ничего удивительного нет: плохая погода — лучший друг контрабандиста. В бурном море шансов встретить корабль морской охраны меньше, чем при ясной погоде, а если стражей границы и занесет нелегкая куда не надо, то всегда можно обвинить во всем шторм. И «потерю» груза тоже можно на него списать.

Морская контрабанда сигарет: кто, куда и в каких объемах возит и сколько на этом зарабатывает — «Думская»

Надо сказать, что после начала войны с Россией появился еще один контрабандный маршрут — на оккупированный Крымский полуостров. Туда морем отправляют элитные украинские сигареты, которые в РФ стоят дороже, чем у нас. Впрочем, с Европой — Румынией и Болгарией — все равно работать выгоднее.

Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добили
Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добили
© РИА Новости, Свердлов | Перейти в фотобанк

У нас пачка сигарет стоит, если брать оптом, от 30 центов до доллара в зависимости от сорта. Если на сигаретах нет акцизных марок, они еще дешевле. При этом в ближайших европейских странах «левые» сигареты идут по цене от 1,5 до 2 евро за пачку. Прибыль — больше 100 процентов. Берешь товара на миллион долларов, продаешь и получаешь миллион в карман. За такой куш, согласитесь, можно и рискнуть древним буксиром и ржавой баржей.

У болгарских и румынских партнеров наших контрабандистов профит еще больше: в более развитых странах ЕС пачка стоит уже от трех евро.

«Впрочем, в Румынии и Болгарии логистику обеспечивают тоже «наши люди» — украинские же «воры в законе» из так называемого греческого клана. Представителем этого клана в Одессе является небезызвестный Антимос», — рассказывает наш источник.

На примере баржи UDP-DM-2309-УДП можно прикинуть, сколько зарабатывают украинские контрабандисты и их «силовая» крыша. 5 миллионов пачек сигарет, доставленных на Балканский полуостров, стоят примерно два миллиона евро. Если вычесть себестоимость, доллар за пачку (это завышенные расценки: оптом даже элитные сорта стоят гораздо дешевле), то прибыль от продажи груза «потерянной» баржи — около 1,3 миллиона долларов. Около половины, 500-700 тысяч долларов, идет владельцам груза и организаторам схемы. Остальное в равных частях делится между силовиками, крышующими «великий морской путь». Капитан и экипаж буксира должны были получить не больше 20 тысяч долларов.

Морским путем пользуются не только табачники. Скажем, по нему с территории Одесской области в Европу регулярно доставляют марихуану. Это бизнес преступного авторитета Олега Попеску, он же Олег Ренийский. Его люди и партнеры используют скоростные катера. Травку в непроницаемых для воды контейнерах сбрасывают в нейтральных водах. Далее подключаются румынские и болгарские контрабандисты, которые подбирают товар и транспортируют его в прибрежные села. Надо ли говорить, что правоохранители указанных стран тоже в доле?

«Мусорные» бренды и модернизированный буксир

Ремарка по поводу найденных на барже сигарет. Судя по фотографиям, обнародованным замминистра инфраструктуры, там присутствовали три «бренда», если так можно выразиться: Ashima, Marshal, Marble. Это «мусорные» марки, принадлежащие второстепенным табачным компаниям, которые торгуют своими правами на них. Скажем, Ashima и Marble изначально выпускались в Китае (Hongta Tobacco Group Co.), а сейчас сигареты под таким названием делают даже на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». «Бренд» Marshal — собственность британской Innovation Tobacco Company (скорее всего, это тоже китайцы), но производят эти сигареты преимущественно в России.

В 2015 году в Одесском порту обнаружили 1,5 млн пачек тех же Ashima, Marshal, Marble и Richman. Тогда контрабандный груз оценили в 37 млн грн. 

Обклеилась деньгами: Украинка пыталась вывезти в Россию 24 тысячи долларов
Обклеилась деньгами: Украинка пыталась вывезти в Россию 24 тысячи долларов
© Украина.ру/Стрингер
Интересен, конечно, и сам буксир, из-за которого все произошло.

«Его явно переделывали для выхода в открытое море, — говорит инженер Николай Мирошниченко. — Смотрите, они усилили конструкцию дополнительными внешними балками, поставили современное навигационное оборудование. Для рейдово-портового буксира такая модернизация избыточна, да и для прогулочного катера она не нужна. Нет, «Параллель» готовили для серьезных задач. Другое дело, что корпусом владельцы не занимались, и он подвел».

По нашим данным, груз, который тащила «Параллель», принадлежит бывшему депутату Одесского горсовета от Партии регионов, предпринимателю Александру Кисилю.

Оригинал материала