Уникальный опыт «бескровной революции» в Молдавии, когда в 2019-м Россия, США и Евросоюз в едином порыве помогли Кишиневу избавиться от местного олигарха Влада Плахотнюка, судя по всему, может стать успешным примером для решения других, не менее важных проблем. Безусловно, сегодня вопросом номер один в региональной повестке является ситуация, сложившаяся в Донбассе.
«Зеленский должен осознать, кто он — президент мира или президент войны», — заявила член Совета Федерации Ольга Ковитиди на пресс-конференции издания Украина.ру.
И это большой вопрос — сможет ли бывший шоумен, а сейчас глава государства определиться в условиях, когда внутри страны политические круги ему выставили «красные флажки»: никаких компромиссов относительно федерализации, европейского выбора и евроатлантического курса. По мнению Ковитиди, Зеленский попытается «видоизменять Минские соглашения», однако добиться этого не получится, так как не позволят Европа и Россия.
При чем здесь Молдавия?
Именно в этой стране произошли события, которые показали, насколько важно крупным игрокам сесть за стол переговоров, чтобы принять решение. Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Россия вернулась в ПАСЕ, произошло усиление российского лобби в Евросоюзе. Весь мир увидел попытки Трампа вернуть РФ в Большую семерку. В Европе все увереннее звучат голоса политических сил и общественных деятелей, которые настоятельно рекомендуют отменить санкции и начать сближение с русскими. Потому что «медведи на улицах» — это просто-напросто поросший мхом миф, который ничего не имеет общего с современной Россией и проводимой ею политикой.
У прагматичного Запада сегодня есть интересы как в самой России, так и во всех международных проектах, в которых участвует Москва. Плюс США и Европе нужна Россия как противовес усиливающемуся Китаю.
Кремль неоднократно заявлял, что главная цель Минских соглашений — это побуждение Украины к прямым переговорам с мятежными республиками Донбасса и выработка правил дальнейшего мирного сосуществования.
Приднестровье, кстати, и может стать тем самым примером мирного сосуществования региона и центральной власти.
Тем более, что по итогам встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины, которая прошла в Елисейском дворце в Париже 9 декабря, "четверка" приняла коммюнике. В нем подчеркивается, что Минские соглашения остаются базисом для работы в "нормандском формате". В документе предусмотрено разведение сил к концу марта 2020 года в трех новых точках на юго-востоке Украины и открытие новых пунктов пропуска в течение 30 дней. Помимо этого, главы государств призвали контактную группу обеспечить обмен пленными по принципу "всех на всех" до конца года и предоставить Красному Кресту "полный и безусловный доступ ко всем удерживаемым лицам".
Приднестровье как успешный пример недопущения кровопролития
Многие годы в Приднестровье не раздаются пушечные выстрелы. И в этом, пожалуй, главный плюс миротворческой миссии. Более того, центральная власть в лице кишиневских политиков даже в самых «горячих припадках» не позволяет себе заявлений о военном решении приднестровского вопроса. Движение граждан Молдавии и Приднестровья достигается за счет формального досмотра на границе: проверка паспортов занимает считаные минуты, автомобили и автобусы никто не потрошит. Более того, в такие праздники, как Рождество, Новый год, Пасха и Поминальный день, включается еще более упрощенный режим прохождения контроля: документы только показываются пограничникам, частенько — издалека.
Молодежь из Приднестровья без проблем учится в кишиневских вузах, более того — для них там предусмотрены квоты в виде бюджетных мест. Наблюдается свободное перемещение рабочих рук и квалифицированных кадров. Что любопытно: и в одну, и в другую сторону. За почти 30 лет после конфликта 1992 года выросло целое поколение выходцев из Приднестровья, которые ехали в Кишинев как в город, «оккупированный румынскими фашистами», а в итоге прекрасно ассимилировались, найдя работу и обзаведясь семьями.
Ничего личного — только политика
Есть еще один, на мой взгляд, немаловажный нюанс, который не только роднит два конфликта — приднестровский и на востоке Украины, но и может стать решающим в достижении мира. И в том, и в другом случае они носят исключительно политический характер, а не межэтнический. То есть, с двух сторон находятся по большей части люди идентичных национальностей.
Это означает, что и решить конфликт можно политическим путем: достаточно договориться ведущим игрокам мировой политики.