Платон Беседин о культурных итогах 2023: литературе нужно немного репрессий, чтобы вернуть интерес? - 02.01.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Платон Беседин о культурных итогах 2023: литературе нужно немного репрессий, чтобы вернуть интерес?

© из личного архиваПлатон Беседин интервью
Платон Беседин интервью
Читать в
2023 год в российской массовой культуре прошел со множеством скандалов, но были и яркие события – такие как сериал "Король и шут" или возрожденный интерес к Виктору Цою
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал писатель, публицист, автор телеграм-канала Платон Беседин.
– Платон, как и все сейчас, мы бы хотели подвести итоги уходящего года. Конкретнее – в культуре. В этом году было много громких, спорных, неоднозначных, рекордных по сборам и просмотрам кинопремьер в России и в мире. Давайте начнем с кино. Что вам запомнилось?
– На первый взгляд кажется, что мы, Россия, существовали в отрыве от мировой массовой культуры и основные мировые тренды проходили мимо нас. Но, с другой стороны, наши граждане стремятся быть в мировой массовой культуре, поэтому люди все равно старались попасть даже на те фильмы, которые приходили к нам с опозданием.
Два классических примера: "Оппенгеймер" (Кристофера Нолана – ред.) и "Барби" (Греты Гервиг– ред.).
Из массового, даже попсового кино их можно назвать фильмами года. И один, и второй, отрабатывает повестку: "Барби" – это построение социально-гендерной матрицы, а "Оппенгеймер" – это американский миф об абсолютном американском герое. А еще это идеальный пример того, как кино может прекрасно отрабатывать госзаказ.
Что я еще для себя отметил: в провинции остро чувствовался недостаток хорошего, внятного кино. Та кинополитика, которая сейчас выбрана – на мой взгляд, она отвратительна: это либо российские не всегда качественные фильмы, либо низкопробные ужастики и что-то скандинавское или восточное.
Я не понимаю этого лицемерия: почему "Барби" и "Оппенгеймер" не соответствуют традиционным ценностям, а какой-нибудь "Непосредственно Каха" (Виктора Шамирова– ред.) – соответствует?
Патриоты в ярости: саундтрек сериала "Слово пацана" на Украине так же популярен, как и сам сериалПесня российской группы АИГЕЛ, написанная в качестве саундтрека к сериалу Жоры Крыжовникова "Слово пацана. Кровь на асфальте" лидирует в украинских музыкальных топах, что видно из статистики Apple Music, опубликованной 4 декабря
Лично я ждал новый фильм 90-летнего [Романа] Полански "Дворец", но в кинотеатрах его не показали – я искал и в Крыму, и в Пятигорске. Так что пришлось смотреть в интернете.
Могу сказать, что это, конечно, не тот – классический – Полански, но всё равно он сделал очень любопытное кино, которое в китчевой форме высмеивает общество XXI века. По сути это – "Треугольник печали" (Рубена Эстлунда – ред.), доведённый до предела.
Мне понравилось, как 90-летний режиссер, которого в своем время выгнали отовсюду, потому что он раскрыл заговор педофилов, не боясь ничего потерять, плюнул на всех как настоящий панк. Такой себе Джонни Роттен от кино, уходящий в отрыв.
И да, я вспомнил о педофилах. Очень крутое кино, которое, действительно, стоит посмотреть – это лента "Звук свободы" (Алехандро Гомеса Монтеверде – ред.). Опять же, она не демонстрировалась у нас в России, но это, однозначно, правильное кино, где люди говорят о борьбе за правильные вещи. Стоит смотреть, однозначно!
А что с российским кино?
– В начале года всех порвал "Чебурашка" (Дмитрия Дяченко – ред.). Не сказать, что это какое-то великое кино, но в нем есть одна важная вещь: наш кинематограф все время использовал стандартные голливудские лекала, и в "Чебурашке" это тоже есть, но за счет того, что это фильм сделан о народном персонаже, которого знают все, он объединил поколения.
Моя семилетняя дочка пошла на него и плакала, я пошел и плакал, моя мама пошла. Это на самом деле было очень круто. Разные поколения в кинозале.
Плюс, я недавно был в Кисловодске, где частично снимали "Чебурашку", и увидел, что это тот случай, когда фильм помог развитию города, бизнеса.
Конец года – тут все очевидно: он прошел под сериалом "Слово пацана. Кровь на асфальте" (Жоры Крыжовникова – ред.).
Что я могу о нем сказать: я не смотрел его полностью, но на мой взгляд очень странно, что государство пытается выставить себе в заслугу этот сериал. Это очень вторичное кино, но классно сделанное с точки зрения вирусности. Это такая себе киномозакика из коротких роликов для соцсетей.
И этот сериал, к сожалению, лакмус: тот, кто помнит эти времена, может быть, поностальгирует. Конечно, мы не можем сказать, что кто-то, посмотрев его, пойдет кого-то избивать или насиловать, но совсем молодой человек может начать подражать.
Кстати, история с переснятой последней серией: это такой постмодернистский прием, это уже не искусство в чистом виде.
В целом, в кинематографе есть запрос на ностальжи: и если раньше это было возвращение к советской теме, то сейчас – к рубежным десятилетиям: восьмидесятые – девяностые – нулевые. "Слово пацана" – я сказал, да, и, конечно, феномен сериала "Король и шут" (Рустама Мосафира – ред.), который порвал всех.
Эти сериалы об одном и том же, на самом деле: о пограничном состоянии, о молодых людях, которые ищут себя. И я не думаю, что их успех связан только с удачным маркетингом и продвижением, это соответствует настроениям в нашем обществе. Зритель ищет простое самовыражение на конкретных примерах.
Да, мы ищем точки сборки, опорные точки, но, к сожалению, мы ищем их преимущественно в прошлом. Когда мы будем смотреть в будущее, я думаю, будет поинтереснее.
И, к сожалению, в кинематографе я не увидел отражения темы СВО. "Свидетель" (Давида Дадунашвили – ред.) я даже комментировать не хочу.
Что ещё хочу отметить: фильм "1993" (Александра Велидинского – ред.). Кино не без погрешностей и ошибок, но это крайне важное высказывание с точки зрения того, что авторы попытались поговорить о том, как люди оказались по разные стороны баррикад. Это весьма сильное высказывание о важнейшей странице нашей истории. Достойно!
Для нас для всех близка эта тема – и для украинцев, и для русских: простая семья на фоне горящего Дома.
Плюс назову ещё два фильма – "Снегирь" (Бориса Хлебникова – ред.) и "Праведник" (Сергея Урсуляка – ред.). Смотреть, в общем-то, можно.
– Платон, давайте теперь поговорим о музыке. Песня, исполнитель, альбом, другое музыкальное произведение? Что вы отметите?
Музыка вернулась в прошлое. Девяностые опять рвут всех. Я делал свою программу "Игра в классики" к пятидесятилетию [Михаила] Горшенёва: что тут сказать – "Король и шут" вернулся и сделал всех. Вот что такое самобытность.
И успех "Чебурашки", о котором мы говорили, и успех "Короля и шута" – это соединение всех западных механик и некого самобытного материала.
И дело не только в сериале, ведь, смотрите, что происходит с возрождённой группой "Кино", с голосом [Виктором] Цоя: на концерты не попасть, все их слушают. К моей дочке подружки пришли на день рождения, им по десять лет, трое из них слушают Цоя!
Касательно интересных релизов: я люблю рок-музыку, но ничего интересного особо тут не увидел. Было приятно, что вышло два посмертных издания Петра Мамонова. Колоссальный исполнитель!
Старики, которых мы когда-то слушали, видно, что постарели. Вот как получается: мертвые по-прежнему звучат, а живые – не очень. Я вырос на [Борисе] Гребенщикове**, отношусь к нему с пиететом, но последний альбом… Если ты идешь, иди до конца. А тут "если б ты был холоден или горяч, но ты не холоден и не горяч".
Новый альбом [Юрия] Шевчука мне музыкально не зашёл – слабо сделано. [Сергей] Галанин, [Дмитрий] Ревякин что-то записывали, но не впечатлило.
  - РИА Новости, 1920, 15.08.2023
Гений и рок. 33 года назад погиб Виктор Цой15 августа 1990 года Виктор Цой, фронтмен и автор песен культовой группы "Кино", погиб в автокатастрофе в Юрмале (Латвия). В те дни он работал над новым альбомом, который вышел уже после гибели Виктора. Цою было всего-то двадцать восемь лет
В рэпе я хуже ориентируюсь, но, однозначно, прозвучал новый альбом "Каспийского груза" – сорокалетние ребята учат молодых, как надо читать рэп. Жёсткие парни, конечно. Кстати, тоже там отсылка к прошлому – главный хит альбом основан на песне "На белом покрывале января".
Дельфин записал новый альбом – но это тоже как-то неярко. Кстати, весьма и весьма востребованный винил, за которым бегали коллекционеры – первый альбом Децла (Кирилл Толмацкий). Представьте: переиздали на виниле все эти "Вечеринка у Децла", "Слёзы" – и ведь зашло; тоже примета времени.
Важная мысль: люди перестали слушать музыку, они только смотрят на то, какую систему взглядов поддерживает артист.
Касательно западного: конечно, важно сказать, о выходе первого за 18 лет нового альбома Rolling Stones – отличный альбом. У него один минус: он записан для соцсетей и плохо звучит на виниле. И мне очень понравился новый альбом группы Foo Fighters “But here we are” – прекрасная рок-н-рольная пластинка, которая показывает, что в нашем мире, чтобы сделать что-то стоящее, нужно обязательно перенести горе и потери. А Дэйв Грол потерял маму и лучшего друга.
И, конечно, в этом году всех сделал господин Пол Маккартни. С Beatles началась современная музыка, на Beatles она и закончилась: главная песня этого года – песня, написанная с применением нейросетей – Nowand Then. Маккарти восстановил голос [Джона] Леннона, и это – главная песня этого года.
Был скандал с группой The Weeknd, которую придумала нейросеть. Это – наше будущее: творчество непосредственно от людей будет уходить. Мы находимся в конце человеческого творчества, и теперь всем рулить будут машины.
– Давайте тогда поговорим о литературе…
– С литературой все совсем плохо. Она где-то на обочине. Вы меня неслучайно спросили про кино раньше, чем про литературу: кино, хотя бы, ждут.
Русская литература замкнулась на скандалах: этого отменить, этого запретить, этот иноагент, книги изъять, всех оштрафовать, бороться с ЛГБТ*.
А где, собственно, литература?
Может, литературе нужно вспрыснуть немного репрессий, чтобы к ней снова пробудился интерес?
Тоже итог года: на "Авито" продают книги, которые никому не были нужны, их все можно скачать в интернете, а теперь их запретили, и они в бумажном вид продаются за 5-6 тысяч. Потихоньку появляется спрос на запрещенку, и, возможно, это может как-то пробудить спрос на литературу.
Все вертится, опять же, вокруг политики: главным писателем признали Захара Прилепина. [Евгений] Водолазкин опять получил награду за большую книгу – видно, больше некому давать. Все очень скучно.
Но я для себя открыл отличных новых авторов: Андрей Пиценко и Юрий Лунин. Я радуюсь, что такие ребята есть и пишут, несмотря на весь этот безумный цифровой век. Их никто не знает, но они хорошие русские писатели.
А если мы говорим о какой-то актуальности: я когда-то очень не любил Мишеля Уэльбека, а сейчас понимаю, что, наверное, главный писатель сегодня – он. Не лучший, но наиболее актуальный.
– Платон, наш разговор все больше доказывает ваш тезис о том, что все крутится вокруг политики и скандалов, и рассмотреть за всем этим интересные произведения искусства – сложно. А какие скандалы в культурном мире стали в этом году знаковыми, с вашей точки зрения?
– Их несколько было. То, о чем мы говорим – не культура, это масскульт. И в России он сейчас – один сплошной скандал, который, как паззл, состоит из разных скандалов.
Я не хочу комментировать Бориса Акунина (Георгий Чхартишвили)** и Дмитрия Быкова*** – я себе дал слово, что их комментировать не буду. Но некоторые вещи, которые они говорят… Как им такое вообще в голову приходит, если они считают себя русскими писателями?.. [Пётр] Чаадаев же до такого не додумался.
"Слово пацана". Культурная сенсация 2023 годаСамым резонансным культурным событием года объективно можно считать сериал Жоры Крыжовникова "Слово пацана. Кровь на асфальте". Во всяком случае, по масштабу интереса, скандала и дискуссии
В театре – постоянные скандалы. В кинематографе – тоже. В литературе – скандал на скандале с ЛГБТ*.
Ну и скандал, венчающий этот год – конечно, "голая вечеринка" Настасьи Ивлеевой, Филиппа Киркорова, Лолиты [Милявской] и так далее. По факту, эта вечеринка высветила большой передел поляны, потому что мы понимаем, что сейчас будет расчищаться место под правильных артистов. А во-вторых, высветила печальнейшее состояние наших селебрити и их отрыв от реальной страны и ее населения.
*Организация запрещена в РФ
**Внесен Росфинмонитоингом в список экстремистов и террористов
***Выполняет функцию иноагента в РФ
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала