Экономист Гаджи Алимусаев: Запад может доиграться — РФ и БРИКС создадут новую финансовую систему - 29.10.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономист Гаджи Алимусаев: Запад может доиграться — РФ и БРИКС создадут новую финансовую систему

Коллаж: Алимусаев Гаджи
Коллаж: Алимусаев Гаджи
Читать в
У Россия нет цели навязывать странам БРИКС свою позицию по Украине, заявил в интервью изданию Украина.ру доктор экономических наук, политический обозреватель журнала "Союз национальностей" Гаджи Алимусаев, комментируя итоговую декларацию, принятую на саммите БРИКС в Казани.
Лидеры стран – участниц БРИКС поддержали реформу ООН, в том числе ее Совета Безопасности, для повышения демократичности, представительности и эффективности. Позиция отражена в принятой по итогам саммита БРИКС Казанской декларации.
Документ содержит 134 пункта, которые посвящены вопросам дальнейшего развития объединения; позиции по глобальным проблемам, санкциям; урегулированию региональных кризисов, в том числе на Украине и Ближнем Востоке.
— Гаджи Магомедович, Казанская декларация саммита БРИКС утверждена. Чем она, на ваш взгляд, примечательна?
— Как только декларация вышла, я подробно ее изучил, на что потратил немало времени. Это говорит о содержательности и актуальности документа и выделяет его по сравнению с предыдущими вариантами.
В частности, Казанская декларация учитывает практически все динамические процессы, которые сегодня происходят в мире. Она получилась объемная, содержательная, в какой-то мере — подробная.
Мне понравились и социальная сторона, и посвященные экономике пункты, а также полноценно представленная политическая составляющая документа — несмотря на то, что БРИКС позиционирует себя не как политическая организация. Все-таки без политики не бывает и экономики.
— Вы сказали, что Казанская декларация отличается от предыдущих. В чем ее новизна?
— От БРИКС ждали чего-то большего, нежели сама философия текущего момента во всех аспектах жизни и во всех отраслях. Но я считаю, что декларация как раз и показала новизну с учетом современных реалий: наступления цифровой эры и цифрового мышления.
Сейчас меняются финансовые институты, формы расчетов, развивающиеся страны тоже хотят пробиваться экономически вверх.
Поскольку БРИКС, образно говоря, добрая экономическая организация, конечно, она будет помогать развивающимся странам. Благодаря этому в ближайшее время мы можем увидеть скачок мирового развития.
Например, улучшение ситуации с валовым внутренним продуктом стран, что, безусловно, нацелено на снижение голода, который до сих пор наблюдается в Африке. То есть тем или иным образом начнется нивелирование отсталых стран, которым нужная помощь никогда не доходила.
Я думаю, что это будет реализовываться, так как в декларации БРИКС на это обращают особое внимание.
Удалось ли России донести свою позицию по Украине на БРИКС и где там очень тонкая грань - Алимусаев
— Чуть подробнее хотелось бы остановиться на пунктах документа. Например, эскалации на Ближнем Востоке посвящено около десяти пунктов, а Украина в 43-страничной Казанской декларации БРИКС упомянута один раз, коротко и без резких формулировок. Чем вызван такой разный подход БРИКС к конфликтам?
— Я думаю, что украинская проблема может быть не до конца проработана в документе — на данный момент.
Видимо это связано с тем, что в декларации четко обозначено: все политические процессы, которые происходят в мире, должны оставаться в рамках уставных и декларативных документов, утвержденных ООН и в какой-то степени согласованных с нею.
Думаю, это и есть причина, по которой сейчас в декларации не стали заострять внимание на украинском конфликте. Однако, уверен, что в будущих версиях документа этот вопрос будет описан более подробно — если к тому времени он останется актуальным.
— Если говорить в целом: России удалось на саммите объяснить свое видение конфликта на Украине? МИД Украины счел, что не удалось. С нашей же стороны Дмитрий Песков заявил, что участники саммита БРИКС стали лучше понимать позицию России.
— Говоря про украинский вопрос, я не думаю, что у России есть необходимость кому-либо что-то навязывать.
Повторюсь, все политические моменты, которые происходят в мире, в рамках нормативных документов ООН обсуждались. Например, проблемы, связанные с Палестиной и Ливаном.
Поэтому говорить по поводу революционности в украинском вопросе сегодня не приходится.
— БРИКС, как объединение, довольно молодое, в этом году ему исполнилось 18 лет. Необходимо внутри все структурировать, выстроить какие-то модели взаимодействия. Как вы видите дальнейшее развитие и системность организации?
© Степан Пугачев. Фотобанк РосконгрессНикол Пашинян и Ильхам Алиев на первом пленарном заседании XVI саммита БРИКС в формате "БРИКС плюс"
Никол Пашинян и Ильхам Алиев на первом пленарном заседании XVI саммита БРИКС в формате БРИКС плюс
Никол Пашинян и Ильхам Алиев на первом пленарном заседании XVI саммита БРИКС в формате "БРИКС плюс"
— Я думаю, что на сегодняшний день это самая тонкая тема, которую очень осторожно затрагивают. Это связано с тем, что многие страны – члены БРИКС имеют внутренние политические и экономические противоречия, или неразрешенные конфликты между собой.
