На днях мы сообщили о беспрецедентном скандале в Германии. Наблюдательный совет крупнейшей в стране теле- и радиокорпорации ARD подверг работу собственных журналистов резкой критике за «одностороннее» и «тенденциозное» освещение украинских событий. По словам экспертов, «освещение событий вызывает ощущение предвзятости» и было «исходно направлено против России». Критику учли, но не все.

Вечером 2 октября известный телемодератор ARD Томас Рот появился на экране, чтобы признать «допущенную ошибку».

20 мая в репортаже корреспондента из ФРГ, находившегося в Москве Удо Лилишкиса, говорилось об убийстве двух жителей города Красноармейска на Юго-Востоке Украины. Немецкий корреспондент возложил вину за гибель двух жителей украинского города на «представителей новой власти», то есть на ополченцев. Это было неверно.

«Пересмотрев видеоматериал», корреспондент пришёл к иному выводу — смертельные выстрелы прозвучали из рядов добровольческого украинского батальона. Удо Лилишкис оповестил об этом ARD. Там среагировали. Рот извинился перед зрителями и добавил, что иностранные корреспонденты тоже люди, работают в стрессе и цейтноте, должны анализировать поток противоречивых данных. Могут ошибаться. Как здесь.

Немецкие СМИ реагируют на выговор

Всё хорошо. Всё пристойно. Ошиблись — признали. Попросили прощения. Но настораживает вот что. Из многочисленных доказанных случаев искажения фактов немецкими СМИ, предоставления недостоверной, фрагментарной, «подстриженной» в пользу Киева и в ущерб ополченцам информации, был упомянут лишь один. Да и то, спустя четыре с половиной месяца после эфира. И только потому, что независимые эксперты Наблюдательного совета указали на необъективность освещения украинского кризиса в немецких средствах массовой информации. Пошла волна откликов, комментариев. Тут уж не смолчишь.

Ещё накануне шеф-редактор ARD Кай Гниффке утверждал, что его телекорпорация рассказывала об Украине «всё, что знала, по совести и после тщательного изучения материала». Были, мол, нюансы. Надо было, может, «раньше начать говорить про правые группировки на Украине». Но в целом — «извиняться за ошибки причин нет».

Но Томас Рот извинился. Нашёл причину. Буквально через день. При этом ARD поблагодарила некоего безымянного зрителя, который «указал на некорректность репортажа». Ну, положим, зритель был не один. Немцы в массовом порядке недовольны тем, как немецкие СМИ освещают кризис на Украине. Жалобы на искажение информации поступали и поступают сотнями. Неправдивую информацию о Красноармейске тоже быстро заметили. Первая письменная жалоба на репортаж поступила в ARD еще 22 мая.

Ну ладно. Будем считать, что истина торжествует. Хотя лишь в рамках одного телеканала. Потому что немецкому ZDF, «второй кнопке телевидения», Наблюдательный совет и возмущение публики, похоже, не указ. На телеканале байку о «пророссийских боевиках», из-за которых погибли жители Красноармейска, показали уже 12 мая. Репортаж до сих пор в интернет-архиве и доступен. Никто за него не извинялся. И, похоже, не намерен.

Более того, некоторые журналисты вместо того, чтобы реагировать на критику, контратакуют. Ставят под вопрос компетентность Наблюдательного совета, органа, состоящего из независимых экспертов и созданного специально, чтобы мониторить работу ARD в поисках умышленных или неумышленных манипуляций.

Немецкие СМИ реагируют на выговор
Членов совета, как водится, упрекают в том, что они играют на руку Кремлю. Страшнее обвинения нет. Пиком чёрного пиара стал заголовок в газете «Ди Вельт»: «Длинная рука Путина дотянулась до структур ARD». Ульрих Клаус, сочинивший статью, бредит о «толпах активистов, подкупленных Кремлем» и о «пятой колонне в немецких масс-медиа».

Но Наблюдательный совет стоит на своём. «Многие немцы разделяют нашу критику», — подтверждает председатель совета Пауль Зиберц. «Мы видим это на примере многочисленных замечаний на интернет-форумах. Комментарии там однозначны».

Об этом говорит и коллега Зиберца Дитер Пинкни. Он напомнил, что резолюция совета, обвиняющая ARD в тенденциозности, принята единогласно. Немецкая общественность выразила «очень много критики» насчёт освещения украинских событий. Пинкни надеется, что ARD поступит конструктивно, избавившись от односторонности в своих репортажах.

Надежда может не сбыться. Руководители ARD, признавая отдельные упущения, упрёки в целом отвергли. Директор телепрограмм корпорации Йорг Шёненборн оценил собственные репортажи с Украины как «разносторонние и умные». Тех, кто иного мнения, журналист пренебрежительно назвал «давнишними сторонниками Советского Союза или России».

Быть объективным Шёненборн не намерен: «Мы не нейтральны, мы отстаиваем свои ценности». При этом источники в ARD говорят о неофициально существующем указании «защищать западные интересы».