В Украине стартовала всеукраинская акция протеста «Нет безответственной продаже земли». Об этом сообщил председатель общественного союза «Аграрный союз Украины» Геннадий Новиков, по словам которого, эта кампания будет иметь форму типичного палаточного майдана в комбинации с точечными акциями в разных регионах страны.
«Под Верховной Радой собираются люди для того, чтобы заявить свою позицию, так как сегодня будут проходить парламентские слушания. Акция будет бессрочная, разворачивается палаточный городок, будет постоянное дежурство общественной стражи. Будем следить за течением обсуждения 3 тысяч правок к законопроекту о земле», — заявил Новиков, по словам которого митинги у стен украинского парламента будут подкрепляться веским аргументом блокирования основных автотрасс, которыми обещают заняться на местах неравнодушные фермеры.
«По дорогам государственного значения сейчас движутся автомобильные колонны», — угрожающе сообщил об том лидер «Аграрного союза Украины», особо настаивая на том, что действия его организации отражают чаяния большинства украинцев, которые высказываются в соцопросах против свободной купли-продажи «главного национального достояния украинцев».
Впрочем, из названия акции ясно, что участники кампании протеста не против введения рынка на землю. Другое дело, что они предлагают делать это поэтапно, предоставляя преимущественное право выкупа государству и органам местного самоуправления, а первые пять лет допускать к приватизации только граждан Украины, которые смогут сосредоточить в своих руках не более 200 гектаров на человека.
«Аграрный союз Украины» аккумулирует в своих рядах представителей многочисленных политических и общественных деятелей — от бывших «ляшковцев» до Надежды Савченко, которая привезла к парламенту несколько мешков хорошего чернозема. Однако вполне очевидно, что этот протест является пробным камнем для более крупных представителей украинского политикума, которые разогревают ситуацию, чтобы в нужный момент возглавить протесты. И ключевым игроком, который рассчитывает поспекулировать на тему отмены земельного моратория, безусловно, будет Юлия Тимошенко, которая, скорее всего, вообще построит на этой теме свою повестку, рассчитанную как минимум на ближайшие месяцы.
Конечно, сами украинские селяне не имеют практически никакого отношения к этой очевидно конъюнктурной возне. Однако они действительно выступают против свободной продажи сельхозземель, справедливо полагая, что это лишит их последнего оставшегося достояния. Призрак новых девяностых сковал украинское село страхом. Люди боятся, что их землю задешево скупят, отберут или хитростью отпишут через суды. Они прекрасно знают, что их некому защитить, и совершенно обоснованно не доверяют государственной власти, которая продвигает приватизацию. Трезвый практичный расчет берет верх над желанием быстро получить небольшую толику денег, которые обесценятся после очередного падения курса гривны. К тому же люди прекрасно помнят: власти обманывали их буквально во всем каждый раз, а значит, гарантированно обманут и в этом случае.
«Открытие рынка продуктивной земли — способ не реализации права собственности украинскими гражданами, а способ отобрать у них собственность. То есть способ легитимного перехода общенародной собственности в руки небольшого числа владельцев. Так, как в свое время ваучерная приватизация была способом концентрации промышленных активов в руках крупного капитала — как отечественного, так и транснационального. Следствием этого стала деиндустриализация Украины и ее превращение в сырьевой придаток с дешевой рабочей силой.
Украинская земля будет скуплена крупным капиталом по той цене, которую выставят покупатели. Крестьяне будут вынуждены согласиться на низкую цену земли из-за элементарной нехватки финансов. Этот факт, а также внеэкономические методы, которые широко используются сейчас в аграрном секторе — например, рейдерство, — свидетельствуют о том, что землю будут скупать по минимальной цене. Кроме того, небольшие фермерские хозяйства будут проигрывать в конкурентной борьбе большим латифундистским хозяйствам, банкротиться и продаваться», — описывает сценарий земельной приватизации известный правозащитник Владимир Чемерис.
Больше того, в Украине наконец начинают задумываться о глобальных социальных последствиях земельной приватизации, которая затронет не только селян. Во-первых, это приведет к дальнейшему сокращению внутреннего аграрного производства. Скупив черноземы, крупные аграрные корпорации задействуют их под выращивание высокорентабельных экспортных культур — например, подсолнечника, кукурузы, рапса или пшеницы. Традиционный «селянский» рынок, который будет сжиматься, продуктовая безопасность страны ухудшится, а постоянно растущие цены на основные продукты повысятся еще больше. Тем более что, как показали катастрофические ценовые скачки на самый обычный лук, капусту или картофель, государство полностью отказалось от регулирования продуктового рынка, совершенно не интересуясь, что и за сколько будут покупать себе на стол украинцы.
Между тем, по данным Госстата, только в октябре «золотые» украинские овощи вновь прибавили в цене на 4,6%, а за год их цена увеличилась на 23,1%. Хлебобулочные изделия подорожали за год на 12,7%, молоко — на 11,2%, масло — на 11,2%. И этот рост цен на продукты является самым быстрым в Европе. «Если в прошлом году цены на еду в наших магазинах сравнились с европейскими, то в этом уже превысили их по многим позициям», — говорит об этом глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко. Добавляя, что хлынувшие на рынок импортные продукты, как правило, не отличаются ни нормальным качеством, ни адекватными ценами.
Вторым, еще более важным результатом отмены моратория на торговлю землей будет пролетаризация села и массовый отток «лишних» людей. Продав свою землю, бывшие крестьяне окажутся ненужными у себя дома. Крупные аграрные корпорации не заинтересованы в большом количестве рабочей силы, обеспечивая свои производственные нужды за счет небольшого количества профессиональных сельхозрабочих. А в деиндустриализованной провинции нет никаких рабочих мест, способных удовлетворить запросы молодых обезземеленных селян, не считая перспективы трудоустроиться в полиции, армии или пополнить ряды криминала.
Следствием этого будет новая волна трудовой миграции. Бывшие владельцы земли начнут массовый исход в крупные города в надежде найти там работу и перспективы начать новую жизнь. А затем отправятся за границу, насыщая рынок труда в Польше, Чехии, странах Балтии и России. Все это дополнительно ухудшит социальную ситуацию в мегаполисах Украины — даже в ее столице, которая пока еще пытается имитировать некоторое подобие благополучия и стабильности. А Украина окончательно потеряет основную массу молодого трудоспособного населения — просто потому, что оно обречено оказаться ненужным и невостребованным в реалиях разоренной и разграбленной «аграрной сверхдержавы», обреченной импортировать основные продукты питания.
Таким образом, земельная реформа самым драматическим образом изменит лицо Украины, окончательно закапывая в землю надежды на ее возрождение.