С началом весны Одесский областной совет снова стал местом горячих политических баталий. 3 марта зампред облсовета и глава фракции «Оппозиционной платформы — "За жизнь"» Вадим Шкаровский внёс в повестку дня облсовета проект обращения к президенту Владимиру Зеленскому и генпрокурору Руслану Рябошапке. От них потребовали провести расследование трагедии 2 мая 2014 года в Одессе.
Оторванная область
Отдельным проектом предполагалось принять обращение к Одесскому горсовету об установке мемориалов на Куликовом поле и Греческой площади в Одессе в память жертв трагедии 2 мая.
Результатом действий оппозиции стала жаркая дискуссия, в которую даже пришлось вмешиваться главе Одесской ОГА Максиму Куцыю. Он пытался сбить накал страстей, обозначив свою позицию общими фразами о целостности и неделимости Украины.
В тон губернатору действовал депутат от Блока Петра Порошенко — Юрий Басюк, который предложил отложить обращение до следующей сессии под предлогом негативной реакции общественности.
Уже во время заседания Шкаровский отозвал проект решения областного совета «Об обращении депутатов Одесского областного совета в Одесский городской совет по установлению на Куликовом поле и Греческой площади города Одесса мемориалов в память о жертвах трагедии 2 мая 2014 в Одессе».
Бандеровцы против
На заседание облсовета пришли и радикалы. От них был директор Одесского филиала института национальной памяти Сергей Гуцалюк. Называющий себя гайдамаком и историком, он запомнился одесситам разворовыванием песчаных карьеров на Куяльнике и продвижением лжеисторической идеи о том, что Одессе на самом деле 600 лет и основала её не Екатерина II, а черноморские казаки или гайдамаки, наследником которых мнит себя Гуцалюк.
Понимая, чем может обернуться для него реальное расследование убийств 2 мая в Доме Профсоюзов, Гуцалюк с десятком соратников пришел на заседание облсовета. На этот раз беспокойных радикалов пустили в здание под конвоем полиции. После провала попытки занять место спикера Гуцалюка выдворили на балкон для прессы.
Однако сорвать голосование у Гуцалюка не получилось: большинством голосов депутаты приняли резолюцию с требованием провести расследование трагедии 2 мая 2014 года в Одессе.
Война войной, а выборы по расписанию
Несмотря на относительную смелость и давно назревшую необходимость такого обращения, реальных последствий оно, увы, не имеет. Ни президент, ни Офис генпрокурора не обязаны реагировать на резолюции районных, городских и областных советов.
Впрочем, здесь уже инициатива депутатов. Если ответа не будет, они должны идти дальше и требовать отчета от всех причастных к расследованию.
А пока политики спорят, судьба настоящих жертв трагедии и их близких незавидна. Официальные источники сообщают, что 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов погибли 44 человека. По версии властей, они стали жертвами халатности пожарных, невовремя приехавших на вызов и не принявших мер к спасению людей.
За 6 лет власти так и не провели качественного расследования массового убийства. Очевидцев трагедии запугивали и подвергали репрессиям. Настоящих потерпевших, людей, которые чуть не погибли в здании, сделали подозреваемыми в массовых беспорядках. А их несостоявшихся убийц — героями, переведёнными в разряд свидетелей по делу.
Такова реальность нынешней Украины, в которой всё перевернулось с ног на голову.