С каждым днём антироссийские санкции США и их союзников становятся всё шире, однако параллельно с этим сформировалась группа стран, которые отказываются следовать их примеру — Движение неприсоединения нового формата: если в середине XX века государства выражали свою позицию посредством неприсоединения к какому-либо военному блоку, то в нынешних геополитических реалиях это происходит через решение не вводить ограничительные меры. Иногда это происходит без всяких заявлений, молча.
Поддержали решение властей о проведении спецоперации на Украине традиционные партнёры РФ, в частности страны-участницы БРИКС, а это, на секундочку, 43% населения планеты, а также 1-я и 3-я экономики мира по ВВП и паритету покупательной способности (КНР и Индия соответственно).
Китай сразу объявил, что не присоединится к односторонним санкциям, которые не имеют никакого юридического обоснования и не оказывают никакого эффекта. Киев призывал Пекин оказать давление на Москву, чтобы она отказалась от своих планов, КНР, естественно, этого не делала, а только призвала стороны к диалогу.
На стороне России выступил и президент Бразилии Жаир Болсонару, которого нельзя назвать большим другом Москвы, наоборот, он всегда брал пример со своего политического кумира 45-го президента США Дональда Трампа.
«Никаких санкций или осуждения президента Путина. Народ [Украины] доверил юмористу определить судьбу нации. Бразилия голосует независимо и без привязки к какой-либо державе, — заявил он, отметив, что все страны должны исходить из собственных интересов или хотя бы действовать не в ущерб им. — Германия, к примеру, не готова обсуждать экономические санкции газового сектора, это очевидно, как и в случае с другими европейскими странами, у США свои сферы интересов в России, санкции в отношении которых они даже не станут обсуждать».
Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН, Индия не поддержала резолюцию, осуждающую спецоперацию РФ на Украине. И хотя премьер-министр Индии Нарендра Моди и призвал президента РФ Владимира Путина в телефонном разговоре «немедленно прекратить насилие», из уст чиновников республики никаких обвинений в адрес российского лидера не звучит, наоборот, недавно страны подписали новое оборонное соглашение сроком на 10 лет. Как объясняют аналитики, позиция Нью-Дели обусловлена, с одной стороны, сильной зависимостью от военной техники и сырья из РФ, а с другой — географическим положением (Индия граничит с 2 ядерными державами — Китаем и Пакистаном).
Президент ЮАР Сирил Рамафоса призвал к дипломатическому разрешению украинского кризиса с привлечением ООН.
Если эти страны находятся далеко от эпицентра военных действий, то постсоветские республики — в непосредственной близости. Самое активное участие в налаживании диалога между РФ и Украиной принимает президент Белоруссии Александр Лукашенко, он лично уговорил президента Украины Владимира Зеленского направить правительственную делегацию на переговоры с Россией.
«Тяжёлый был разговор. Он нас считал агрессором. Но в конце концов мы договорились. И я ему сказал: в Гомеле российская делегация тебя ждёт. Приезжай. Война идёт у тебя. Прекрати выступать против, ибо всех собак спустят на тебя», — рассказал Лукашенко участникам заседания Совета безопасности Белоруссии.
А установить контакт с украинским лидером помог депутат Верховной Рады Евгений Шевченко, которому пришлось звонить не только Службе безопасности Белоруссии, помощникам президента, но и лично его младшему сыну Николаю, причём посреди ночи.
Говорить о том, что Минск не присоединялся к западным санкциям против Москвы, излишне.
Казахстан старается придерживаться максимально нейтральной позиции, призывает Москву и Киев приложить максимум усилий для дипломатического урегулирования разногласий и предлагает собственные миротворческие услуги в случае необходимости.
В свою очередь, президент Киргизии Садыр Жапаров в телефонном разговоре с Путиным поддержал спецоперацию на Украине, заявил об ответственности Киева за срыв Минских договорённостей и назвал признание независимости ДНР и ЛНР суверенным правом России.
Министр иностранных дел Молдавии Николай Попеску подчеркнул, что Кишинёв ещё в 2014 году принял решение не присоединяться к антироссийским санкциям США и ЕС и продолжает следовать своей позиции, обусловленной экономическими соображениями — экономика Молдавии слишком зависима от связей с Россией, в том числе в сфере энергетики.
Отказались вводить какие-либо ограничительные меры в отношении Москвы и Армения, Азербайджан, Таджикистан, а вот уж чей отказ стал приятной неожиданностью, так это Грузия — страна, которая после событий августа 2008 года разорвала с РФ дипломатические отношения и по-прежнему преподносит ту миротворческую операцию как «акт агрессии», а также идущая по пути евроинтеграции вместе с Украиной.
Разъясняя позицию государства по нынешним событиям, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили чётко и однозначно заявил, что Тбилиси не собирается участвовать и экономических санкциях против России, поскольку это только навредит населению. По его словам, за последние 9 лет действующему правительству удалось добиться мира и стабильности в стране с помощью прагматичной политики, основанной на национальных интересах, поэтому глупо повторять действия властей Грузии 2008 года, что в нынешних условиях будет провокацией. На вопрос, планирует ли он в знак солидарности посетить Киев, Гарибашвили заявил, что ему ничего это не даёт, к тому же при закрытом воздушном пространстве Украины сделать этого не сможет, в отличие от «лидеров самого могущественного государства мира», т. е. США.
Отвечая критикам принятого решения, Гарибашвили заявил: «Когда речь идёт о санкциях, тысячи виноделов, экспортёров, фермеров подключены в этом процессе. Чего от меня требуют? Чтобы я своему народу ввёл санкции?.. Лишние эмоции ничего не дадут, это вредит нашим национальным интересам».
Для Украины это было явно как снег на голову, из Тбилиси незамедлительно на консультации в Киев был отозван посол.
Не поддаваться эмоциям, а рассуждать здраво предпочитает и Турция. Официальный представитель президента республики Ибрагим Калын в интервью телеканалу CNN Turk подчеркнул, что Анкара, имеющая тесные торговые отношения в таких областях, как туризм, поставки природного газа, сельское хозяйство, не намерена принимать меры, которые навредят ей самой.
«Мы должны действовать с учётом приоритетов нашей страны. Должна быть сторона, способная вести переговоры с Россией. Кто будет говорить с Россией, когда все сожгут мосты? Мы не планируем вводить санкции, чтобы этот канал был открыт», — заявил он.
Украинская сторона требовала от Турции закрыть для российских кораблей проливы Босфор и Дарданеллы, но получила отказ. Калын уверен, что Конвенция Монтрё, регулирующая режим судоходства в этом районе, сыграла решающую роль в поддержании мира и стабильности в Чёрном море, турецкие власти интерпретируют этот международно-правовой документ таким образом, чтобы не нагнетать напряжение.
Колоссальное давление на себе испытал президент Сербии Александр Вучич, западные политики звонили ему и принуждали поддержать санкционный режим. По словам главы государства, тяжесть позиции заключается в том, что Сербия находится на европейском пути и всегда поддерживала целостность Украины, но при этом 85% граждан, что бы ни случилось, будут на стороне России, и этот факт он, как президент республики, должен учитывать. В конце концов, Вучич отказался осудить РФ за спецоперацию против Украины, а Совет безопасности Сербии — называть её «вторжением» и вводить антироссийские санкции, поскольку «Россия — единственная страна, которая не вводила санкции против Сербии и Республики Сербской и которая поддерживает Белград в ООН в его борьбе против независимости Косово».
Вопреки заявлению Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о том, что Босния и Герцеговина как страна, подписавшая соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, согласовала свою позицию с позицией Брюсселя, этого не произошло. 2 марта член президиума БиГ от сербов Милорад Додик предложил двум другим членам — Шефику Джаферовичу от бошняков и Желько Комшичу от хорватов — чётко определить позицию страны по событиям на Украине и санкциям РФ, а они отказались и прервали заседание.
«БиГ не ввела санкции и не введёт их, этого не было в повестке. Я только пытаюсь сказать, что мы должны обсудить это. Я за то, чтобы мы сделали всё возможное наилучшим образом. БиГ должна остаться нейтральной и не занимать ни украинскую, ни российскую сторону», — заявил позже Додик.
Серьёзную поддержку Россия получила в Латинской Америке. Хотя власти Аргентины, как и Гватемалы, Чили, Колумбии, призывали Москву остановить военную операцию, всё-таки проигнорировали возмущения посла Украины и подчеркнули, что не собираются вводить санкции против РФ, а в приоритете для них «деэскалация конфликта во всех его аспектах, чтобы гарантировать мир и всеобъемлющую безопасность для всех наций».
Парагвай и Боливия объявили о своём нейтралитете в российско-украинском вопросе, а Куба, Венесуэла и Никарагуа открыто заявили о солидарности с Москвой, которая лишь защищает себя от НАТО.
«В общем доме прав человека они (западные страны. — Ред.) эйфорически проявляют и пропагандируют ненависть и нетерпимость к России. Это те же люди, которые несут ответственность за нынешний кризис на Украине. Это те самые, которые бьют в военные барабаны НАТО. Венесуэла присоединяется к продвижению диалога во имя мира», — заявила вице-президент Венесуэлы Дельси Родригес.
Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор не только отказался вводить антироссийские санкции, но и потребовал от руководства Twitter объяснения в связи с маркировкой многих местных пользователей как «СМИ, связанное с правительством России».
«По итогам ни одна страна Латинской Америки не ввела против России торговые санкции. Ограничились заявлениями о нейтралитете и декларативным осуждением, хотя давление на них со стороны Вашингтона наверняка было очень серьёзным», — отметил политолог Малек Дудаков.
В ряды Движения неприсоединения 2.0 также вступили Египет, Сирия, ОАЭ, КНДР и Эритрея.
В сложившейся ситуации появился тревожный для Соединённых Штатов знак, отмечает эксперт по международным отношениям Тед Карпентер в статье для издания The National Interest. Он обращает внимание на большое количество стран, воздержавшихся от голосования на Генеральной Ассамблее ООН по резолюции с требованием к России прекратить специальную операцию на Украине и вывести войска.
«Поскольку США придают такое большое значение созданию подавляющей коалиции против Москвы, другим странам требуется определённое мужество, чтобы отказаться присоединиться к ней. И всё же 35 стран отказались "умаслить" Соединённые Штаты и предпочли вместо этого воздержаться», — пишет Карпентер.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что документ не стали поддерживать ключевые страны Южной и Восточной Азии, особенно Индия и Китай. Воздержаться также решили Алжир, Иран, Ирак, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Вьетнам, ЮАР, Бурунди, ЦАР, Конго, Экваториальная Гвинея, Мали, Мозамбик, Мадагаскар, Намибия, Сенегал, оба Судана, Зимбабве, Казахстан, Таджикистан, Армения, Куба, Никарагуа, Боливия, Сальвадор.
Для сравнения, за резолюцию, которая не имеет обязательной юридической силы, проголосовала 141 страна, против — 5 (Россия, Белоруссия, Сирия, КНДР и Эритрея).
Солидарность с Россией проявляется не только в речах политиков целого ряда стран, но и в действиях простых жителей, которые выходят на митинги: в Подгорице население вышло на улицы в знак протеста против высылки посла РФ из Черногории, по Белграду прошла колонна, скандирующая о братстве с Россией, а на стадионах во время спортивных матчей лозунги «Россия» заглушали гимн Евролиги, в Болгарии в День независимости активисты прошли с табличками «Спасибо, Россия, мы помним историю» и «Своих не бросаем», а в Австрии митингующие напомнили о преступлениях, совершённых Киевом в Донбассе на протяжении 8 лет.
Так что никакой международной изоляции России, в которой общественность пытаются убедить западные, прежде всего американские, политики и дипломаты, нет. Как сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, у России много друзей, её невозможно изолировать.