Мир "Великого кольца": легенда о Брахме и Мохини - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": легенда о Брахме и Мохини

Читать в
ДзенTelegram
Эта легенда появилась в индийской части романа Иван Ефремова "Лезвие бритвы" со ссылкой на Брахмавайварта-пурану (одна из священных книг индуизма). При всём интересе Ивана Антоновича к индийской мифологии и философии, этот фрагмент скорее играет роль нравоучительной притчи, а не справки по мифологии.
Текст, в передаче Ефремова, выглядит так:
"Мохини загорелась неистовой страстью к Брахме, но он не заметил её, погруженный в раздумье, и прошёл мимо. Мохини была в отчаянии, перестала есть, забыла всех любовников, только и думала о Брахме. Подруга её, тоже прекраснейшая из апсар, Рамбха, посоветовала упросить бога любви и страсти Каму помочь Мохини. Кама привел её на небо Брахмы, и она очаровала его. Однако он быстро охладел и удалил от себя апсару, пытаясь её уговорить отказаться от любви. Мохини молила его не отвергать её, но Брахма сказал, что углублен в созерцание глубин мира и Мохини его не интересует. Тогда апсара разгневалась и прокляла Брахму за то, что он высмеял её, когда она искала у него прибежища любви. Мохини возвестила Брахме, что его теперь не будут почитать, как других богов. И действительно, высший бог Тримурти не пользуется в Индии до сей поры таким почитанием, как многие, даже низшие в пантеоне божества.
Мир "Великого кольца": теория красоты
Брахма, под впечатлением проклятия апсары, пришёл к Вишну, и тот сильно порицал его. Он указал Брахме, что, зная Веду, ему должно быть известно, что он совершил преступление, худшее, чем убийца. Женщины есть пальцы природы и драгоценности мира. Мир Брахмы должен быть миром радости, а он зачем-то укротил свою страсть. Если женщина воспылает любовью к мужчине и придёт к нему, мечтая отдаться, то он, даже не испытавший к ней прежде страсти, не должен отвергать её. Иначе он навлечет на себя несчастья в этом мире, а после смерти подвергнется карам испорченной Кармы во многих будущих жизнях. Мужчину не осквернит связь с женщиной, добровольно ищущей его любви, даже если она замужем или лёгкого поведения".
Комментарий для единожды рождённых*:
Апсары – индийский вариант нимф (духи воды и облаков), небесные танцовщицы и куртизанки.
Брахма – бог – творец Вселенной в индийской мифологии.
Вишну – бог – хранитель Вселенной.
Тримурти – три главных бога индийского пантеона: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.
Кама – бог любви, вооружённый цветочным луком.
Смысл нравоучения
Притча эта потребовалась Ивану Антоновичу в целях сугубо личных.
Его образ жизни (открытое двоежёнство и т.п.) даже по нынешним временам выглядит несколько… своеобразным. А уж по тем временам…
Кстати, по тем временам тоже не всё было однозначно. Трудно поверить, что Ивана Антоновича не пропесочивали в разных инстанциях за ненадлежащий образ жизни. Полагаем, что тут сыграли свою роль три момента.
Во-первых, понятно, что сексуальная революция 20-х годов затронула на порядок меньше людей, чем такая же революция 90-х. Понятно и то, что в сталинские времена революционные моды трактовались как распущенность. Тем не менее, и в 50-е и, особенно, в 60-е годы такие артефакты 20-х как Ефремов выглядели ностальгично – как дом в стиле раннего конструктивизма в окружении сталинского ампира.
  - РИА Новости, 1920, 15.10.2022
Мир "Великого кольца": женщины Торманса
Во-вторых, всё же ещё не наступили благословенные времена брежневского "застолья", когда доктор наук и профессор должен отчитываться о своей личной жизни перед правлением гаражно-строительного кооператива (фильм "Гараж" был снят в 1979 году, Ефремов умер в 1972). "Гараж" это, конечно, комедия, но автор статьи застал ещё времена, когда вопросы о супружеской неверности ставились на заседаниях партийных и комсомольских комитетов…
В-третьих, вольную в отношении противоположного пола жизнь вёл не только Ефремов, но и многие представители номенклатуры. В Киеве ещё и в 90-е годы ходили слухи о потрясающих успехах Леонида Кравчука в "работе с женским активом столицы".
В общем, ссылаясь на входящую тогда в моду индийскую философию, Ефремов оправдывал свои сексуальные практики, далёкие от общепринятой морали. Интересно, что рассуждения Маркса и Энгельса на ту же тему (пресловутая "общность жён" в "Манифесте коммунистической партии") он не использует – тут точно можно было нарваться. А вот апелляция к преданьям старины глубокой, к тому же – из мифологии дружественной страны, была простительна.
Мифологический аспект
Вообще Брахмавайварта-пурана – интереснейший документ. Она написана в XV-XVI веке и демонстрирует изменение индуистской мифологии.
Изначально она напоминала классическую греческую. Верховным божеством (раджей богов) был бог грома и молнии Индра. Брахма и Шива, обладая большим могуществом, занимали положение если не подчинённое, то отстранённое. В общем, древнеиндийский пантеон представлял силы природы.
Вишну, видимо, был божеством сравнительно позднего происхождения и связан с непосредственной жизнью людей на земле. Кришна изначально был его аватаром (воплощением для посещения Земли), а позже, в кришнаизме, стал верховным богом, а Брахма, Вишну и Шива – его воплощениями. В Брахмавайварта-пуране Кришна уже фигурирует как верховный бог – бхагаван.
Не удивительно, что Вишну, младший из Адтьев (дети Адити – матери богов), делает выволочку самом Брахме – создателю Вселенной за неправильное отношение к женщине. Образ создателя мира явно пережил сильную инфляцию. Кажется мир был сочтён недостаточно совершенным…
Мир "Великого кольца": Ефремов и гендерная лингвистика
Ну и самое интересное: Мохини – не апсара. Это женское воплощение самого Вишну. В этом свете конфликт приобретает совсем другую окраску – Вишну сам спровоцировал Брахму и сам же его отчитывает. То ли он посредством Мохини пытается получить над ним власть, то ли пытался ухитить у него какую-то ценность. Аналогичная сценка присутствует в "Шримад Бхагаватам" – там жертвой манипуляций Мохини становится уже Шива.
Трудно сказать, знал ли эти детали Ефремов, но при таком подходе к делу его рекомендации всегда идти навстречу влюблённой женщине выглядят неоднозначно. Откуда вы знаете, она правда влюблена или хочет от вас что-то получить, своей ли корысти ради или волею пославшего ея, ну, допустим, Вишну?
* Дваждырождёнными ("двиджа") в Индии называют членов высшей варны – брахманов (священнослужителей), получающих второе рождение в ходе обряда упанаяны.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала