С началом спецоперации РФ, нацеленной на предотвращение появления ядерного оружия у Киева, демилитаризацию и денацификацию, из европейских столиц стали раздаваться заявления о готовности принять украинских беженцев, а раз так, то, может, всю страну сразу возьмут, подумал президент Владимир Зеленский и подписал 28 февраля заявление о вступлении Украины в Евросоюз, призвав Брюссель решить этот вопрос как можно скорее.
«Мы обращаемся к ЕС с просьбой незамедлительно принять Украину в ЕС через специальную процедуру. Я уверен, что это справедливо. Я уверен, что это возможно», — заявил он.
Однако Зеленский плохо выучил матчасть — процедуры ускоренного приёма страны в состав Евросоюза просто-напросто не существует. Она едина для всех и достаточно длительна, поскольку состоит из нескольких этапов, и пропустить ни один из них нельзя:
1. страна подаёт официальную заявку на вступление в ЕС;
2. Еврокомиссия проводит переговоры с правительством о соответствии европейским критериям;
3. решение о начале переговоров и предоставлении стране статуса государства-кандидата на вступление в Евросоюз принимает Совет ЕС;
4. государство-кандидат должно провести работу на соответствие критериям ЕС примерно по 30 параметрам промышленной, финансовой, экономической и социальной направленности, по каждому из которых ЕС создаёт отдельную комиссию для ведения переговоров и проверки;
5. после того, как Еврокомиссия подтвердит, что все условия на вступление выполнены, проводится голосование. Страна-кандидат должна получить единогласное одобрение Совета ЕС и абсолютное большинство в Европарламенте.
По оценке депутата Европарламента от Латвии Иварса Иябса, при условии проведения всех необходимых реформ в лучшем случае Украина сможет стать членом Евросоюза через 3-5 лет. Однако в реальности этот срок будет гораздо более длительным, достаточно взглянуть на примеры экономически более развитых Хорватии и Турции: первая подала заявку в 2003 году и вступила в ЕС в 2013-м, а вторая вообще подала подала заявку в 1987 году, кандидатом стала через 12 лет и до сих пор дальше этого статуса не продвинулась.
«Трудно поверить, что Украина может одним прыжком осуществить эти перемены в самой себе в настоящее время. Ведь Европейский Совет, собравшись в Копенгагене в 1993 году, установил жёсткие критерии вступления, среди которых есть 3 точно отсутствующих на Украине элемента: стабильность институтов, соблюдение верховенства закона, а также стабильное развитие экономики», — пишет французская газета Le Figaro.
Издание также обращает внимание на тот факт, что, согласно статье 42.7 Договора о ЕС, «в случае, если государство-член станет объектом вооружённой агрессии на его территории, другие государства-члены должны помогать и содействовать ему всеми возможными средствами», а в качестве основы коллективной обороны упоминается НАТО, в которой состоят почти все члены ЕС. Таким образом, вступление Украины в Евросоюз сделает ещё более вероятным прямой конфликт России и Запада, но ни Вашингтон, ни европейские государства, ни, естественно, Москва этого не хотят.
«Украину никуда не возьмут. Это невозможно. Украины уже не существует в том виде, в котором она была. Кого они будут принимать? Ради политического жеста они на это тоже не пойдут, потому что нет смысла принимать страну, границы и власть которой скоро будут изменены. Украине это не поможет, а России это никак не навредит», — сказал в интервью изданию Украина.ру обозреватель РИА Новости Пётр Акопов.
А вот политолог Александр Асафов не был столь категоричен — он считает, что США могут продавить вопрос о приёме Украины в ЕС, если это понадобится самому Вашингтону. Однако для Европы такой шаг сопряжён с серьёзными рисками.
«Принять в Евросоюз территорию без устойчивых границ, где каждый день раздается боевое оружие, и сразу же попадает на аналоги украинского «Авито», очень опасно. Украина генерирует не только потоки беженцев, но и потоки криминала. На уровне пропаганды и риторики это возможно, но на уровне практики встают вопросы — никакой Интерпол с этим не справится. Если бы власти Евросоюза могли таким образом создать политические проблемы для России, не нанося ущерб своей собственной безопасности, связанный с криминалом, наркотрафиком и контрабандой оружия, они бы давно это сделали», — заявил эксперт.
Вместе с тем, ситуация в Европе такова, что полностью исключить прием Украины в ЕС нельзя. Вполне может быть разыгран вариант, при котором Евросоюз примет Украину по какой-нибудь специальной для этой страны ускоренной процедуре. Однако при этом, безусловно, главным критерием будет не соответствие страны-кандидата требованиям к членам ЕС, а чисто политические конъюктурные соображения. Хотя такое решение вряд ли спасет режим Зеленского от полного краха.