Схематоз "на военных рельсах". Эксперты о том, что скрывает национализация украинских предприятий - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Схематоз "на военных рельсах". Эксперты о том, что скрывает национализация украинских предприятий

© РИА Новости . Евгений Котенко / Перейти в фотобанкЗдание офиса компании "Укрнафта" в Киеве.
Здание офиса компании Укрнафта в Киеве. - РИА Новости, 1920, 09.11.2022
Читать в
ДзенTelegram
Крупнейшие предприятия нефтяной и оборонной отрасли Украины национализированы. Об этом сообщил Владимир Зеленский. Пояснение дал премьер Денис Шмыгаль: «Акции пяти стратегически важных предприятий Украины были принудительно отчуждены в собственность государства. Соответствующее решение было принято по итогам заседания Ставки Верховного Главнокомандующего. Речь идет о предприятиях "Укрнефть", "Укртатнефть", "Запорожтрансформатор", "АвтоКрАЗ" и "Мотор Сич"».
«Продукция, производимая указанными предприятиями, критически необходима для наших Вооруженных сил и энергетического сектора, — продолжил Шмыгаль свои пояснения. — Они должны обеспечивать оборонные потребности государства в военное время. Уже работавшие предприятия получат больше заказов и больше гарантий от государства относительно производства продукции. Работа предприятий, которые на сегодняшний день не функционировали, будет возобновлена. Работники вернутся в производственный процесс. Украинская экономика сегодня на военных рельсах».
Все эти предприятия ранее принадлежали олигархам Коломойскому, Жеваго, Григоришину, Богуслаеву. Эксперты сошлись в едином выводе: государство национализирует убытки, а народ оплачивает долги олигархов.
Народный депутат Александр Дубинский объяснил, что не так с национализацией на Украине:
«Вчера несколько компаний: "Мотор Сич", "АвтоКрАЗ" и "Укртатнефть" передали в управление Министерства обороны, иными словами — национализировали. Цель на первый взгляд вполне благородная: эти компании должны работать на государство в условиях военного времени, так как там производят стратегически важную продукцию, необходимую для победы над агрессором. Правильная и важная тема, если бы не несколько но. Например, постоянные отключения электроэнергии говорят о том, что ряд энергетических компаний не справляются с поставленной задачей: ремонтами, обеспечением адекватного функционирования сетей, собственно, самой работой компаний по производству электроэнергии. Также они не могут обеспечить украинцев украинским газом и украинским углём. Но почему-то энергетические компании никто не национализирует. Никто не национализирует и областные газовые компании, которые формируют завышенную стоимость газа для населения. Никто не национализирует ТЭЦ, которые завышают цены на тепло и не отдают в госуправление облэнерго.
При этом национализируется "Мотор Сич", которая, по большому счёту, должна была быть давно продана или американцам, или китайцам. И компания "АвтоКрАЗ", которая находится в залоге у Фонда гарантирования вкладов, потому что её владелец Константин Жеваго задолжал вкладчикам его банка, и имуществом "АвтоКрАЗа" должны компенсировать их потери. А "Укрнефть" в принципе контролируется государственной компанией "Нафтогаз Украины". Возникает вопрос: если государство контролирует добычу газа и нефти на Украине, нанимает менеджмент, который получает огромные зарплаты, почему нужно что-то национализировать? И самое главное, почему никто не национализирует наш внешний и внутренний долг? Ведь мы находимся в состоянии войны и это даёт возможность национализировать и списать все долги».
Открытое акционерное общество Мотор Сич в Запорожье - РИА Новости, 1920, 08.11.2022
Национализация и выборы. Вечная украинская парадигма — отобрать, чтобы избраться
Журналист Сергей Лямец предположил, что эта национализация дурно пахнет и напоминает коррупционную схему:
«Почему это очень напоминает некий схематоз. 1. В пользу государства изъяты не имущественные комплексы, а акции. То есть государство может получить акции, но не получить имущество. И еще. Даже если имущество. Насколько я знаю, "Укртатнафта" уничтожена из-за попадания российских ракет. На какой хрен Минобороны хочет взять эту кучу железок? Где перерабатывать нефть, поступающую из "Укрнефти"? Что касается "КрАЗа", Жеваго уже столько раз перекидывал имущество с одной прокладки на другую, возникает вопрос: а что именно получит государство?
2. Очень интересно, по каким правилам проводилась оценка, будут ли компенсации. По закону "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения", собственник имеет право получить компенсацию прямо в момент изъятия. Причем, сначала предварительное полное возмещение, а впоследствии — следующую полную компенсацию. Чем они отличаются — не знаю. Как именно оценили эти пять предприятий — неизвестно. Так ли будет — не знаю. Но не удивлюсь, если господину Коломойскому, в частности, из бюджета отстегнут значительную сумму денег. А господам Богуслаеву или Жеваго ничего не дадут. 3. Здесь г-н Данилов говорит, что после окончания войны предприятия вернут владельцам. Ой-ой. А если в "Укртатнафту" прилетит еще российская ракета? А если возвращать "Мотор Сич" — то кому? Китайцам? Богуслаеву? Может быть, россиянам сразу. Так что все это может быть только ради того, чтобы выплатить компенсацию из бюджета.
Возможен также другой вариант: всю схему сделали так, чтобы отобрать по беспределу. Но тогда ситуация очень плохая. Потому что Владимир Зеленский продолжает ловить лайки и создавать проблемы для будущих поколений. Если окажется, что это схематоз, Кто будет строить бизнес на Украине? если завтра к тебе придут ребята из Офиса? Скажут, что по закону военного времени нужно забрать у тебя компанию. Если даже у Жеваго с его возможностями могут отобрать, то у мелкого фермера или владельца магазина тем более. Здесь уже возникает вопрос уважения к закону, который у Зеленского отсутствует с самого начала. Хочет — санкции лупит, хочет — гражданство предоставляет в нарушение закона. Не удивлюсь, если Коломойский намеренно отдает свои акции в "Укрнафте" и "Укртатнафте", но продолжит управлять этими компаниями через своих людей в Фонде госимущества или Минобороны. Еще и компенсацию получит».
Экономист Александр Гончаров уверен, что олигархи в минусе не останутся, а все оплатит бедный украинский народ: «Кризис в энергетическом секторе нарастает, рынки лихорадит, куда ни кинь — безденежье. Из-за ракетных ударов РФ обрушено не менее 40% объектов энергетики, экспорт украинских промышленных товаров сократился на 51,4%. Премьер-министр Денис Шмыгаль уже заявил: "Украине потребуется более 55 млрд долл. США макрофинансовой помощи в следующем 2023 году". Всё очень зыбко и неопределенно.
Зеленский
Зеленский объяснил, зачем забрал "Укрнафту" у КоломойскогоВладимир Зеленский заявил, что решил принудительно изъять у украинских бизнесменов активы ряда стратегических компаний для поддержки армии
Ну а при отсутствии национального рынка совместного инвестирования, где внутри страны брать деньги для поддержки украинского бизнеса, чтобы хоть как-то наполнять за счет налогов доходную часть госбюджета? А для крупных промпредприятий главное — это удержаться на плаву в следующем 2023 году, который, по мнению ведущих экспертов, будет еще более трудным и сложным, чем нынешний.
В принципе, для этих целей есть два источника: капитал местных олигархов и деньги украинских налогоплательщиков. Но, как мы знаем, на Украине традиционно все экономические проблемы решаются за счет налогоплательщиков.
Вот и в этот раз изощренный ум олигархов нашёл изящное решение: вначале объявить национализированными активы олигархов Коломойского и Богуслаева, Григоришина и Жеваго (эти активы получили статус военного имущества и переданы в Минобороны). А затем, спустя несколько часов после такого громкого решения властей, нам спокойно сообщили, мол, по завершении военного положения эти же украинские активы могут быть возвращены прежним собственникам, либо им будет выплачена компенсация.
Кому еще не ясно, что компенсация будет выплачена из карманов рядовых налогоплательщиков?»
Экономический аналитик Александр Крамаренко осторожен в прогнозах: «Я не готов вот прямо сейчас комментировать последствия национализации целого букета предприятий ("Укрнефть", "Укртатнефть" — Кременчугский НПЗ, ЗТР — Запорожтрансформатор, "Мотор Сич" и "АвтоКрАЗ"). Потому что пока ничего не ясно ни с процедурой, ни с дальнейшим корпоративным управлением. Опыт указывает, что национализация создает возможности для приватизации прибыли (реальной) конкретными пацанами и девушками, а также для национализации убытков (искусственных) — конечно, за счет налогоплательщиков (нас всех). Но что-то мне подсказывает, что в этот раз может быть не так. И я на это "не так" очень надеюсь, в том числе по причине присутствия взрослых сейчас рядом с отечественным правительством. Итак, посмотрим. Некоторые из этих предприятий уже почти лежали полумертвые и имеют важное стратегическое (военное) значение (как "АвтоКрАЗ", "Мотор Сич"). Вопли об интересах акционеров всех этих пяти предприятий считаю уместными. Акционерам этих предприятий следует объединиться и начать переговоры с государством. Доводы, что акционеры не спасли предприятия от упадка, — ошибочны, потому что акционеры разные и возможности их, согласно украинскому законодательству, разные. Например, мелкие просто овцы, которые должны были быть пищей для крупных, — так решил отечественный законодатель еще в начале 2000-х и неоднократно подтвердил позже. Достаточно вспомнить тему о принудительном выкупе мелких пакетов акций держателями суперконтрольных пакетов. Поэтому и отношение к интересам разного класса акционеров должно быть разным, я считаю. Что еще? Будем смотреть. 2022 год все они закончат с убытком — это бесспорно. А вот уже результаты первого квартала следующего будут информативными для понимания настоящих целей и намерений».
Аналитик Евгений Истрибин потрясен, что миллионы граждан опять обмануты государством:
«Чтобы вы понимали масштаб. Укрнафта имеет 54 млн акций.
50%+1 принадлежит Нафтогазу.
42% принадлежит Коломойскому.
8% находятся в свободном обращении на бирже.
Последние сделки проходили по 230 грн за акцию.
Цена пакета 8% примерно 1 миллиард гривен.
Эти акции держали частные лица, граждане Украины, часть — была в собственности иностранных инвесторов, часть акций держали пенсионные фонды. А теперь все акции принудительно изъяло государство. Под лозунгом борьбы с Коломойским, государство обворовало простых граждан. Просто взяло и забрало акции. Правоохранительная система у нас не просто дохлая, от нее уже давно трупный смрад идет. Так теперь еще и само государство, просто взяло и конфисковало у простых граждан эти акции. Заявления Данилова, просто противно слушать. Про компенсацию владельцам акций, какой-то словесный понос без указания нормативно-правовых оснований. Просто понос. А активов государство тупо изъяло на 1 млрд грн. Если Коломойский виновен, так судите его, почему из-за власти, должны страдать частные граждане. Открывайте уголовные дела на Коломойского, доказывайте его вину в суде, сажайте его под стражу. Я просто в шоке, от того, насколько тупое решение было принято. У меня нет слов».
Эксперт по нефтерынку Сергей Куюн не понимает решения о национализации топливных гигантов:
«Зачем государству нефтяные активы? Государство установило контроль над "Укрнафтой" и "Укртатнафтой". Долго я думал, что это было? Насколько я понял, об этом вчера все думали. А главное, что лично я для себя ответа пока не нашел. Главную преамбулу определил премьер Шмыгаль: компании будут работать на государство 24/7. Это хорошо, с этим не поспоришь. Распорядитель имущества — Минобороны. Правда, в новоназначенных наблюдательных советах обоих предприятий по оборонному ведомству нет ни одного представителя. Хотя это вроде бы логично — военным есть чем заниматься. Но у государства есть большие нефтегазовые активы, тот же НАК, но ни одного специалиста отраслевого профиля пока в составе наблюдательных советов двух изъятых промышленных гигантов нет. Надеюсь, они появятся в менеджменте. Первое, что приходит на ум, — армии нужно горючее. Объемы велики, но не настолько. У государства есть НАК и "Укрзализныця", которые могут привезти любой объем, зачем для этого целый завод? Кроме того, на рынке более чем достаточно нефтепродуктов. А главное — "Укртатнафта" разрушена, туда прилетело более 30 ракет. Завод нужно восстанавливать, это сотни миллионов долларов. Нужны оборотные средства, есть ли они у государства, которое просит помощи у всего мира? Тем более у правительства есть механизмы сделать работу завода исключительно на военные нужды без каких-либо изменений в собственности этих предприятий. Насколько известно, пока завод работал, он продавал горючее армии фактически по себестоимости. "Укрнефть". Перерабатывать добываемое сырье негде. Давно обсуждается вопрос экспорта в Европу, но при чем здесь Минобороны и т. д.? Остается верить в то, что у чиновников больше информации и глобального понимания ситуации. Среди других результатов: государство будет отныне контролировать более 600 АЗС и становится №2 на рынке по количеству станций после группы "Приват"».
Игорь Коломойский - РИА Новости, 1920, 07.11.2022
СМИ рассказали о шоке Коломойского от национализации его активов на УкраинеУкраинские СМИ сообщают, что местный олигарх Игорь Коломойский "шокирован" решением о национализации его пакетов в "Укрнафте" и "Укртатнафте"
Эксперт по международным отношениям Денис Демидов считает, на наших глазах проворачивается самая масштабная схема:
«Народ радостно кидает чепчики в воздух, приветствуя национализацию предприятий ряда олигархов. Вроде хотят бороться с советским наследием, но в душе декоммунизаторов предательски сидит 1918 год. Я же учу смотреть в корень. Эта национализация может стать одной из самых крупных схем за время независимости Украины.
Дело в том, что все эти предприятия убыточны и имеют колоссальные долги.
После национализации все дыры будут закрываться за счёт государственного бюджета (читайте — за ваш счёт). У меня есть смутное предчувствие, что как только долги будут ликвидированы, через суд национализацию могут признать незаконной, после чего вернут владельцам».
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала