Интимный союз.
Переговоры между Москвой и Минском об углублении интеграции в Сочи завершились паузой.
Правительствам не удалось найти общий язык по ряду ключевых вопросов, которые они оставили президентам. Путин и Лукашенко общались 5 часов за закрытыми дверями, после чего дали своим командам еще 2 недели — до встречи 20 декабря в Санкт-Петербурге.
В России и Беларуси очень разное отношение к «углублению интеграции». В Минске уже два дня подряд проходят несанкционированные акции оппозиции, на которых рвут портреты Путина и водят хороводы вокруг российского посольства. В России не прошло даже одиночного пикета с антибелорусской риторикой. Рвать портреты Лукашенко и приходить с протестом к белорусскому посольству не принято.
Однако это всего лишь информационный фон, который показывает, насколько активны противники союза. В 15-миллионной Москве организационной силы, способной вывести 1000 человек против союза с Минском нет. В 2-миллионном Минске противники союза с Россией хоть и не многочисленны, но организованы и готовы идти на нарушение закона.
Основные выводы по результатам встречи:
— и Москва, и Минск максимально подняли ставки;
— Москва публично обозначила бонус для Минска: цена энергоресурсов;
— Минск публично не объявил возможные бонусы для Москвы;
— работа продолжится кулуарно, после чего каждая сторона предложит границы компромисса.
В целом мне очень нравится, как идет работа по углублению союзных отношений с братьями-белорусами. Во-первых, наблюдается синхронизация усилий разных министерств и ведомств — этот опыт пригодится в дальнейшем, когда перейдем к оценке и углублению интеграции в ЕАЭС.
Во-вторых, идет активная коммуникация между российскими и белорусскими чиновниками, а горизонтальные связи — это основа крепкого союза. В-третьих, переговоры проходят в интимной обстановке, практически без утечек — это наша византийско-ордынская традиция герметичной власти.