Поэтому, если сегодня создавать какую-то политическую конструкцию, которая смогла бы определить вертикаль управления в БРИКС, это может вылиться в дополнительные затруднения, в том числе по части согласованности между странами.
С другой стороны, если организация не имеет какой-то вертикали управления, она не развивается, у нее нет будущего и перспектив.
Так что идти к выстраиванию определенной системы, конечно, нужно. А пока что говорить об этом рано.
Прежде необходимо определиться с уровнем регулирования взаимоотношений, которые возникают между странами БРИКС. По моему мнению, БРИКС взяла верное направление взаимоотношений: регулирование идет в основном в экономической и финансовой части.
Что касается, политических моментов, в том числе вертикали управления — есть органы единоначалия, которые определяют общую политику БРИКС. Но сегодня не все к этому готовы. Так как любая система должна быть выдержана определенным уровнем, все страны и руководители должны с этим познакомиться, взвесить все "за" и "против", найти оптимальную конструкцию, которая будет давать наиболее перспективные пути развития для БРИКС.
© Николай Гернет. Фотобанк Росконгресс Анастасия Смага, Серж Матомба, Анатолий Емец, Улейя Кагбара. Саммит БРИКС. Казань, 2024.
 Анастасия Смага, Серж Матомба, Анатолий Емец, Улейя Кагбара. Саммит БРИКС. Казань, 2024.
Анастасия Смага, Серж Матомба, Анатолий Емец, Улейя Кагбара. Саммит БРИКС. Казань, 2024.
— Что в этом отношении можно сказать о Турции и Саудовской Аравии? Что значит их принадлежность к БРИКС?
— Турция — страна, у которой мощная развитая система переработки природных ресурсов, содержащих углеводород. Конечно, страна играет большую роль в ОПЕК, является крупным экспортером и, я бы сказал, страной, устойчиво проводящей свою политику на Ближнем Востоке.
Если говорить о будущем, то я думаю, что и Саудовская Аравия, и Турция только усилят БРИКС. В качестве полноценных членов они могут способствовать запуску процессов, например, по созданию финансовой системы и других институтов, которые позволят регулировать экономические отношения в системе БРИКС.
С другой стороны, БРИКС для народов Турции, Саудовской Аравии и других стран объединения принесет сохранение идентичности их этносов. То есть, как сказал наш президент, многополярный мир предпочтителен и для простого человека, и для группы народов, и для целых национальностей, и для наций.
В этом успех блестящего саммита БРИКС в Казани.
— Расскажите, какие возможности сегодня есть для развития системы взаиморасчетов внутри объединения?
— Ранее, в 2014 году была подписана декларация о создании Нового банка развития, который находится в центральном офисе в Шанхае. Такое красивое здание. И сразу же он вызвал нездоровый интерес — дескать, вот они отделяются, создают новую банковскую систему.
Но эти опасения оказались напрасными, потому что мудрые политики и руководители БРИКС заявили, что это банк будет заниматься только инвестированием необходимых проектов именно в рамках объединения. Однако сделали пометку: создание и несоздание собственной бриксовской финсистемы будет зависеть от многих политических и экономических процессов.
Например от того, будут ли усиливаться противоречия между Западом и БРИКС, чьи взгляды на полярность мира кардинально различаются.
Замечу, что финансовая система, которую сегодня курируют американские банки, была достаточно удобным инструментом — пока финансовые институты не стали лоббировать политические интересы Америки. Если бы этого не произошло, устоявшаяся в мире система могла бы совершенно спокойно работать.
© Сергей Отрошко. Фотобанк РосконгрессСоветник президента России, ответственный секретарь Организационного комитета БРИКС Кобяков Антон
Советник президента России, ответственный секретарь Организационного комитета БРИКС Кобяков Антон
Советник президента России, ответственный секретарь Организационного комитета БРИКС Кобяков Антон
Ведь многие страны БРИКС торгуют не только между собой — взаимодействие идёт с развитыми странами, от которых они получают новые технологии. У Китая, к примеру, большой товарооборот с США и, конечно, уходить от этого ему сложно, да и нет пока такой необходимости, на мой взгляд.
Россия же идет к технологическому суверенитету, как сказал наш президент. Ведь у нас лучшие институты науки, есть интереснейшие полезные разработки. Проблема лишь в том, как все это внедрить в экономику и в жизнь. Сейчас идет активная работа над этим.
Резюмирую: развитие БРИКС, в том числе в экономическом плане, будет зависеть от того, как пойдут политические процессы в будущем и как сложатся отношения с Западом.
О том, как страны БРИКС могут повлиять на конфликт на Украине, в интервью Анны Черкасовой с правозащитником Турсунбек Акун: Ложь, война и терроризм под эгидой США уходят, а Турция теперь с БРИКС.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала