https://ukraina.ru/20220624/1034219001.html
Бронепоезд «Пролетарий»: «И к былому нет возврата, и не будет никогда»
Бронепоезд «Пролетарий»: «И к былому нет возврата, и не будет никогда» - 13.07.2022 Украина.ру
Бронепоезд «Пролетарий»: «И к былому нет возврата, и не будет никогда»
Бронепоезд «Пролетарий» фигурирует в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» и фильме Владимира Басова «Дни Турбиных». Саундтреком фильма послужила одноимённая песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Символами же специальной военной операции на южном направлении стали бронепоезда группировки «О» «Волга» и «Енисей»
2022-06-24T07:57
2022-06-24T07:57
2022-07-13T11:11
эксклюзив
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1034219001.jpg?10342193711657699895
Впервые бронепоезд (точнее — блиндированный поезд) был применён в 1848 году во время осады восставшей Вены. Позже они применялись в Гражданской войне в США (инициатором создания был полковник Русской Императорской армии Иван Турчанинов), франко-прусской и англо-бурской войн — для переброски войск, артиллерийской поддержки и патрулирования железных дорог.Широкое распространение бронепоезда получили во время Первой мировой войны (российская армия на 1917 год имела семь бронепоездов) и Гражданской войны в России (разные стороны в ходе войны использовали свыше 200 бронепоездов), а также во Второй Мировой войне.Уже тогда стал очевиден главный недостаток этого средства ведения боевых действий — уязвимость от поражения железных дорог силами авиации. Так, например, в результате близких взрывов крупнокалиберных бомб 10 сентября 1939 года сошёл с рельсов и был захвачен польский бронепоезд «Генерал Соснковский». Его даже посетил Адольф Гитлер. Это, впрочем, не помешало Германии до конца войны применять порядка 70 бронепоездов. В составе Красной (потом Советской) армии в ходе войны и борьбы с бандеровцами использовалось порядка 200 бронепоездов. С вооружения они были сняты в 1958 году.Однако СССР, с учётом огромных размеров страны и развитой железнодорожной сети, от использования бронепоездов полностью не отказался.С 1971 года на вооружение Советской армии поступили разработанные на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева бронепоезда БП-1. В его состав входили бронированный тепловоз, два вагона (штабной и зенитный) и восемь платформ, на которых размещались два лёгких танка ПТ-76 и восемь бронетранспортёров БТР-40ЖД, которые сами могли передвигаться по железнодорожному пути (для этого использовались подвесные колёса).В состав бронепоезда как воинского подразделения входили пять бронелетучек БТЛ-1, состоявших из бронетепловоза и двух платформ с установленными на них танками Т-54, Т-55 или Т-62. Танки и бронетранспортёры могли использоваться в обычном порядке.Изначально бронепоезда применялись в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 1990 году минимум один поезд был переброшен в Нагорный Карабах для охраны железной дороги и сопровождения грузовых и пассажирских поездов.Своеобразным вариантом бронепоезда стал и «поезд судного дня» — боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ), оснащённый межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22 (натовское обозначение — SS-24 «Скальпель»). Двенадцать таких поездов несли боевое дежурство в составе Ракетных войск стратегического назначения в 1987-1994 годах. Дискуссии относительно целесообразности разработки новых БРЖК в России, США и Китае ведутся по сей день.Во время войн в Чечне использовались пять бронепоездов (точнее — спецпоездов) заводской постройки и минимум три эрзац-бронепоезда, собранных из чего было под рукой. Вооружение поездов — две БМП-2 на платформах, зенитные установки ЗУ-23-2, пулемёты и автоматические гранатомёты.Задачей бронепоездов было разминирование и боевое охранение, а также сопровождение эшелонов на железной дороге Моздок-Гудермес-Ханкала, восстановление и ремонт железнодорожной сети, охрана мест дислокации железнодорожных подразделений.После завершения войны на хранении остались спецпоезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».Пока непонятно, почему этот задел не был использован в СВО. Новые бронепоезда создавались железнодорожными частями Центрального («Енисей») и Западного («Волга») военных округов. Они отличаются по конструкции.Бронепоезд «Енисей» впервые засветился 8 марта — он обеспечил эвакуацию 248 иностранцев (граждан Турции, Египта, Азербайджана, Пакистана, Швеции, Италии, Бразилии, Индии и Марокко), в том числе 40 украинцев, из Херсонской области в Крым.17 мая сообщалось о подрыве бронепоезда украинскими диверсантами, но эту информацию вынужден был опровергнуть даже Арестович: «Ни один оккупант по моей информации не погиб и поезд не пострадал».Запись боевой работы (патрулирования) «Волги» появилась в социальных сетях 23 июня. Как пишет телеграм-канал «Блокнот перископа»: «Судя по характеру местности — это направление Валуйки-Купянск-Святогорск, а не таврическо-мелитопольское».Поезд включает частично бронированный (бронёй прикрыты баки для горючего и кабина) маневровый тепловоз ТЭМ18. Для работы в составе бронепоездов изначально применялись именно маневровые локомотивы, быстро развивающие большую мощность, хотя и не слишком выигрышные на длинных перегонах.В состав поезда входит несколько бронированных вагонов, оснащённых ЗУ-23-2, пулемётами и гранатомётами, в составе «Енисея» также платформа с БМП-2.Бронепоезда используются для противодействия диверсантам, сопровождения грузовых составов, технической разведки, разминирования железнодорожных участков. Собственно, запуск железнодорожного сообщения между Крымом и Мелитополем, запланированный на 1 июля, возможен в том числе и благодаря работе бронепоезда.
https://ukraina.ru/20211023/1032522594.html
https://ukraina.ru/20220311/1033496949.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив
Бронепоезд «Пролетарий»: «И к былому нет возврата, и не будет никогда»
07:57 24.06.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022) Бронепоезд «Пролетарий» фигурирует в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» и фильме Владимира Басова «Дни Турбиных». Саундтреком фильма послужила одноимённая песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Символами же специальной военной операции на южном направлении стали бронепоезда группировки «О» «Волга» и «Енисей»
Впервые бронепоезд (точнее — блиндированный поезд) был применён в 1848 году во время осады восставшей Вены. Позже они применялись в Гражданской войне в США (инициатором создания был полковник Русской Императорской армии Иван Турчанинов), франко-прусской и англо-бурской войн — для переброски войск, артиллерийской поддержки и патрулирования железных дорог.
Широкое распространение бронепоезда получили во время Первой мировой войны (российская армия на 1917 год имела семь бронепоездов) и Гражданской войны в России (разные стороны в ходе войны использовали свыше 200 бронепоездов), а также во Второй Мировой войне.
Уже тогда стал очевиден главный недостаток этого средства ведения боевых действий — уязвимость от поражения железных дорог силами авиации. Так, например, в результате близких взрывов крупнокалиберных бомб 10 сентября 1939 года сошёл с рельсов и был захвачен польский бронепоезд «Генерал Соснковский». Его даже посетил Адольф Гитлер. Это, впрочем, не помешало Германии до конца войны применять порядка 70 бронепоездов. В составе Красной (потом Советской) армии в ходе войны и борьбы с бандеровцами использовалось порядка 200 бронепоездов. С вооружения они были сняты в 1958 году.
Однако СССР, с учётом огромных размеров страны и развитой железнодорожной сети, от использования бронепоездов полностью не отказался.
С 1971 года на вооружение Советской армии поступили разработанные на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева бронепоезда БП-1. В его состав входили бронированный тепловоз, два вагона (штабной и зенитный) и восемь платформ, на которых размещались два лёгких танка ПТ-76 и восемь бронетранспортёров БТР-40ЖД, которые сами могли передвигаться по железнодорожному пути (для этого использовались подвесные колёса).
В состав бронепоезда как воинского подразделения входили пять бронелетучек БТЛ-1, состоявших из бронетепловоза и двух платформ с установленными на них танками Т-54, Т-55 или Т-62. Танки и бронетранспортёры могли использоваться в обычном порядке.
Изначально бронепоезда применялись в Забайкалье и на Дальнем Востоке для прикрытия Транссибирской магистрали. В 1990 году минимум один поезд был переброшен в Нагорный Карабах для охраны железной дороги и сопровождения грузовых и пассажирских поездов.
Своеобразным вариантом бронепоезда стал и «поезд судного дня» — боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ), оснащённый межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22 (натовское обозначение — SS-24 «Скальпель»). Двенадцать таких поездов несли боевое дежурство в составе Ракетных войск стратегического назначения в 1987-1994 годах. Дискуссии относительно целесообразности разработки новых БРЖК в России, США и Китае ведутся по сей день.
Во время войн в Чечне использовались пять бронепоездов (точнее — спецпоездов) заводской постройки и минимум три эрзац-бронепоезда, собранных из чего было под рукой. Вооружение поездов — две БМП-2 на платформах, зенитные установки ЗУ-23-2, пулемёты и автоматические гранатомёты.
Задачей бронепоездов было разминирование и боевое охранение, а также сопровождение эшелонов на железной дороге Моздок-Гудермес-Ханкала, восстановление и ремонт железнодорожной сети, охрана мест дислокации железнодорожных подразделений.
После завершения войны на хранении остались спецпоезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».
Пока непонятно, почему этот задел не был использован в СВО. Новые бронепоезда создавались железнодорожными частями Центрального («Енисей») и Западного («Волга») военных округов. Они отличаются по конструкции.
Бронепоезд «Енисей» впервые засветился 8 марта — он обеспечил эвакуацию 248 иностранцев (граждан Турции, Египта, Азербайджана, Пакистана, Швеции, Италии, Бразилии, Индии и Марокко), в том числе 40 украинцев, из Херсонской области в Крым.
17 мая сообщалось о подрыве бронепоезда украинскими диверсантами, но эту информацию вынужден был опровергнуть даже Арестович: «Ни один оккупант по моей информации не погиб и поезд не пострадал».
Запись боевой работы (патрулирования) «Волги» появилась в социальных сетях 23 июня. Как пишет телеграм-канал «Блокнот перископа»: «Судя по характеру местности — это направление Валуйки-Купянск-Святогорск, а не таврическо-мелитопольское».
Поезд включает частично бронированный (бронёй прикрыты баки для горючего и кабина) маневровый тепловоз ТЭМ18. Для работы в составе бронепоездов изначально применялись именно маневровые локомотивы, быстро развивающие большую мощность, хотя и не слишком выигрышные на длинных перегонах.
В состав поезда входит несколько бронированных вагонов, оснащённых ЗУ-23-2, пулемётами и гранатомётами, в составе «Енисея» также платформа с БМП-2.
Бронепоезда используются для противодействия диверсантам, сопровождения грузовых составов, технической разведки, разминирования железнодорожных участков. Собственно, запуск железнодорожного сообщения между Крымом и Мелитополем, запланированный на 1 июля, возможен в том числе и благодаря работе бронепоезда.