Автоперевозчики объясняют повышение цены проезда падением количества пассажиров из-за пандемии и карантинных ограничений.
Многие украинцы действительно лишились работы или разорились за последний год, соответственно, и пассажиропоток существенно сократился. Там, где по утрам еще недавно десятки и сотни рабочих толпились, пытаясь сесть в троллейбусы и маршрутки, теперь остались лишь редкие одиночные пассажиры. Примечательно, что повышение тарифов на газ тоже объясняют падением спроса и потребления. Естественно, повышение цены ведет к дальнейшему падению потребления, что, в свою очередь, приведет к очередному повышению цены и новому падению потребления. Получается замкнутый круг. На определенном этапе цены на проезд вообще станут неподъемными для населения, и, как следствие, автоперевозчики будут отказываться от многих маршрутов, оставляя не вписавшиеся в рынок провинциальные города и села без общественного транспорта.
В Сумах, Кропивницком и ряде других городов проезд в городской маршрутке подорожает на 2-3 гривны. В Киеве же проезд в маршрутке может взлететь в два раза. По оценкам главы Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области Игоря Мойсеенко, проезд в столичных маршрутках должен стоить не менее 16 гривен вместо нынешних 8.
Но более всего поднимут цены на пригородных маршрутах. Например, из Боярки в Киев проезд будет стоить 25 гривен. Проезд в киевском метро тоже может вскоре подорожать до 20 гривен. Заместитель мэра Киева Владимир Бондаренко тоже объясняет это падением пассажиропотока и карантином.
«Давайте разберемся в цифрах, которые фигурируют в средствах массовой информации. Для меня странно, почему пишут 16 гривен, 20 гривен — почему сразу не 40? Есть ли экономические предпосылки для повышения цен? Конечно, есть — мы пережили COVID-19, понимаем, что пассажиропоток упал, что транспорт не работал определенное время. Сегодня есть ограничение по количеству пассажиров, которые перевозятся. Есть повышение минимальной заработной платы. То есть экономические предпосылки есть», — отметил Бондаренко.
Автоперевозчики, в свою очередь, пеняют на власть, которая обещала им компенсации и дотации, но дальше слов и обещаний дело не пошло.
Частные транспортные компании, конечно, и сами не прочь максимально взвинтить цены, жалуясь на карантин и отсутствие компенсаций со стороны властей. Поднять цены на проезд в несколько раз они хотели задолго по пандемии, как утверждает эксперт транспортной отрасли из компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов. По его словам, перевозчики прибедняются. «Истории об убыточности тарифов мы слышим регулярно. Еще с 2017 года перевозчики начали пробивать ценники в 10-12 гривен. Сейчас уже появилась цифра в 16, а некоторые хотят и 20 гривен. Хотя, по нашим расчетам, себестоимость перевозки одного пассажира не превышает 5 гривен. За что же платить втрое больше?» — спрашивает эксперт.
Примечательно, что цены на большинство видов топлива в период карантина преимущественно падали. В частности, бензин А-95 за 2020 год подешевел на 11,1% — до 25 гривен за литр. Стоимость бензина А-92 за год снизилась на 11,7%— до 23,8 гривны. Больше всего подешевело дизельное топливо: на 12,4% — до 24,1 гривны. Небольшое подорожание на 10-15% наблюдалось лишь к середине января.
Одной из вероятных причин повышения может быть и рост неофициальных затрат — откатов чиновникам, полиции и содержание наемников для борьбы с конкурентами. Рынок автоперевозок на Украине и до пандемии был одним из наиболее коррумпированных. Сейчас же падение количества пассажиров и прибылей усиливает конкуренцию между перевозчиками, которая подчас принимает характер гангстерских войн, как это было, например, в Броварах под Киевом, где вооруженная банда «боролась» за прибыльный маршрут.
Руководитель одной из киевских транспортных компаний говорил в интервью изданию «Страна», что на Украине происходит передел рынка. «Просто конфликтная ситуация в Броварах стала последней каплей, которая запустила процесс глобального передела рынка перевозок области между крупнейшими игроками. То есть война идет не за конкретный маршрут, а в целом за контроль над рынком. И я не удивлюсь, если будут и новые столкновения. Деньги вращаются большие, и у всех есть крыша — у кого полиция, у кого бандиты, у кого чиновники, а иногда и все сразу», — рассказывал руководитель компании.
Одним из ожидаемых последствий повышения цен на проезд станет отток населения не только из удаленных сел, но и из пригородов, так как ежедневная поездка на работу или учебу на расстояние 15 км может «съесть» около трети зарплаты. В итоге миллионы украинцев потеряют работу на родине и вынуждены будут задуматься об эмиграции вместе с семьей. Учитывая взлет цен на коммунальные услуги, среднестатистическому работнику придется работать на проезд и отопление жилья, питаясь исключительно «святым духом». Разрекламированный президентом Владимиром Зеленским рост минимальной зарплаты до 6000 гривен с 2021 года фактически «съедается» еще большим ростом цен на коммунальные услуги, транспорт и продукты питания.
Вице-спикер украинского парламента Елена Кондратюк на днях заявила, что в стране за чертой бедности оказалась половина населения. В 2020 году уровень бедности вырос до 50%, и теперь количество украинцев, живущих за чертой бедности, составляет 19 млн. Примечательно, что в ООН Украина обещала полностью победить бедность до 2030 года, но с тех пор количество бедных только возрастает. По оценкам директора Института демографии и социсследований Эллы Либановой из-за падения доходов к 2050 году на Украине будет проживать всего 29-30 млн человек. Другие эксперты считают, что уже сейчас на Украине осталось примерно такое количество жителей, поэтому двадцать лет власти и отказываются проводить перепись населения.