Аким Апачев: У нас два врага на культурном фронте — коварные снаружи и юродивые внутри - 23.12.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аким Апачев: У нас два врага на культурном фронте — коварные снаружи и юродивые внутри

© из личного архиваАким Апачев интервью
Аким Апачев интервью
Читать в
ДзенTelegram
Донбасс становится стержнем, наковальней, культурным и смысловым сердцем России. Тем артистам, которые хотят искренне, от души написать о происходящем, нужно побывать в освобожденных регионах и увидеть все своими глазами, считает военный корреспондент и рэп-исполнитель Аким Апачев.
Об этом он рассказал в интервью Украина.ру.
— Аким, в СМИ вас называют «героем культурной войны ЛДНР». Что это такое — культурная война? Какие ее ошибки и достижения? Кто бойцы нашего культурного фронта?
— К героям себя не отношу, сразу отмечу. Насчет моего вклада в эту культурную войну, как вы ее называете, и войну смыслов, войну аполлонов, как называю ее я, объективную оценку даст только время.
Мы в этом всем обязательно должны отличать истинное от кажущегося, быть, а не казаться. Есть люди, которые реально сопереживают, которые с 14 года в этот «культурный окоп» нырнули, как то: Юлия Дмитриевна Чичерина, Джанго (Алексей Поддубный. — Ред.), [Вадим] Самойлов. Те, кто поддерживал нас не с 24 февраля, а планомерно, на протяжении всего времени. Это и [Григорий] Лепс, и [Олег] Газманов.
А есть и другая категория людей: которые 24 февраля вдруг резко себя почувствовали патриотами. Конечно, народ им не верит, их не слушают, а слушают тех, кто поступательно, планомерно стоит на том, на чем стоял с 2014 года. Я отношу себя к этой категории людей. Мое внутреннее содержание не изменилось, мне не пришлось что-то выдумывать, становиться ультра-патриотом. Я всегда таким был. С 14 года я свой путь избрал, на нем и стою.
Музыкой я начал заниматься не так давно, до этого я занимался военкоровской деятельностью, мы снимали документальные фильмы, выпускали комиксы — в общем, я на этом фронте давным-давно. Мотивируюсь я не какими-нибудь темниками, спускаемыми из «одной из башен Кремля», мои песни — это мое внутреннее содержание, я правда так вижу окружающий мир, так его видят и мои друзья.
— Кто находится по другую сторону культурного фронта? С кем вам приходится воевать на уровне культуры, музыки?
— Надо понимать, что у нас есть две линии фронта. Одна линия фронта — это наш внешний противник, наш враг идеологический, и реальный враг на поле боя — украинская сторона. Надо отметить, что это сильный, коварный, мотивированный, хитрый враг. С ним, пожалуй, самое главное сражение.
Но вместе с тем не надо забывать о враге внутреннем. Так уж сложилось, что мы наплодили здесь юродивых в огромном количестве. Я имею в виду всех этих артистов, которые просто использовали нашу страну как ресурс, просто зарабатывали здесь какие-то колоссальные деньги, а когда родине нужна была помощь, они развернулись, и кто куда стремглав кинулись. Туда им и дорога.
Процесс самоочищения. Я думаю, мы сначала должны убраться у себя внутри, у себя дома, на своем рабочем месте, у себя в квартире, у себя в подъезде, у себя на улице, а потом уже двигать на это самое важное боестолкновение — идеологическое — с новым украинским террористическим государством.
— Вы говорите о террористическом государстве, но также вы много раз подчеркивали недопустимость оскорбительных слов, оскорбления по национальности, и тем не менее нечистоплотные лидеры общественного мнения позволяют себе еще и не такое. Ненависть не оружие?
— Важно понимать, когда люди говорят эти не очень хорошие слова, они говорят это по-разному. Есть люди, которые сидят дома на диване — «диванные эксперты» — и искренне ненавидят все, что отличается от них. Если я от такого человека слышу слова вроде «хохол» и так далее, это вызывает, конечно же, гнев и негодование.
Есть другая категория людей, у которых фронт — вот он, недалеко, тут бурлят страсти, все только разворачивается, кто-то теряет друзей, кто-то теряет близких. Поэтому ярость благородная просыпается, и она принимает такие формы.
Важно понимать, кто это говорит. Со стороны может показаться, что это политика двойных стандартов, но, мне кажется, что кто-то имеет право иногда использовать такие термины, а другому стоит задать вопрос: почему ты используешь такие слова, сидя дома, у себя на диване?
— Вы переделали лемковскую песню «Пливе кача по Тисині», (плывет утка по Тисе. — Ред.) которую ранее сделали гимном Майдана. У вас там есть строчка «я також забираю мову» (я также забираю (украинский) язык. — Ред.). Что вы имеете в виду? Как его забрать? Как разделить в сознании людей язык и идеологию?
