12 декабря во время круглого стола в государственном агентстве «Укринформ» начальник Управления гражданско-военного сотрудничества ВСУ, полковник Алексей Ноздрачев заявил о том, что украинские военные вполне могут поладить и с бойцами Народных милиций ЛНР и ДНР, и даже с российскими военными.
«Вопрос реинтеграции — это вопрос в первую очередь безопасности. Я вас хочу заверить, что военные-россияне, которые против нас воевали и продолжают воевать, и даже те военные, которые есть в формированиях Донецкой и Луганской областей, если будет принято решение политическое и имплементировано, они реинтегрируются очень быстро. Потому что все-таки кроме какой-то национальной идеи существуют какие-то военные традиции. И найти общий язык военным-россиянам и военным-украинцам, даже если они были врагами, лучше», — отметил он.
Однако есть те, кто может помешать налаживанию диалога.
«Но вы не забывайте, что существуют праворадикальные движения, которые государством не контролируются — мы не будем вдаваться в детали. Берём общую картинку: праворадикализм сейчас выпущен бесконтрольно и нет, кроме специальных служб, надеюсь, государственной политики относительно реинтеграции именно этих ветеранов, а иногда не всегда ветеранов, а иногда не всегда людей, которые беспокоятся о безопасности государства, к государственной политике и реинтеграции к инициативам», — рассказал Ноздрачев.
Его слова вызвали негодование националистов и радикально настроенной части украинского общества, и за полковника вынужден был извиняться Генеральный штаб.
«Оценочные субъективные суждения, в том числе политического характера, выраженные сегодня, 12 декабря, полковником Алексеем Ноздрачевым во время круглого стола в Национальном информационном агентстве «Укринформ» — не являются позицией Генерального штаба и Вооруженных сил Украины», — говорилось в заявлении украинского Генштаба.
В нем же отмечалось, что Ноздрачев «не имел полномочий обнародовать любые заявления, которые выходят за границы его служебных обязанностей и компетенции возглавляемого им подразделения».
«По данному факту начальником Генерального штаба — Главнокомандующим Вооруженных сил Украины назначено служебное расследование, о результатах которого будет сообщено дополнительно», — отметили в Генштабе.
В общем, Ноздрачев позволил себе непозволительную вольность. Однако его слова — красноречивое свидетельство процессов, протекающих в украинской армии.
Усталость от войны и нацеленность на мир
Зимой 1914 года на Западном фронте был день, когда не звучала артиллерийская канонада. 24 декабря, в канун католического и протестантского Рождества, солдаты воюющих армий зажигали свечи, распевали рождественские колядки, хоронили погибших и поздравляли друг друга.
Широко известна цитата британского карикатуриста Брюса Барнсфатера, бывшего в те годы офицером британской армии.
«Я бы не пропустил это уникальное и странное Рождество ради чего бы то ни было… Я заметил германского офицера — лейтенанта, я думаю, и, будучи немного коллекционером, я намекнул ему, что облюбовал некоторые из его пуговиц… Я достал свои кусачки для проводов и несколькими ловкими движениями снял пару его пуговиц и положил в карман. Затем я дал ему две своих в обмен… Наконец, я увидел, что один из моих пулемётчиков, который был немного парикмахером-любителем в гражданской жизни, стрижёт неестественно длинные волосы послушного «боша», который терпеливо стоит на коленях на земле, пока автоматические ножницы стригут его затылок», — писал он.
Командование негативно относилось к таким инициативам. Тем не менее, в том году кое-где рождественское перемирие продержалось до Нового года.
Можно вспомнить и историю борьбы ирландцев за независимость. После подписания англо-ирландского договора в 1921 году заядлые враги — английские и ирландские военные смогли нормально координировать свою деятельность. Более того, британские военные помогли Национальной армии Ирландии побороть радикалов из Ирландской республиканской армии. После ратификации договора парламентами Великобритании и Ирландского свободного государства в 1922 году британские военные покинули новообразованное государство.
Собственно, радикалы как тогда, так и сейчас — главное препятствие для достижения мира.
Война до последнего украинца
После того, как слова Ноздрачева вызвали резонанс, полковник вынужден был извиниться.
«Я откровенно ошибся в своих высказываниях и прошу мне простить эту ошибку. Это моя вина и я ее осознаю. Я готов понести наказание. Мне обидно за это. Прошу прощения», — заявил он в своем видеообращении.
И Ноздрачева можно было бы считать осколком «старой гвардии» в новых ВСУ. Эдаким военспецом в окружении красногвардейцев. Однако факты довольно частых перестрелок между националистическими формированиями и частями ВСУ свидетельствуют о том, что украинские военные к националистам относятся не очень. Да и радикалы не доверяют военным, считая, что войну в Донбассе нужно вести без оглядки на перемирия и приказы верховного командования.
В тот же день, когда Ноздрачев неосторожно высказался в «Укринформе», высшее руководство страны: президент Владимир Зеленский, генпрокурор Руслан Рябошапка и министр внутренних дел Арсен Аваков — представляло результаты расследования убийства журналиста Павла Шеремета. Подозреваемые в убийстве — сторонники националистических идей, радикалы, воевавшие в Донбассе. Публике предоставили аудиофайлы с записью разговоров подозреваемых.
Одна из них, детский врач и волонтер с позывным «Лиса» — Юлия Кузьменко, обсуждает в разговоре с мужчиной с позывным «Марат» обстрел Киева из реактивной артиллерии.
«А один комбриг, я его не буду называть, если мне поступит такой приказ (идти на Киев — Ред.), я тогда снимаюсь, гружусь и еду на Киев», — рассказывал Марат Лисе.
«И правильно сделают. Я очень хочу, чтобы это случилось. Мне этого Киева не жалко вообще», — ответила Лиса.
По ее словам, для дестабилизации ситуации в стране достаточно «выпустить полкассеты «Града», Киев ведь ссыкливый».
И если военный в этом диалоге выглядит как служака и исполнитель приказов, то радикалы демонстрируют безжалостность к гражданскому населению.
Кроме того, националисты являются движущей силой протестов против мирного урегулирования ситуации в Донбассе. Неудивительно, что именно они представляют основную опасность для наметившегося урегулирования. Поэтому слова Ноздрачева, за которые его заставили извиниться, на деле свидетельствуют о том, что кадровые офицеры в ВСУ давно поняли, кто для них наибольший враг, а кто — если не союзник, то по крайней мере договороспособен.