- Как в этом году мусульманская община Донецка отметила Курбан-байрам? И в чем вообще смысл праздника?
— В основе праздника лежит история из Корана о том, что пророку Ибрагиму был сон, в котором Аллах требовал от него принести ему в жертву единственного сына Ибрагима — Исмаила. И, не в силах противостоять повелению Аллаха, Ибрагим уже занёс нож над сыном с тем, чтобы принести его в жертву. Но в это время ангел остановил его руку и показал на привязанного рядом барашка, который чудесным образом явился неподалёку. Таким образом, вместо сына в жертву был принесен ягненок. Что важно, сын Ибрагима был не только не противился тому, что его могут принести в жертву, а даже укреплял отца в его решении: дескать, раз уж такова воля Аллаха, то мы должны повиноваться.
Философское толкование этой истории очевидно: с одной стороны, Аллах никогда не пожелает ничего плохого своим рабам. Но возможно, он пожелает испытать нашу веру. Поэтому нужно идти до конца, повинуясь его повелениям, и верить в то, что в итоге нам будет явлена его милость. Это универсальное толкование, общее для всех мусульман, не зависимо от того, где они находятся. И в Донецке данное понимание нисколько не отличается от аналогичного в Москве, Стамбуле, Мекке или в Казани.
В Исламе всего два главных праздника, Курбан-Байрам и Рамадан-Байрам, и празднуются они примерно одинаково.
Само празднование довольно скромное, в Исламе нет длинных обязательных обрядов поклонения, которые можно сравнить с литургиями или всенощными как, допустим, в православии. Молитвы в Курбан и Рамадан довольно короткие. Люди собираются в мечеть и читают праздничный намаз в два ракаата. Ракаат — это сочетание земного и поясного поклона. Вот, два этих ракаата — это праздничная молитва. Потом проповедь. И все.
Совершили молитву и в Донецке, выслушали проповедь имама, собравшимся зачитали поздравления от муфтия России Равиля Гайнутдина, других видных мусульманских деятелей России. Были и поздравления от светских персон — от политических движений Донбасса, глав городов ДНР. После праздничного намаза некоторые прихожане, конечно, задержались с друзьями, знакомыми.
Но хочу о другом сказать. Вот, в Донецке приехали люди в мечеть. А ведь, ещё несколько лет никто не ожидал, что подобный поступок потребует определенной решимости. Но сегодня, мечеть фактически оказалась на линии фронта — меньше километра по прямой до линии боевого соприкосновения. Мечеть находится у самой северной черты города — на окраине посёлка Октябрьский. Нынче, чтобы добраться к ней нужно миновать укрепленный блок-пост, обстрелянный и разрушенный местный рынок, дома, в которых видны следы попадания, увидеть монумент памяти жителей района, погибших в период 2014-2015 годов.
И вот в это, по сути потенциально довольно опасное место, съезжаются мусульмане города, чтобы совершить праздничную молитву. Отчасти, их намерение можно сопоставить с намерением Ибрагима и его сына, которые между верой и опасностью выбрали веру.
- А муфтий Украины вас не поздравил?
— Разумеется, нет. К слову, на Украине несколько муфтиев, которые борются за право называться верховным. Но ни один из них не прислал поздравления. Мне кажется, они игнорируют наличие мусульман в Донбассе.
- Я знаю, что в вашу мечеть несколько лет назад попал снаряд. Она восстановлена?
— Было два этапа обстрела мечети украинскими военными. Первый —в 2014 году, когда были бешеные прилеты и по Донецку, и по Октябрьскому особенно. Тогда мины и снаряды попали в купол, рвались на территории мечети и поблизости. Тогда нашей мечети был нанесен существенный урон. Но эти последствия, в целом, ликвидировали. Пробоину в куполе заделали — сейчас зияющих отверстий, через которые в мечеть попадали бы осадки, нет.
Но нужно отметить, что во время обстрела 2014 года и большого скопления людей в мечети не было.
А вот второй обстрел, который случился в 2019 году, произошел как раз накануне Курбан-Байрама. Люди уже ехали в мечеть, её обстреляли буквально за полчаса до начала праздничной молитвы. Мины упали на территорию, осколки посекли машину председателя общины Рашида Брагина. Если бы основная масса молящихся приехала раньше, или обстрел произошёл на полчаса позже, жертвы были бы обязательно.
Тогда или повезло, или это была изначально операция запугивания, для того, чтобы сорвать людям праздник, но факт остаётся фактом — в тот раз праздничная молитва состоялась не в мечети, а под открытым небом. В этом году, слава Богу, или, как говорят мусульмане, Аль-Хамду ли-Ллях, ничего такого не было, люди смогли спокойно приехать, зайти в мечеть, помолиться, и уехать обратно.
- Что из себя сегодня представляет мусульманская община Донецка? Мы знаем, что традиционно она состояла из татар. А кто еще туда входит?
— Ты, наверное, апеллируешь к московским реалиям, когда задаёшь подобный вопрос. По слухам, знаю, что порой мечети в Москве делятся не только по какому-то конфессиональному признаку, но и по этническому: есть мечети, в которые ходят преимущественно представители Северного Кавказа, есть мечети, куда ходят представители Средней Азии, есть условно «татарские» мечети…
В Донецке такого деления по национальностям нет. Мечеть — одна. Да, люди, которые туда приходят понимают, кто из них какой национальности: кто татарин, кто узбек, кто таджик, кто азербайджанец, а кто русский или украинец. Но противопоставления по национальностям нет. В Донецке сложилось то, что в Исламе называется уммой — мусульманской общиной, без разделения на национальности. К слову, проповеди читаются на русском для всех: не на татарском, не на азербайджанском, и не на турецком, как это было когда-то. Мечеть сейчас интернациональна, как это свойственно Донбассу во всём.
- Я видел на видео, что ты приехал с дочерями и с женой. Я так понимаю, что вы отдельно молились?
— Видео, которое ты видел, было снято во дворе уже после того, как всё закончилось. А вообще, как, допустим, и в синагоге, в мечети женщины и мужчины молятся отдельно друг от друга. Для женщин существует отдельная территория в мечети. Так принято, так положено по Исламу, чтобы женщины и мужчины молились отдельно.
- А что вы едите в этот день?
— Никакого ритуального, специального блюда на этот праздник нет. Положен — ну, как положен — люди стараются организовать сладкий праздничный стол.
И мы ещё упустили вот какой момент, когда говорили о празднике: каждый мусульманин, который в состоянии это сделать, должен принести жертвоприношение в этот день: барана, если от семьи, быка или верблюда, если вскладчину с соседями или друзьями. И потом мясо делится на три части: одна треть отдаётся бедным, одна — родственникам, и одна треть остаётся в семье.
Мы понимаем, что мир сегодня несправедлив. И есть люди богатые, и есть люди бедные. Таким образом подчёркивается, что в этот день даже самые бедные люди в самых бедных странах имеют возможность поесть от души.
Вероятно, для кого-то подобное покажется чем-то несущественным. Но поверь, что очень много людей в бедных странах, живущие на полдоллара в день или того меньше, не то, что мяса, рис не всегда могут есть. И для них — это очень важный акт солидарности, возможность накрыть стол, позвать родственников и друзей. В этот день родственники приходят к родственникам, друзья — к друзьям. А что может быть приятнее для человека, чем оказаться среди своих?!