— В этой песне я всего лишь хочу сказать, что нам нужно вернуть украинскую мову, или то, что мы называем украинской мовой (так как в некоторых документах она называется «руськой» мовой); я настаиваю, что мы должны просто вернуть ее в лоно русской культуры. Мы просто должны понимать, что это часть большого русского мира. Многие превратно понимают, что я хочу сказать. Думают, что я хочу, чтобы завтра в русском Мелитополе начали менять вывески на украинскую мову, нет, я на этом не настаиваю.
Более того, в каждом населенном пункте нашей новой большой России, нашего юга молодого, важно понимать, русскоговорящее ли население. Например, в Мелитополе это ясно по обилию русскоязычных вывесок. Несмотря на такое сильное внедрение украинской мовы рынок нам позволяет оценить реальную картину. Важно понимать, я не хочу, чтобы что-то силой насаждали.
Пример Крыма — прекрасная тому иллюстрация. Если кто-то хочет изучать украинскую мову — пожалуйста, пусть изучает, пусть песни учит. Понятно, что с техническими терминами у украинской мовы проблемы, но язык песен, язык разговорной коммуникации у нас должен быть, мы должны о нем помнить.
Тут важно понимать, что сейчас просто время такое. Я не хочу воинственно продвигать свой взгляд, интерполировать свой философский подход на все наше богохранимое отечество. Я понимаю, что у многих это вызывает отторжение, тем более что этому отторжению есть физическая подоплека. В принципе, у них получилось сделать украинский язык антироссийским, и с этим надо бороться. Процесс небыстрый, но рано или поздно враг будет разбит, и нам нужно будет проанализировать.
Я просто хочу сказать, что есть другой взгляд, другой подход. И, слава богу, я вижу отклик в высших эталонах власти, в том числе наш главнокомандующий говорит о том, что украинский народ и русский народ — это один народ и у нас идет гражданская война. Это говорит о том, что украинська мова нам не враг, наш враг — идея, с которой мы боремся.
— По поводу украинских песен, музыки в Донбассе. В одном из интервью вы рассказывали, как Моторола (Арсений Павлов) слушал песни «Океана Ельзи», что вызывало удивление. Какие еще украинские музыканты звучат? Изменилось ли к ним отношение?
— Да, это все знают. Моторола очень любил разнообразную музыку, да и не только он, а процентов 20 наших ополченцев слушали «Океан Ельзи» и другую украинскую музыку. Было занятно наблюдать, как его останавливали на посту ополченцы: проезжает машина с украинскими песнями, оттуда выходит Моторола, и ты попробуй ему что-то скажи — это Моторола, герой Русского мира.
То, что в 14 году возникло в Донбассе, — это какая-то уникальная среда. Нас, жителей Донбасса, которые сейчас стали частью России, очень сложно понять так называемым «скрепным» людям в самой России. Если уж так романтизировать и поэтизировать, мне кажется, что можно сравнить с прекрасной картиной «Матрица»: Донбасс становится той частью уравнения, которая, при вписании его в матрицу Русского мира, поменяет его изнутри. Тот случай, когда это небольшое уравнение сможет изменить всю нашу большую Россию к лучшему.
Поэтому, для меня важно говорить о том, о чем думает мой город (Мариуполь. — Ред.), о чем думают мои друзья, мои близкие, которые не вчера встали в этот строй плечом к плечу, не 24 февраля, а стоят на этом уже 8 лет. Вот уже девятый год продолжается эта война.
— В контексте «Океана Ельзи», такой общий, исторический вопрос: как отделять личность творца от его творчества? Мы же все знаем, что за личность Святослав Вакарчук.
— При всем при том, что «Океан Ельзи» слушают в Донбассе, а он прекрасный художник, надо не забывать, что он наш враг. Я не говорю, что нужно завтра звонить Вакарчуку и признаваться ему в вечной любви. Нет, естественно, это наш враг, но врага можно уважать. Вакарчука я уважаю за последовательность. Он искренне верит в то, что он делает, искренне сопереживает происходящему. Тем интереснее, что он скажет, когда эту войну мы выиграем.
Я считаю, что я должен ему оппонировать, что я и делаю. Когда выходит «Пливе кача», за несколько дней до этого выходит «Місто Марії» (город Марии. — Ред.) Вакарчука. Он представляет свой взгляд, я представляю свой. Мне кажется, у меня даже лучше получилось, чем у него.
Так что да, это мой фронт, я с ним борюсь. И не только с ним, есть много внутренних врагов, таких как «Каста», Влади (Владислав Лешкевич. — Ред.) и прочие, которые откровенно русофобские нарративы продвигают. Но это не значит, что я не уважаю противника.
Мне нравится подход, который сейчас исповедуют ЧВК «Вагнер»: да, мы боремся с этим врагом, но мы должны его уважать. Это не значит, что мы его простим и примем в свои объятья, мы с этим врагом боремся до победного конца, но при этом даже бороться с ним можно без глупой ненависти.
— Какая музыка в целом больше всего нужна и актуальна во время СВО? И в Донбассе, и в России в целом?
