Правда, ссылка, на соответствующую страницу Минюста с документами о решении не открывается. Нет информации об этом решении ни на сайте Украинской православной церкви, ни на сайте РПЦ, ни самой Почаевской Лавры.
И это наводит на мысли о том, что мы имеем дело с неким «пробным шаром», попыткой посмотреть на общественный резонанс от таких новостей. И если он будет слишком уж сильным, всегда можно сказать, что «ничего такого не было и не планировалось».
Впрочем, нужно напомнить, что решения по поводу Почаевской Лавры и взаимоотношениями с Каменецко-Почаевским заповедником уже принимались в 2018 году. И тоже не в пользу Лавры. Тогда Минюст Украины отменил «решение о государственной регистрации права пользования на комплекс сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры религиозной организацией Почаевская Свято-Успенская Лавра».
В общем, если проще, то украинские власти претендуют на то, что храмовые сооружения и монастыри на самом деле принадлежат именно государству, а Украинская Церковь в данном вопросе не более чем арендатор, с которым в любой момент могут расторгнуть договор.
В 2018 году, впрочем, история привлекла очень много внимания, поэтому украинские чиновники решили «сдать назад». Особенно после того, как на сайте «Патриархия.ру» появилось интервью нынешнего наместника Лавры, митрополита Владимира (Мороза), в котором он заявил:
«Прежде всего, замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений Минюста и Кабинета министров скажу следующее: идет планомерное наступление на каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу, спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой ЕПЦ (нынешняя ПЦУ — Авт.). Фактически это новая форма гонений».
Наместнику Почаевской Лавры можно верить, поскольку вверенный ему монастырь неоднократно подвергался самым изощрённым притеснениям за свою долгую историю. И, кажется, появился повод об этой богатой и драматической истории напомнить.
По легенде сам факт появления Почаевской Лавры связан с гонениями. Монастырь был основан бежавшими от нашествия татар бывшими насельниками Киево-Печерской Лавры в 1240 году.
В 1596 году была заключена так называемая Брестская уния с католиками, которая способствовала появлению украинской униатской, греко-католической церкви. Однако Почаевская Лавра долгое время оставалась верна Православию. И, естественно, подвергалась гонениям. Уния распространялась по Речи Посполитой, к которой относились и многие территории нынешней Украины медленно, но неотвратимо. Это стало одной из причин многочисленных казацких восстаний, сотрясавших Речь Посполитую в первой половине XVII века.
Финальным аккордом этой эпопеи стало восстание Богдана Хмельницкого, переросшее в масштабную войну за земли Речи Посполитой, в которой приняли участие Россия, Швеция, Трансильвания и Османская империя. В 1667 г. Россия и Речь Посполитая заключили перемирие, по результатам которого русские земли на левом берегу Днепра отходили к московскому царю, а на правом — оставались за Короной Польской.
Так Почаевский монастырь остался под властью католической державы. Однако это была не единственная угроза православным. К перемирию противников толкнуло вмешательство в войну Турции, на сторону которой перешел казацкий гетман Дорошенко. В итоге уже в 1672 г. османам досталась Подолия с ее столицей — крепостью Каменец. Вскоре поляки попытались вернуть себе утраченное, на что Порта ответила массированным вторжением.
Нашествие 1775 г. имело катастрофические последствия для региона. Множество сёл, местечек и замков не просто были разграблены и сожжены, но в ближайшие годы так уже и не возродились. Король Ян Собесский с трудом останоил врага подо Львовом. Считанным населенным пунктам удалось устоять — например, Бережанскому замку, благодаря мощнейшим укреплениям, или Теребовле, небольшой гарнизон которого демонстрировал чудеса героизма. В этом же ряду находится и Почаевский монастырь…
В те годы у обители не было каменной стены, только деревянный частокол, но за этим частоколом укрылись многие люди из соседних селений. И по легенде было явлено чудо, в небе появилась Богородица в окружении ангелов, со стоящим рядом Иовом Почаевским, известнейшим святым — настоятелем монастыря. Как бы там ни было на самом деле, но турецко-татарские войска в итоге не просто отступили, а по летописным свидетельствам буквально бежали в панике.
Но с исчезновением исламской угрозы никуда не делись проблемы с унией. Долгое время православные на землях Речи Посполитой не без успеха противились ее насаждению, в том числе и опираясь на поддержку Москвы. Однако в начале XVIII века ситуация неожиданно изменилась не в лучшую сторону.
Еще в конце XVII века обитель чуть не получила ставропигиальный статус от Петра I. Тогда монастырь мог бы стать подконтрольным непосредственно Москве, но, увы, сложилось иначе.
Молодой русский царь Петр I крайне нуждался в союзе с Речью Посполитой против Швеции в начавшейся Северной войне. Кроме того, важна была и позиция Папы Римского, от которого во многом зависело признание королевского статуса Станислава Лещинского, ставленника Карла XII на польском троне. В результате помощь православным Галичины, которую ранее активно оказывала Россия, пришлось свернуть.
В результате в 1708 г., после отступления из-под Львова русских войск, унию приняло знаменитое Львовское братство, а с 1713 г. униатским стал и Почаевский монастырь.
Историки до сих пор полемизируют на тему того, как получилось, что монастырь, считающийся одним из оплотов православия на Руси, перешел в унию. И сходятся в том, что произошло это исподволь, тихо и по вине «тайных униатов», которые обманом приходили к власти в обители. В эти годы многие сторонники православия, которых оставалось в монастыре множество, несмотря на постепенный поворот к униатству, также подвергались гонениям.
Нужно отметить, что в самой Лавре униатские порядки приживались крайне трудно и долго. И несмотря на то, что в это время монахи обители относились к католическому ордену базилиан, долгое время вся их литургическая жизнь, все обряды были именно православной традиции.
Но в итоге в 1831 году, после подавления польского восстания, Николай I приказал передать монастырь Русской Церкви, а в 1833 году обители был присвоен статус Лавры. И она, по сути, стала одним из крупнейших центров русского православия в империи. Четвертой в списке Лавр Русской Церкви.
В годы Первой мировой обитель вновь подверглась разорению, когда в неё вошли австро-венгерские войска. Большая часть братии была отправлена в концентрационные лагеря, меньшинству удалось укрыться у местных жителей.
В трапезной монастыря оккупанты устроили кинозал, в домовой церкви во имя святого Петра, митрополита Московского, было устроено кафе. Множество церковных реликвий и иных ценностей было украдено или просто уничтожено. Но после освобождения в 1916 году Лавра вновь была восстановлена.
В 1939 году СССР присоединил к себе территории Восточной Польши, и Лавра перешла под контроль советских властей. Снова были гонения. Братия сократилась с 300 до 80-и человек. Но при этом, когда немецкие оккупанты пришли на эти территории, лавра стала одним из центров связи с Московской Патриархией. Собственно, именно в Почаевской Лавре в 1941 году и было провозглашено создание Украинской автономной Православной Церкви, верной Московскому Патриархату.
Хрущевские гонения на Церковь 50-60-х годов также были болезненными для Почаевского монастыря. Количество братии вновь резко сократилось — со 140 до 35 человек. Притом это были старые и немощные монахи. Молодым попросту запрещали оставаться в обители или приходить туда. Запрещены были и организованные паломничества. В одном из прилегающих к Лавре зданий вообще открыли музей атеизма.
Но после советских гонений Лавра вновь восстановилась. В том числе и для того, чтобы противостоять новому, теперь уже «филаретовскому расколу», и оставаться частью Русской Церкви, когда Филарет Денисенко создавал свою раскольничью «Украинскую православную церковь Киевского патриархата».
Кстати, как и в случае с униатской историей Лавру попытались захватить изнутри. Наместник монастыря, епископ Иаков (Панчук) самовольно и без предупреждения братии начал поминать Филарета Денисенко, патриарха Константинопольского, а не Московского, и президента Украины Леонида Кравчука. Но братия выдворила раскольника в тот же вечер. После чего был избран новый наместник.
И вот сейчас, после событий Майдана на Украине, после истории с «фанариотским томосом» для Лавры вновь наступили тяжелые времена. Пока это юридическое и политическое давление. Но оно уже есть, и происходит вполне явно.
Понятно, что одной из основных программ внутренней политики постмайданной Украины стала борьба «со всем русским», в том числе и с Русской Церковью, автономной частью которой является и каноническая Украинская Церковь. И понятно, что такой центр православия, как Почаевская Лавра, самим фактом своего существования мешает некоторым украинским политическим и религиозным деятелям.
Но многострадальная история этой обители учит нас, что даже после самых тяжелых и длительных потрясений Лавра восстанавливалась и вновь становилась оплотом верности Православию. И никакая политическая конъюнктура или даже оккупация инородцами и иноверцами не могла этому помешать.