— Нужна хорошая музыка. Я сейчас не буду теоретизировать по жанрам, по настроению песен. Мне кажется, что важно, чтобы песня была написана от души, человеком сопереживающим. Когда человек не нашего круга, не из Донбасса, старается мимикрировать под нас, он очень старается, ему пишут хорошую песню, хороший текст, но все равно это выглядит несуразно.
Надо писать от души, описывать окружающую реальность, то, что тебя реально касается. Я поэтому настаиваю, чтобы все патриотические артисты, как бы я к ним не относился, я хочу, чтобы они реально съездили в Донбасс, и посмотрели на все своими глазами. И не только Донбасс, у нас есть еще прекрасный Юг России — Запорожская область, Мелитополь, Бердянск, Херсонская область. Человек должен посмотреть своими глазами, пообщаться с ребятами — пусть не на передовой, пусть где-то в госпитале, посмотреть в их глаза, и потом уже описать это в своих песнях, своих произведениях.
Я ратую за то, чтобы это было искренне, а не отработка повестки. У нас очень много сейчас мимикрирующих под патриотов. Более того, их будет становиться еще больше. Но мой личный подход в том, что каждый артист должен пройти через это «чистилище» и потом уже дать оценку через свои песни.
Я не хочу обвинять отдельно культуру, потому что культура — отражение элит. Сами культуры внутри российского государства на протяжении восьми лет старались делать вид, что ничего там не происходит. Донецк обстреливали с какой-то периодичностью все это время. Сейчас, конечно, гораздо более интенсивно, сейчас какой-то ад творится в Донецке. Но даже в 17–18-х годах Донбасс просто выпал из информационной повестки.
То есть элитные группы старательно делали вид, что ничего там не происходит, давайте просто жить дальше, просто наслаждаться жизнью, праздно шататься и предаваться плотским утехам. Но, время все расставляет по своим местам, и, понятное дело, это был неправильный путь. Поэтому теперь многие негодуют: как мы оказались в таком моменте времени?!
Почему Донбасс становится наковальней, почему Донбасс становится сердцем России? Да он и был на протяжении восьми лет культурным, смысловым сердцем России. Я напомню, что в 14 году огромное количество русских добровольцев, настоящих пассионариев гумилевских, поехало в Донбасс. И сейчас Донбасс становится этим стержнем, потому что люди кременные, люди сильные в Донбассе. Но я хочу отметить, что этих людей не было бы, если бы не импульс добровольческий русский.
Именно русские добровольцы спасли русский Донбасс в 14 году. Иначе нас бы уничтожили, был бы геноцид. Я просто видел, что происходило в Мариуполе: просто зашли в город и началась этническая чистка. Всех, кто поддерживал наш порыв на самоопределение, хватали и увозили в эту «библиотеку» в мариупольском аэропорту, где проходили пытки, где людей называли «книжками», потому что их на дыбе растягивали, и они иногда рвались пополам, буквально. Сейчас Следственный комитет Российской Федерации проводит процесс эксгумации, там огромное количество, в том числе, моих друзей захоронено. Это погибли те, кто поддерживал право на самоопределение. Это не были люди с автоматами.
Донбасс восстал в ответ на переворот, который происходит в Киеве в 14 году, это наш ответ был. Поэтому, если бы не русские добровольцы, нас бы не было, нас бы стерли. Поэтому сейчас Донбасс возвращает долг большой России.
— Расскажите о премьере песни «Мы».
«Вы читали нам глупые сказки
Ставили грязные пресные пьесы нам
Одурманили лживыми баснями
Накачали похабными песнями
Вы купались в реке изобилия
И забыли за родины образа
Вакханалия стала идиллией
Наплодили юродивых за глаза
Но настало время других пород
Нам и капища, и святилища
Мы идем, и глубинный идет народ
Очищением через чистилище…»
«Мы» — это попытка разобраться, что происходит у нас, понять, что делать дальше, попытка внутри навести порядок. Потому что с этим хаосом внутри невозможно достичь внешних побед. Пока мы не разберемся внутри, не выстроим правильную идеологическую повестку, не возьмем метлу и не выметем с улицы все ненужное, нам сложно будет перестроиться на победу внешнюю. Потому что победа начинается у нас дома, а дальше уже — на фронтах.
Какие у вас творческие планы на ближайшее время?
Пишу много. В начале года выйдет альбом, скорее всего, он будет называться «Гуляй-поле». Сначала мы сделаем презентацию в Москве, где покажем акустические версии многих песен из альбома, обкатаем программу, а дальше уже поедем туром в новые регионы, в Донецк, Мелитополь, Луганск, конечно же, в Севастополь. Поедем в Белгород, Брянск, в общем, в те места, которые сейчас испытывают тяжесть времени, чтобы поддержать их своими песнями. А потом уже, конечно, и Питер, Москва — отправляемся в большой тур.
  - РИА Новости, 1920, 10.12.2022
Я остаюсь, чтобы жить. Артисты, оставшиеся с Россией, и бросившие ееС начала СВО российский мир культуры и искусства разделился на тех, кто, критикуя власти и страну, уехали из России, и тех, кто остался на родине, выступает перед военнослужащими и поддерживает спецоперацию.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала